Об основных итогах минувшего года и о планах на 2012 год агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал премьер-министр РБ Азамат Илимбетов.
- Азамат Фаттахович, на старте каждого нового года принято подводить
итоги и планировать будущее. Каким, по Вашему мнению, был 2011 год для
республики?
- Органы статистики дают пока предварительные данные, тем не менее, они
уже вполне отчетливо отображают картину динамичного развития республики
в 2011 году.
Так, индекс промышленного производства по крупным и средним
предприятиям далеко превысил 109%, что в 2 раза лучше соответствующего
среднероссийского показателя.
В обрабатывающих производствах, в отличие от сырьевых, этот рост еще
выше, индекс составил 111%. По машиностроению рост составил 20%, а такая
высокотехнологичная сфера, как производство электронного и оптического
оборудования, выросла почти в полтора раза.
Введено 2,109 млн кв. метров жилья - на 5% больше, чем в предыдущем
году.
Что касается очень важного показателя - оплаты труда, то средняя
номинальная начисленная зарплата составила по итогам 11 месяцев около 18
тыс. рублей. Рост же реальной зарплаты достиг отметки 3,4%, что также
весьма неплохой показатель. Республика занимает первое место в России по
количеству прибыльных предприятий. К этой категории относятся свыше 80%
предприятий республики, а среди сельхозпроизводств эта доля достигла
86%.
По итогам года отмечается как рост объёма инвестиций в основной
капитал, так и прямых иностранных инвестиций. При этом три четверти
поступлений идут не в сырьевой сектор, а в обрабатывающие производства.
По предварительным оценкам, в 2011 году объём инвестиций в основной
капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека
увеличился почти на 11%, примерно на столько же возрос объём прямых
иностранных инвестиций.
Что касается сельского хозяйства, то здесь показатели еще более
обнадеживают, поскольку 2010 год был засушливым. Собрано около 3,2 млн
тонн зерна, объем валовой продукции сельского хозяйства далеко превысил
100 млрд рублей, что составило около 140% к 2010 году.
Активно развивалась внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговый
оборот Башкирии составил около $12 млрд, а это на треть превышает
уровень 2010 года.
Объём валового регионального продукта (ВРП) республики оценочно
составил в 2011г. примерно 950 млрд рублей. Таким образом, у нас в
республике есть реальная возможность впервые выйти в 2012 году на
триллион рублей ВРП и даже постараться превзойти эту знаковую цифру.
- Как Вы считаете, удастся ли сохранить высокие темпы роста экономики
республики в 2012 году, учитывая прогнозируемый кризис?
- В экономике есть такое понятие, как "эффект базы". То есть, если
достигнута высокая планка, то последующее развитие уже достигнутого
даётся сложнее. Это как в спорте - каждый новый рекорд более труден и
ценен, чем предыдущий. Тем не менее, прогнозы социально-экономического
развития республики вполне оптимистичны.
К чему стремимся в 2012 году? Согласно прогнозным расчетам, рост
экономики продолжится, однако он будет иметь более сдержанную динамику -
порядка 5% к высокой базе 2011 года. Развитие будет основываться, в
первую очередь, на технологической модернизации экономики. Поэтому, рост
инвестиций в основной капитал должен превысить темп роста валового
регионального продукта и составить в среднегодовом исчислении около 8%.
Соответственно, в условиях стимулирования инвестиционных процессов
стабильными темпами должна развиваться строительная отрасль.
Лидером экономического роста, по-прежнему, должна оставаться
промышленность. Среднегодовой темп прироста здесь прогнозируем на уровне
6%. Сельское хозяйство будет иметь более сдержанную динамику с учетом
индивидуальных особенностей восстановительных процессов по времени
воспроизводства поголовья скота и птицы, к масштабным потерям в условиях
засухи - здесь темп роста составит порядка 2%.
В условиях роста экономики будем работать над улучшением ситуации на
рынке труда, над снижением безработицы. Увеличится занятость - возрастут
доходы, как следствие - вырастет потребление. Рост розничного
товарооборота прогнозируется примерно в 6%. По расчетам министерства
экономического развития республики, реальные располагаемые денежные
доходы населения вырастут на 5,3%, а среднемесячная заработная плата
увеличится до 21 тыс. рублей.
- Азамат Фаттахович, Вы регулярно проводите личный прием населения. С
какими вопросами чаще всего обращаются жители республики, каковы
результаты таких встреч?
- Проведены выездные приемы граждан в нескольких городах и районах
республики. Знаете, люди обращаются не только и даже не столько со
своими частными и бытовыми вопросами, сколько поднимают проблемы
развития своего населённого пункта, района или города в целом. Это
вопросы, связанные с созданием новых рабочих мест, строительством новых
производств, больниц, детских садов, газификацией, строительством дорог,
с работой жилищно-коммунального хозяйства. Большая часть проблем,
поднятых по этим обращениям, решена или решается.
Кроме того, в 2011 году поступило несколько сот письменных обращений
граждан. В частности, было много просьб по восстановлению домов в селе
Урман, пострадавшем от пожара на военном арсенале в мае 2011 года и
оказанию материальной помощи пострадавшим в результате этого ЧП. Эти
просьбы в основном удовлетворены.
- Республиканская программа "Стимулирование развития жилищного
строительства в РБ в 2011-2015 годах" предполагает, что к 2015 году
более половины жилья составят квартиры эконом-класса. Каким образом
будет осуществляться эта задача?
- Темпы строительства доступного жилья недостаточны для удовлетворения
спроса населения, ограниченного пока в финансовых ресурсах. Между тем,
закон рынка прост - чем больше предложения, тем ниже цена. Поэтому в
жилищном строительстве нужен не просто рост, а взрывная динамика.
В целях организации массового строительства социального жилья и
эффективного решения жилищных вопросов населения республики, Указом
президента Республики Башкортостан (Рустэма Хамитова - ИФ) создана
Некоммерческая организация Фонд строительства социального жилья РБ.
Кроме этого, в прошлом году были внесены поправки в республиканский
закон "О регулировании земельных отношений", дающие возможность
предоставлять некоммерческим организациям, созданным ГУПами, земельные
участки в собственность бесплатно, на безвозмездной основе и без
проведения торгов, в целях строительства жилых помещений, реализуемых с
предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых
помещениях. Все эти меры должны сказаться на удешевлении жилья.
Есть еще один вариант для массового строительства жилья эконом-класса -
это комплексное освоение территорий, которое имеет ряд преимуществ.
Появляются новые возможности для строительства на фоне дефицита
земельных участков; достигается снижение себестоимости за счет эффекта
масштаба и возможность много и быстро строить и продавать. Снижение
себестоимости жилья при комплексном освоении территорий достигается за
счет нескольких факторов - к примеру - по определению нет необходимости
сносить старые дома и расселять жильцов.
Такие крупные неосвоенные территории в непосредственной близости от Уфы
есть - одна из них находится на левом берегу реки Белой. Это - земельные
участки, расположенные между населенными пунктами Миловка, Романовка
Ленинского района Уфы. Этот и другие проекты могут стать весьма
привлекательным для девелоперов и банков за счет их масштабности,
возможностей предоставления крупных кредитов застройщикам и массового
кредитования физических лиц, приобретающих жилье эконом-класса в
процессе строительства.
Есть и трудности, которые усложняют развитие таких проектов. Главный
вопрос здесь - отсутствие инженерного обеспечения, инфраструктуры и
сформированных финансовых механизмов для решения подобных проблем. По
решению этих вопросов сегодня ведется работа.
- Строительству каких объектов, кроме жилищной сферы, будет уделяться
особое внимание?
- В первую очередь, это, конечно, детсады. В прошлом году сдано в
эксплуатацию 12 детских садов, возвращены в сеть ранее
перепрофилированные в другие учреждения 15 зданий детских садов. С
учетом всех форм (частные садики, группы при школах и т.д.), было
введено около 10 тыс. новых мест в дошкольных учреждениях.
Задачи на 2012 год еще более амбициозны - в хорошем смысле этого слова.
Предстоит построить 52 детских сада, продолжить работу по возвращению
перепрофилированных детсадов, с тем, чтобы создать до 12 тыс.
дополнительных мест.
Далее - это работа по так называемым "проблемным домам", то есть,
замороженным объектам обманутых дольщиков. Сегодня у нас числится более
десятка таких домов. Поручением президента установлены сроки завершения
строительства проблемных многоквартирных домов, и у нас есть реальная
возможность выполнить эту задачу в конце 2012- начале 2013 года.
- Правительство Башкирии заявило о создании республиканского резервного
фонда зерна с целью поддержки сельхозпроизводителей на период снижения
цен на зерновом рынке. В фонде планировалось аккумулировать зерно нового
урожая, которое будет гарантированно выкупаться у аграриев по залоговой
схеме. Как Вы охарактеризуете результаты проведенной работы?
- Вы имеете ввиду механизм залоговых операций с зерном, который был
разработан по поручению президента республики? Действительно, эта мера
позволила поддержать сельхозтоваропроизводителей в период, когда цены на
зерно были нестабильные, а потребность у аграриев в средствах - большая.
Оператором залоговых операций - ГУП "Башагропродукт" -
сельхозпроизводителям выделено 240 млн рублей оборотных средств под
залог пшеницы, ржи, ячменя и гречихи. Сельхозпроизводители, в свою
очередь, передали в залог порядка 80 тыс. тонн зерна.
В целом проведение залоговых интервенций в период завершения
осенне-полевых работ стало подспорьем для сельчан, которые испытывали
трудности с финансовыми ресурсами. Полученные средства пошли на
приобретение ГСМ, ремонт техники, выплату заработной платы и другие
нужды. Кроме того, это дало возможность убрать с рынка дешевое зерно.
Выгодно данное решение и для элеваторов и хлебоприемных предприятий
Башкортостана - даже притом, что до 1 января почти все из них бесплатно
хранили зерно аграриев у себя, а брали деньги только за услуги на сушку,
подработку и приемку зерна. Причем, расценки установлены ниже, чем в
соседних регионах. В качестве хранителей республиканского залогового
зерна отобраны наиболее надежные элеваторы региона.
Сегодня залоговый механизм начал работать в обратную сторону - аграрии
гасят залог, забирают зерно, самостоятельно его реализуют.
- Недавно Минрегионразвития РФ подвело итоги комплексной оценки в части
эффективности деятельности региональных административных команд за 2010 год. Каковы рейтинги, достигнутые республикой?
- Республика Башкортостан по комплексной оценке эффективности по итогам
2010г в рейтинге регионов РФ заняла 14-е место.
Нам сегодня более интересна динамика показателей эффективности 2011
года по отношению к 2010-му году. Согласно предварительным данным, по
эффективности деятельности органов исполнительной власти республики за
2011 год, из 219 проанализированных показателей к числу эффективных
отнесены 192, то есть, более 85%. При этом из негативных в разряд
эффективных в 2011 году перешли более полусотни критериев, затронувших
многие сферы. В частности, сферы инвестиционного развития, сельского
хозяйства, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта.
И, самое важное - есть положительная динамика по целому ряду
показателей, характеризующих уровень жизни и благосостояния населения.
Но пока остаются неэффективными более 20 показателей, относящихся к
сфере организации государственного и муниципального управления,
здравоохранения, образования. Над этим соответствующим министерствам и
ведомствам предстоит поработать. А в целом президент республики (Рустэм
Хамитов - ИФ) поставил задачу войти по оценке эффективности в первую
десятку российских регионов.
- В Башкирии создана правительственная комиссия по поддержке
приоритетных инвестпроектов, на рассмотрение которой представлен
перечень приоритетных инвестиционных проектов региона, содержащий
десятки проектов с общим объемом инвестиций в десятки миллиардов рублей
и созданием тысяч новых рабочих мест. Есть ли динамика в этом
направлении?
- В промышленном комплексе РБ в настоящее время реализуется или
находится в высокой степени готовности к выполнению свыше 20 крупных
проектов. Надеемся, что в наступившем году у потенциальных инвесторов
появится еще больший интерес к нашей республике. Для этого у нас созданы
соответствующие инструменты мотивации - с 1 января 2012 года вступили в
силу два закона, предусматривающие существенные льготы для инвесторов.
Отныне для них установлена пониженная ставка налога на прибыль в размере
13,5% (при базовой ставке 18%) на срок от 1 до 5 лет в зависимости от
объема осуществленных капитальных вложений.
Также республиканское законодательство предусматривает освобождение
инвесторов от уплаты налога на имущество организаций на срок от 1 до 5
лет в зависимости от объема осуществленных капитальных вложений.
Проведено несколько заседаний правительственной комиссии республики по
рассмотрению и поддержке приоритетных инвестпроектов. В целом в
перспективе господдержку планируется оказать более чем 40
инвестпроектам, где планируется создать около 33 тыс. новых рабочих
мест.
Накануне нового года утверждено постановление республиканского
правительства "Об инвестиционном фонде РБ". Теперь в качестве поддержки
приоритетных инвестпроектов регионального и межрегионального значения
Башкортостан сможет выделять средства из сформированного за счет
бюджетных ассигнований фонда. Законом республики о бюджете на 2012 год
определен объем инвестиционного фонда в сумме 400 млн рублей.
Следует отметить, что Башкирия заняла первое место в рейтинге
инвестиционной привлекательности российских регионов в 2011 году в
номинации "минимальные экономические риски".
- Башкортостан вошел в число десяти российских регионов, где будет
внедрен стандарт деятельности органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного климата, разработанный федеральным Агентством стратегических инициатив. Каким критериям должны отвечать инвестиционные проекты, чтобы они могли считаться "приоритетными"?
- Инвестиционные проекты относятся к таковым согласно положениям
постановления "О порядке рассмотрения и поддержки приоритетных
инвестиционных проектов РБ" в случае, если они отвечают ряду требований.
Например, объем инвестиций в форме капвложений должен составлять не
менее 100 млн рублей, а для инвестпроектов с иностранным участием - не
менее 350 млн рублей, соответствовать основным направлениям
социально-экономического развития республики и другим критериям.
- К концу 2012 года в электронном формате будут предоставляться 32
госуслуги, в 2013 - 54, а в 2014 году в Башкирии планируется
стопроцентный охват населения госуслугами по принципу "единого окна".
Каким образом правительство планирует добиться этих результатов?
- Башкортостан является пилотным регионом в реализации ФЗ об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Закон
четко прописывает административный регламент, где перечислен список
документов для граждан и сроки их подачи. К 1 марта мы должны построить
в республике систему межведомственного взаимодействия, а к 1 июля выйдем
на ее полную реализацию. Общение гражданина с государством должно
осуществляться по принципу "единого окна" в максимально удобной форме.
Сейчас в республике классифицированы 125 государственных и
муниципальных услуг с элементами межведомственного взаимодействия, и
этот перечень - не исчерпывающий. Поэтому сейчас все ведомства,
предоставляющие услуги, проводят их повторную ревизию. Из 75
региональных и 50 муниципальных услуг на данный момент уже
спроектированы 79 услуг. По 15-ти видам госуслуг мы можем работать по
принципу "единого окна" уже с нового года.
Мы ведем постоянный мониторинг исполнения ФЗ об электронных услугах. Во
многом благодаря участию в федеральном пилотном проекте Башкортостан - в
числе лидеров по разработке технологических карт межведомственного
взаимодействия - документа, в котором подробно описывается, в каком
порядке должен осуществляться обмен информацией между органами власти
для предоставления услуги в электронном виде. Для координации
деятельности республиканских ведомств и муниципальных образований по
организации межведомственного и межуровневого взаимодействия в конце
прошлого года принято специальное распоряжение правительства.
- Какие наиболее значимые события, на Ваш взгляд, произойдут в республике в 2012 году?
- Как известно, на федеральном уровне 2012 год объявлен Годом
российской истории в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812
года. Для нашей республики предстоящие торжественные мероприятия
особенно значимы - мы знаем, какой вклад внесли наши предки в разгром
наполеоновских войск. В течение года предстоит много интересных
мероприятий в честь этого исторического события, в том числе и за
рубежом.
Этот год для республики будет особенным еще в одном отношении - у нас
состоятся сразу несколько крупнейших международных спортивных
мероприятий - чемпионат мира по мотогонкам на льду, чемпионат мира по
хоккею среди молодежи, чемпионат мира по летнему биатлону. Очень
значимое спортивное мероприятие мирового масштаба предстоит уже через
год - это VI Зимние международные детские игры. Республике нужно
тщательно готовиться к этим крупным соревнованиям - предстоит
капитальный ремонт Дворца спорта, комплекса "Биатлон", других спортивных
объектов.
Также в этом году будем отмечать юбилеи наших выдающихся земляков -
150-летие со дня рождения художника Михаила Нестерова, 100-летие со дня
рождения видного башкирского хореографа Файзи Гаскарова и других видных
деятелей.
- Социальная нагрузка на бюджет растет. Это связано и с демографической
ситуацией и с ростом категорий населения, нуждающихся в помощи
государства. Каковы итоги года в отношении социальной работы, какие
планы на 2012год?
- Цель бюджетного планирования изначально по определению - это
социальные направления. В 2011г. на социальные цели в республике было
направлено примерно три четверти всех расходов. "Социалка" остаётся
абсолютным приоритетом и в бюджете на 2012 год - ее составляющая
расходов бюджета республики этого года планируется в объеме 78 млрд
рублей, что на 37% выше уровня утвержденного плана прошлого года.
Расходы бюджета на 2012 год предусматривают повышение фондов оплаты
труда в бюджетной сфере более чем на четверть к утвержденному уровню
2011 года. Это позволит обеспечить 15%-ый рост среднемесячной зарплаты
бюджетных работников. В целом в консолидированном бюджете республики на
2012 год расходы на зарплаты работников бюджетной сферы по сравнению с
утвержденным планом 2011 года увеличены на 8,5 млрд рублей.
Помимо бюджетных расходов важную роль в социальном направлении играют
специально разработанные республиканские целевые программы. В 2011 году
по поручению президента РБ были разработаны и начали реализовываться
сразу три такие программы, ориентированные на социальную поддержку
граждан, прежде всего пожилых людей. Во-первых, это программа "Народный
университет третьего возраста", по которой в прошлом году прошли
обучение более 16 тыс. человек. В связи с тем, что программа пользуется
большой популярностью, в этом году ее финансирование будет значительно
увеличено.