Казалось бы, талантливые ребята не поддаются «оцифровке» и выведению каких-то среднестатистических показателей.
И тем не менее существуют объективные критерии, показывающие, насколько в регионе заботятся о появлении и становлении одаренной молодежи. Более того, сегодня такие показатели входят в оценку эффективности деятельности и глав регионов.
Есть целый ряд критериев, показывающих, насколько умело взращиваются таланты в том или ином регионе. Поэтому в Башкирии еще в 2018 году была принята концепция по развитию одаренных детей и молодежи, рассчитанная до 2026 года.
Сейчас пришло время подводить итоги. Ну и, конечно, разработать новые планы, рассчитанные на ближайшую пятилетку.
В министерстве просвещения республики организовали работу по двум направлениям. Одно из них касается детей от 5 до 18 лет и ориентировано на охват дополнительным образованием. В ведомстве приводят такие цифры: на начало нынешнего учебного года при плане 66% фактически почти 82% ребятишек увлеченно занимались еще чем-то кроме обязательной учебы.
Второй компонент звучит так: доля детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет, у которых выявлены выдающиеся способности и таланты. Это победители и призеры различных олимпиад. «Олимпийский» перечень утвержден на федеральном уровне и сведен в специальный государственный информационный ресурс. Список разнообразный, в нем не только физика, математика, но и, например, статусные музыкальные или спортивные мероприятия. Плановый показатель для Башкирии составлял 0,63% от общего количества детей, фактический результат оказался в полтора раза выше. Примечательно, что, согласно национальному проекту «Молодежь и дети», к 2030 году эта доля должна составить полтора процента.
— Причем все наши цифры абсолютно реальные. Это межведомственный показатель. На официальном федеральном ресурсе приводятся фамилии и имена отличившихся, то есть действительно показана объективная картина, — говорит министр просвещения Башкирии Ильдар Мавлетбердин.
По словам министра, есть еще один важный компонент, который не учитывается при федеральной оценке, но является очень важным для республики, — это доля способных детей и молодежи, получивших государственную поддержку в различных формах. Показатели тоже удалось перевыполнить — вместо 6,8% факт составил 7,9%.
Рассказывая на заседании профильного комитета Госсобрания РБ о работе с уникальными детьми, Ильдар Мавлетбердин сравнил поиск талантов с принципами отбора сильнейших… в спорте. То есть чем больше массовость, тем выше на финальном этапе мастерство. По его словам, в олимпиадное движение в Башкирии было вовлечено в 2025 году рекордное количество учащихся — в школьном этапе олимпиады участвовали почти 219 тысяч ребят. А в региональном почти 5,5 тысячи, что на треть больше, чем годом ранее.
Республика в минувшем учебном году вошла в число регионов — лидеров по количеству «участий» в олимпиадном движении — именно так звучит этот показатель в рейтинге министерства просвещения России. Таких фактов по региону почти 850 тысяч. Это, конечно, больше, чем число школьников, но секрет прост — многие ребята «стартуют» в олимпиадах сразу по нескольким предметам.
— Мы заняли по этому показателю четвертое место после Москвы, Московской области и Краснодарского края. Цель понятная — войти в тройку, — подчеркивает Ильдар Мавлетбердин.
Что же касается лучших, то им и внимание особое. Еще в 2018 году в бюджет республики были заложены специальные премиальные выплаты.
— Они составили сначала 150 тысяч рублей победителю, а также, что очень важно, учителям, которые его подготовили. И 60 тысяч рублей призерам и их учителям. Потом, в 2024 году, мы предложили увеличить размер премии, которая не индексировалась. Хотели сделать по 200 и 100 тысяч соответственно. Когда Радий Хабиров уточнил, что точно такие премии есть у некоторых наших соседей, то поднял размер выплат до 300 тысяч рублей победителям и 150 тысяч рублей для призеров. Не забыв, конечно, и про учителей. Только по результатам 2024 года 419 обучающихся и 225 педагогических работников получили такие премии на общую сумму почти 24 миллиона рублей. Это в два раза больше, чем в 2023 году, — рассказал Ильдар Мавлетбердин.
Семь лет назад в республике в школьном этапе олимпиад участвовало немногим более 100 тысяч ребят. Теперь — в два раза больше. А количество всероссийских победителей и призеров увеличилось чуть ли не в геометрической прогрессии.
Такая вот показательная арифметика.
Звездной молодежи в Башкирии немало. Это и победитель Всемирной олимпиады по химии Вадим Харисов, и занявший первое место на Международной математической олимпиаде Дмитрий Вылубков. Мария Алехина стала абсолютным победителем олимпиады «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». Самый, наверное, свежий пример — Тимур Гарифуллин, завоевавший золотую медаль в составе сборной России на Международной олимпиаде по искусственному интеллекту в Китае.
А вообще, республику в части молодых талантов можно назвать регионом… астрономов. По итогам 2024 года победителями и призерами всероссийских олимпиад по этому предмету стали девять школьников из Башкирии. Чуть отстали ребята в номинациях «Право» (восемь человек), «Химия и технологии» (по семь человек). Интересна языковая универсальность молодежи: в олимпиадах по русскому, китайскому, немецкому, английскому и даже итальянскому языку ребята из республики получили в общей сложности восемь наград, в том числе и золотую.
Специалисты считают, что для взращивания талантов при всей серьезности индивидуального подхода важным является грамотное организационное начало. В Башкирии сейчас лидером можно назвать центр развития талантов «Аврора» в Уфе.
Который необходимо развивать и дальше. Тем более пример есть с кого брать, сегодня уже созданы серьезные городские центры олимпиадного движения в Челябинске, Казани, Саранске, Екатеринбурге. И вполне символично, что сейчас авроровцы перебрались в IQ-парк студенческого кампуса, получили просторные помещения и современное оборудование.
Но еще со времен Михаила Ломоносова известно, что талантливый ребенок может появиться в любом уголке страны. Поэтому в Башкирии массовыми стали профильные смены, где ребят натаскивают по отдельным направлениям. Кстати, озвученная на августовском педсовете программа по ремонту загородных лагерей — а их более 90 — с энтузиазмом была принята всем педагогическим сообществом.
Интересен и опыт Стерлитамака, где при помощи Башкирской содовой компании уже не первый год проводятся олимпиады по химии. В 2025 году в ней участвовали юные таланты из 12 регионов страны. Это более чем в два раза превышает порог для включения во всероссийский перечень олимпиад. Теперь осталось только пролоббировать официальное признание стерлитамакского начинания.
Еще одним резервом, по мнению депутатов, может стать использование школьных помещений для организации дополнительного образования. Тем более что сейчас в Башкирии практически 88% детей учатся в первую смену.
— Во многих школах имеются шикарные помещения. Тем более если учитывать, сколько мы их отремонтировали. Жалко, что эти залы и кабинеты во второй половине дня простаивают. Здесь нужна какая-то республиканская программа, подготовленная совместно министерством и муниципалитетами. Сейчас в республике разрабатываются стратегические документы до 2030 года. Необходимо добиться сращивания системы общего и дополнительного образования, — считает председатель профильного депутатского комитета Айбулат Хажин.
Не секрет, что многие звезды покидают со временем родные пенаты и перебираются в другие, по их мнению, более престижные вузы. Как решить эту проблему, задаются вопросом парламентарии.
— Достроить кампус. Он будет центром притяжения наших ребят, будущих студентов. О таких мастерских и лабораториях, которые уже появились, многие университеты страны могут только мечтать. Свою роль будут играть и стипендии главы республики для ребят, набравших 100 баллов и поступивших в вузы республики,— уверен Ильдар Мавлетбердин.
По его словам, важное конкурентное преимущество у республики появится после ввода в строй общежития. Там студент проводит фактически половину своего времени. И когда в кампусе можно будет заселять по два человека в комнаты со всеми удобствами, включая собственную кухню, — против такого «искушения» трудно устоять. Причем с ребят планируется взимать плату всего 5 тысяч рублей в месяц. По сравнению со съемом квартиры в городе в части цен — небо и земля.
Сегодня у республиканской системы образования существует еще два маркера успешности их деятельности. Первый из них — количество учащихся, не справившихся с предложенными заданиями. Понятно, что их число должно стремиться к нулю. В Башкирии такая тенденция четко прослеживается, и в 2025 году количество ребят с неудом составило всего 0,1 процента.
Не менее важный формальный показатель — количество высокобалльников. То есть выпускников школ, получивших по итогам ЕГЭ по предметам больше 60 баллов. Их число тоже увеличивается.
— Такие ребята и составляют наш костяк. Это важно, потому что они могут поступить на бюджет и выбрать любую специальность любого вуза. Мы давно уже придерживаемся такой стратегии. И у нас нет ни одного документа, где был бы заложен показатель по количеству именно стобалльников, — подчеркивает Ильдар Мавлетбердин.
Однако у этой медали, как выяснилось, есть и обратная сторона. Растет средний балл выпускников школ, а вместе с ним и проходной балл для поступления в вузы Башкирии. Что приводит порой к неоднозначным результатам.
— У нас дети в Оренбургский медицинский университет уезжают. Потому что в Уфе не могут поступить, там нужно иметь 270-280 баллов, то есть в среднем по 90 баллов по каждому из трех предметов. А в Оренбурге для зачисления достаточно 210-220 баллов. Вот так мы теряем кадры, — обрисовал одну из неприятных граней ситуации Айбулат Хажин.
По большому счету, реальной возможности исправить такое положение дел депутаты не предложили. «Хорошо бы по какому-то ряду важных для нашей экономики специальностей сделать для ребят из Башкирии проходной балл пониже, и тогда у них шансов учиться дома станет больше», — высказал мысль один из депутатов. Правда, таким образом сразу нивелируется сама идеология ЕГЭ, уводя его на местечковый уровень. Другое дело — целевики, возможно, здесь и получится выправить кадровую проблему. Благо на уровне Госдумы уже приняты достаточно жесткие законы для медицинской сферы.
Вообще, взращивание талантливых людей — задача непростая. Что называется, работа штучная, где нужна максимальная внимательность и даже осторожность. Но создаваемая в республике система, можно надеяться, послужит тем каркасом, опираясь на который, ставить на крыло уникальных детей станет легче.