Все новости
Политика
18 Января 2012, 02:17

Прямо и непосредственно

Гражданам страны снова предстоит выбирать региональных руководителей?

Президент РФ Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Госдумы проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ». Глава государства предлагает избирать губернаторов на срок не более пяти лет. Документ, предусматривающий введение прямых выборов глав субъектов Федерации, может быть принят уже в мае 2012 года. Сегодня мы публикуем первые комментарии по поводу инициативы президента России.

Михаил Бугера,
заместитель председателя Комитета Госсобрания РБ по госстроительству, депутат Госдумы РФ второго, третьего и четвертого созывов (в 1995 — 2007 годах):

— Жизнь меняется. То, что семь с половиной лет назад прямые выборы глав регионов были заменены системой наделения полномочиями, с федеральной точки зрения казалось оправданным. Когда я был депутатом Госдумы РФ, помню, что в парламенте было ощущение того, что отмена выборов глав регионов — временная мера, практически чрезвычайного характера. В нашей республике тоже двояко отреагировали на это — были и сторонники, и противники. Вопрос был дискуссионный, хотя большого обсуждения и не произошло. Какие тогда аргументы были главными? Чтобы не могли попасть в высшую власть круги, связанные с криминалом, с коррупцией, с рейдерством, способные щедро финансировать избирательную кампанию. Во-вторых, чтобы окоротить облеченного властью в регионе человека, который вел себя запредельно «свободно» по отношению к федеральным установкам.

С тех пор уровень должностной дисциплины в исполнительной вертикали власти, конечно, повысился. Сейчас подобных опасных «вольностей» уже, видимо, нет. Отсюда вполне актуален возврат к прямым выборам. Это будет, конечно, уже повтором формы, но с качественно иным содержанием. Правда, пока мне не ясен механизм фильтрации кандидатов на высшие посты в регионах — партийный ли, президентский ли или представительный, но он необходим.

Любая законодательная инициатива рождается не на пустом месте, она следует из сложившейся общественно-политической атмосферы. Очень хорошо, что лидеры государства почувствовали у граждан, у избирателей запрос на подобный шаг и отреагировали своевременно. Для того выборы и придуманы, чтобы стимулировать власть отвечать на потребности общества.

Юрий Дорожкин,
доктор философских наук,
проректор БАГСУ при президенте РБ:

— Законопроект станет, несомненно, крупным шагом в демократизации политической системы в целом и регионального политического пространства, в частности. Политические перемены такого рода сегодня назрели, о чем свидетельствует острая общественная полемика после недавних выборов в Государственную Думу. Российский социум как основной субъект власти значительно вырос за последние годы, он требует уважения к себе, большей свободы и влияния на власть, ее формирование и деятельность. И, как показали митинги в Москве на Болотной площади и на проспекте Сахарова, в других регионах России, власть услышала сигнал, поступивший от гражданского общества.

Если говорить о достоинствах представленного законопроекта, то они очевидны. Во-первых, речь идет о шаге в сторону развития современного федерализма, поскольку власть в субъектах Федерации должна быть выборной, в соответствии с природой федеративного устройства государства. Такова мировая практика, и на этом во многом зиждется государственность субъекта Федерации. Во-вторых, хочу подчеркнуть, что идейное ядро и самое существенное в законопроекте — прямые выборы гражданами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и второй момент — возможность его отзыва самим населением. Это подвижка к реальной подотчетности и общественному контролю граждан за региональной властью. В-третьих, этот законопроект обеспечит повышение доверия к выбранной самими гражданами власти. В-четвертых, поднимет реальную самостоятельность и ответственность главы региона за свою политику и принимаемые им решения. В-пятых, возвысит авторитет и политическую роль партий, выдвигающих, согласно законопроекту, своих кандидатов на пост региональных руководителей. Что, впрочем, не исключает, по закону, и возможность самовыдвижения.

Что касается опасений относительно того, что население «не тех» выберет, то такая тревога напрасна. Наши сограждане «повзрослели» за 20 постсоветских лет. Они уже научились отличать зерна от плевел. Если им «доверяют» избирать президента РФ, то почему они не вправе выбрать себе регионального руководителя? Если у кандидатов на пост главы субъекта Федерации есть проблемы с законом, об этом призваны сообщить публично правоохранительные органы. Но главное состоит в том, что при условии открытых, свободных, равных и конкурентных выборов соперники, их предвыборные штабы, политические партии, выдвигающие своих кандидатов, средства массовой информации не позволят недобросовестным, некомпетентным, безнравственным претендентам занять кресло губернатора. Кроме того, в законопроекте предусмотрены страхующие механизмы в виде отзыва по инициативе населения высшего должностного лица субъекта РФ или его отрешения от должности в связи с утратой доверия президента РФ на основании только выявления фактов коррупции или неурегулирования конфликта интересов.

Конечно, законопроект пройдет еще необходимое тестирование в Госдуме и обкатку на практике. Но важно, что этот законопроект увидел свет, получил путевку в жизнь.

Читайте нас: