Все новости
Общество
8 Февраля 2022, 11:15

Уфимский вокзал у семи нянек

Перманентная реконструкция транспортных ворот республики — наказание для пассажиров

Уфимский вокзал у семи нянек
Уфимский вокзал у семи нянек

Чтение на верхней полке в поездке — истинное наслаждение. Не зависит ни от класса вагона, ни от вежливости проводниц, а только от писателя, которого выбираешь в дорогу.

На этот раз меня «сопровождала» Елена Разумовская, автор книги «Аномальные места Москвы». Страницы просто проглатывались: о вечно бандитском квартале Марьина Роща, о нечистых силах вокруг Склифосовского, о северной части столицы, изобилующей призраками. Известно, что женская литература почти не обходится без мистики. Да, сильная получилась книга. Настолько, что один из московских лешаков, похоже, забрался в наш вагон до Уфы и чудил всю дорогу.

Призрак в скором 270-м

В предновогодние дни билеты на поезда, ясное дело, раскупаются заранее. Нам с женой повезло: вдруг на 29 декабря объявился дополнительный 270-й Москва — Уфа. Правда, маркетинговая служба, быстро смекнув, взвинтила цены вдвое, но народ платил. Так, за верхнее место в купейном вагоне почти девять тысяч рублей, за нижнее еще дороже. Между тем после посадки в нашем вагоне № 15 открылись обстоятельства, отнюдь не соответствующие цене билета.

Во-первых, вагон оказался без биотуалетов. «Пока будем в зоне Москвы и других станций, ходите в соседний вагон, — советовала проводница и в оправдание признавалась: «Думаете, нам приятно обслуживать вас в таких условиях? Собрали состав из того, что было». Своим певучим голосом она успокаивала пассажиров как могла. «Ей бы Снегурочкой работать!» — лезли в голову новогодние мысли.

Во-вторых, в купе не было крючков для вешалок. Мои попутчицы уговорили меня, единственного мужчину, аккуратно сложить их шубки в верхней нише.

В-третьих, вместо складных ступенек на верхнюю полку болталась на шарнирах длинная лестница — тяжелая и неудобная.

Призрак дал о себе знать на подходе к Ульяновску: из-под потолка туалета водопадом стала низвергаться холодная вода. Потоки затопили коридор, пугая пассажиров, «Снегурочка» взялась собирать воду разным тряпьем. Собрала.

Погода стояла морозная. То и дело валил снег. Вагонные колеса и тормозные колодки обрастали льдом. «Снегурочка» на станциях брала тяжелый лом — инструмент, больше подходящий для мужских бицепсов, — и героически, подлезая под платформу, сбивала лед. Километров через сто призрак вновь объявился: вода из-под потолка хлынула еще сильнее. Потоки текли по коридору, создавая у обитателей купе иллюзию морского путешествия. На помощь проводнице поспешила начальник поезда. Оставив блокнот для записей замечаний пассажиров, она тоже взялась за сбор воды грязными тряпками. Это был аврал. Когда обе женщины, победив потоп, распрямились, то признались, утирая пот, что мечтают о возвращении упраздненного несколько лет назад фирменного скорого поезда № 39 «Башкортостан», укомплектованного новенькими вагонами. Пассажиры поддержали: они мечтают о том же.

У начальника поезда имелась памятка с телефонами, по которым пассажиры могли обратиться в случае плохого обслуживания. Правда, один из них, замначальника по эксплуатации вагонного участка «Уфа» Ильмир Атнагулов, отказался отвечать на вопросы журналиста-пассажира о причинах водопада, отсутствия биотуалетов и возрасте вагона. «Я лицо не официальное, ответственности не несу и полномочиями не обладаю, — сказал он как отрезал. — Если напишете в газету, получу по шапке». Почему вполне официальный работник называет себя неофициальным? Странные правила на РЖД. Там, где боятся гласности, всегда что-то не в порядке. И мы в этом вскоре убедились.

Как у Репина

Картина Ильи Репина «Не ждали» хорошо знакома россиянам. По сюжету, домой возвращается каторжанин. Родственники обомлели — не ждали. Таким же нежданным, по многим признакам, был и 270-й на станции Уфа. Подземный переход закрыт на ремонт. Эскалатор демонтирован. Несколько сот пассажиров с чемоданами и мешками ринулись к единственной лестнице, ведущей в здание вокзала. Им навстречу спускались другие пассажиры. Встречные потоки мешали друг другу.

Ни о какой антиковидной социальной дистанции и речи быть не могло. Пассажирский лифт вмещал всего 4 — 5 человек. Он не мог снять нагрузку.

Как могли решиться ответственные (или безответственные?) официальные (или неофициальные?) руководители вокзальных служб встретить состав из 15 вагонов, набитых людьми, предлагая для прохода одну лишь узкую и довольно высокую лестницу и один лифт? Пассажиры чертыхались, кому-то стало дурно. Неужели и здесь проделки московского призрака? Немного радовало то, что на календаре уже 30 декабря и вот-вот мы простимся с тяжелым ковидным годом.

Прибытие скорого 270-го — всего лишь одна история. А сколько поездов здесь останавливается за сутки! И все пассажиры, очевидно, ругают — кто вслух, кто про себя — тех, кто организует сервис (которого нет), сбрасывая таким образом свой негатив на РЖД. Если верить писательнице Елене Разумовской, там, где накапливается много отрицательной энергии, прописываются лешаки и всякая нечисть.

Через два дня, вечером 1 января, мне довелось вновь приехать на вокзал, чтобы проводить родственника. Оставшись один, решил все-таки поинтересоваться у дежурного по вокзалу: почему одновременно выведены в ремонт эскалатор и подземный переход? Насколько такая ситуация отвечает критериям хорошего сервиса и нормам безопасности в местах скученности людей? И когда заработает эскалатор?

— Сейчас позвоню начальству и узнаю, могу ли отвечать на ваши вопросы, — перепугалась дежурная. Естественно, тот, кому она звонила, общаться с журналистом запретил.

— Почему нельзя было принять переполненный 270-й на первый путь, где прямые выходы в город? — спрашиваю напоследок.

— Это решает дежурный по станции, он к вокзалу не имеет никакого отношения, — поясняет дежурная.

Мы, пассажиры, воспринимаем вокзал и все, что вокруг него, как единое целое: станцию, вагонный участок, парковки. Как слаженный комплекс по обслуживанию. Но в реальности, к сожалению, иначе: каждый участок закреплен за отдельным хозяином, которого конечный результат не волнует. Вот и получается: у семи нянек дитя без глазу. Поэтому на уфимском вокзале на протяжении многих лет ведется нескончаемая, надоевшая пассажирам реконструкция. Катастрофически не хватает парковочных мест для встречающих и провожающих, привокзальные улицы завалены снегом, общественный транспорт ходит плохо, особенно в вечерние и утренние часы. Вспоминается монолог незабвенного Аркадия Райкина о заказчике, который жалуется на то, что один рукав пиджака короче другого, а ему возражают, мол, пуговицы-то пришиты намертво.

«Приму как пассажира, как журналиста — нет»

В первый рабочий день после новогодних праздников звоню начальнику вокзала Олегу Мигунову, чтобы договориться о встрече. Но не тут-то было. Он отказывает журналисту в приеме: оказывается, предварительно редакция обязана отправить письмо в Самару, в Москву с вопросами, и только потом состоится беседа. Тогда прошу принять меня как обычного пассажира, и тут Мигунов отказать не может. Выходит, представитель газеты ущемлен в правах по сравнению с рядовым пассажиром? Тридцатилетний процесс строительства демократического общества завел нас в тупик согласований даже там, где нет военно-оборонительных секретов. Дожили, называется. Радует другое: гласности стали бояться как огня.

Иду в кабинет начальника и понимаю: я тут хозяин положения, здесь все должно быть для пассажира — комфорт, вежливые ответы и улыбки. Зал ожидания большой, светлый, теплый. Республика вложила в отделку здания вокзала и благоустройство склона 268 млн рублей. Но ремонт и замена эскалаторов, реконструкция подземного тоннеля, платформ — за РЖД. И вот тут к монополисту сплошные вопросы.

Справедливости ради надо сказать, что у нашего железнодорожного вокзала изначально незавидная судьба. Елена Разумовская уверенно отнесла бы этот объект и его территорию к аномальным, гиблым точкам Уфы. Место географически неудобное. С одной стороны крутой склон, с другой — река Белая. Возможно, в конце XIX века вокзал выглядел привлекательно, даже экзотично. Но губернская Уфа разрослась до мегаполиса. Трамваи, автомобили, поезда, электрички с трудом стали умещаться под береговой кручей. Высокопрофессиональные градостроители из Ленинграда в ходе разработки нового генплана Уфы в 50-е годы прошлого века, после присоединения города Черниковска, предложили руководству Башкирии построить вокзал на новом просторном месте — у стадиона имени Гастелло, там, где сейчас станция «Спортивная». Но первое лицо республики профессионалов не послушало. Аргумент был таков: «Как я буду встречать там высоких гостей и по разбитым дорогам везти в центр?» Вокзал остался.

Сегодня опять думают о высоких гостях: намечается строительство гостиницы, вип-зала для ожиданий. А самые элементарные удобства — подземные переходы, высокие платформы на уровне пола вагона, чтобы бабушки не мучились, продуманные бесплатные парковки, круглосуточный общественный транспорт, состыкованный с графиком прибытия и отправки поездов, — все это отодвинуто на второй план.

Мой визит к Олегу Мигунову ничего не дал. Увидев диктофон, он сразу замолчал и потребовал его выключить. Но и после разговор не клеился. Начальник вокзала не смог ответить, на какой срок остановлен эскалатор, почему подземный переход закрыт аж с 2016 года.

После официального запроса состоялась вторая встреча — уже как с журналистом. Разговор буксовал на тех же вопросах об эскалаторе, переходе, парковках. На встречу были приглашены начальник отдела минтранса республики Олег Гилев, главный инженер вокзала Александр Ворончихин, пресс-секретари. Нам объяснили, что реконструкция вокзала общей стоимостью около трех миллиардов рублей разбита на две очереди. В первом квартале нынешнего года завершится первая очередь — по реконструкции здания старого вокзала, вставки, обустройству привокзальной площади, замене эскалаторов. Вторая включает в себя реконструкцию тоннеля с удлинением до четвертой платформы, обновление платформ, строительство гостиницы.

Меня как пассажира мучил все тот же вопрос: надо ли было закрывать подземный переход в 2016 году, если по техпаспорту срок эксплуатации эскалаторов истекал в 2021-м? Проектировщики сей факт могли бы учесть и продумать схему работ в интересах пассажиров.

Улицы, примыкающие к вокзалу, общественный транспорт, места для парковок — это все, как сказал Мигунов, в зоне ответственности муниципалитета.

О парковках. В декабре на улице Привокзальной появился знак, запрещающий парковаться по нечетным дням. Как раз в момент приезда журналистов эвакуатор загружал последний автомобиль. Он был припорошен снегом. Похоже, припарковался еще в четный день. Инспектор ГИБДД объяснил, что знак здесь ставится на зиму, чтобы чистить снег. Но сугробы намело давно, и никто их не убирал. Коммунальщики плевали на знак.

Когда разговор в кабинете начальника вокзала закруглился, огорченные запретами журналисты высказали недоумение: пресса на стороне пассажиров, работники вокзала вроде бы тоже, а взаимопонимания нет. Почему бы нас не взять в помощники в продвижении долгостроя? И тут Олег Мигунов поделился мечтами. Он даже высоким чиновникам о них рассказывал, и тем его идеи очень понравились. Например, здорово было бы продлить переход до берега Белой, там построить причал для прогулочных катеров, разбить сквер, оборудовать пляж. А почему бы и нет, подумали и мы. «Женитьба» речной магистрали с железнодорожной — это же логичный ход. Может, тогда территория, считающаяся гиблой, действительно расцветет.

Пока верстался номер

Вот такой ответ пришел на запрос журналиста и вопросы, прозвучавшие во время встречи на вокзале Уфа 19 января 2022 года и в управлении Куйбышевской железной дороги.

«Проектом реконструкции вокзального комплекса Уфа предусматривается выполнение работ в два этапа. В 2021 году завершен I этап, II этап реконструкции будет реализован в 2022 — 2023 годах. В настоящее время проводятся организационно-технические и подготовительные работы II этапа.

В рамках первого этапа с начала реализации проекта построена «вставка» зданий, конкорс, проведена реконструкция существующего здания вокзала, реконструкция платформы № 1, строительство новой низкой платформы № 4, реконструкция внутренних и внешних инженерных сетей.

На втором этапе реконструкции вокзального комплекса Уфа запланированы реконструкция и удлинение пешеходного тоннеля до платформы № 4; реконструкция платформ № 2 и № 3; благоустройство территории.

В связи с тем, что строительство с разделением на этапы предполагалось с целью обеспечения устойчивого технологического процесса работы вокзального комплекса, а именно — обеспечения мероприятий по организации бесперебойного круглосуточного обслуживания пассажиров, организации движения поездов и транспортной безопасности, реконструкция пассажирского тоннеля включена в инвестиционный проект 2022 года. В настоящее время в тоннеле проводятся демонтаж отделки и изыскательские работы. Срок их окончания запланирован на 2023 год.

Также в марте 2022 года на вокзале Уфа планируется завершить работы по монтажу новых эскалаторов (комплектация которых предполагает движение в реверсном режиме), которые выходят на платформу.

Капитальные вложения с момента начала реконструкции составили более 1,7 млрд руб. Общая проектная стоимость объекта составляет 2,5 млрд руб. Кроме того, разрабатывается механизм государственной поддержки проекта.

Высвобожденные средства будут направлены на развитие пассажирской железнодорожной инфраструктуры на территории Республики Башкортостан.

Вопрос о возможности строительства высоких платформ на железнодорожном вокзале станции Уфа целесообразно рассмотреть после завершения II этапа реконструкции вокзала, в рамках совместной с Республикой Башкортостан проработки перспектив развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в уфимской агломерации. Отметим, что в основном весь пассажирский состав оснащен оборудованием с выходом на низкие и высокие платформы.

На территории вокзала Уфа расположена парковка на 32 парковочных места, три из которых предназначены для пользователей услуг вокзала из числа маломобильных групп населения. В соответствии с технологией оказания услуг парковки, плата не взимается с момента заезда автотранспорта на платную парковку в течение первых 15 минут, далее нахождение транспортных средств на парковке платное. Данная технология разработана на основании требований Типового технологического процесса работы железнодорожного вокзального комплекса, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 23.09.2020 г. № 2072/р.

По вопросу о состоянии вагонов поезда № 270 сообщением Москва — Уфа и прибытии его 30.12.2021 г. на 3 путь вокзала Уфа отметим, что прием пассажирских поездов на тот или иной путь зависит от длины поезда и габаритов платформы. В данном случае поезд длинносоставный, и принять на первую платформу его нельзя.

В пути следования поезда претензий на техническое состояние вагонов от пассажиров не поступало. Вагоны находились в исправном техническом состоянии. Кроме того, все вагоны приписного парка проходят плановые виды ремонта в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и отвечают требованиям, предъявляемым к вагонам, курсирующим в составе пассажирских поездов. В случае каких-либо недоразумений, возникающих при следовании в поезде, и с целью своевременного разрешения и обеспечения комфортных условий проезда пассажиру можно обратиться к начальнику поезда, которого по просьбе пассажира всегда пригласит проводник вагона».

Фото из открытых источников.

Автор:Ринат Файзрахманов
Читайте нас: