Все новости
Образование
19 Ноября , 12:20

О пути в педагогику, своих учителях, или «кому больше всех надо»

19 ноября мы отмечаем один из самых молодых праздников России – День преподавателя высшей школы. В преддверии праздника мы решили спросить педагогов Уфимского университета науки и технологий, почему они выбрали эту сложную профессию, требующую постоянного развития педагогического мастерства и общей культуры, творческого потенциала и эрудиции в профессиональной деятельности, самодисциплины и высокой ответственности; чем она их привлекает, что они получают и чего ожидают от общения со студентами.

О пути в педагогику, своих учителях, или «кому больше всех надо»
О пути в педагогику, своих учителях, или «кому больше всех надо»

Наш первый герой — доцент кафедры информатики Института информатики, математики и робототехники, кандидат технических наук Алексей Ковтуненко — вырос в семье ученых и учителей. По его словам, вместе с привычкой к научному познанию он впитал еще и страсть к любым новым знаниям.

— В детстве никогда особенно не задумывался о будущей профессии, однако после школы осознанно выбрал ФИРТ, осознанно на втором курсе занялся наукой, абсолютно осознанно принял предложение заведующего кафедрой и моего первого учителя Юрия Степановича Кабальнова — после выпуска устроился преподавателем, — рассказывает Алексей Сергеевич. — Так, в феврале 2007 года, еще не получив диплом на руки, я уже читал лекции по искусственному интеллекту ребятам, которые были младше меня всего на два года, взял дипломное руководство. Это все было волнительно, но страшно интересно! Прошло почти 18 лет моей работы и жизни в университете — и для меня это по-прежнему волнительно, по-прежнему жутко интересно. Даже кажется, еще интересней стало! Мне очень нравится замечать, как развивается, «умнеет» наше общество, каждый год все большему приходится учиться у студентов.

Все-таки преподаватель высшей школы — это не совсем то же, что школьный учитель. У каждого, разумеется, своя святая миссия и ответственность, но наша — в том, чтобы быть учеными как минимум в той же степени, в какой и педагогами, быть экспертами в какой-либо профессии, быть «самыми умными», теми, «кому больше всех надо» и «кому неймется». Это — как раз по мне!

С детства мечтала быть только педагогом и в других профессиях себя не видела, даже просто так, из любопытства, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Инновационные технологии языковой коммуникации» Гузель Бикулова.

— В школе и в университете я не просто училась разным наукам, а присматривалась к своим педагогам и наблюдала за их работой, примеряя на себя эту профессию, — вспоминает Гузель Рифатовна. — Моя школьная учительница по немецкому языку Нина Ивановна Сидинкина вдохновила меня своими уроками, и я с удовольствием окунулась в мир иностранного языка. В БашГУ на факультете романо-германской филологии мне тоже повезло с замечательными преподавателями по разным предметам. В первые дни учебы нас опекал преподаватель по немецкому языку Мунир Гафурович. На старших курсах мы познакомились с профессором Рахимом Закиевичем Мурясовым, невероятно мудрый и рассудительный, он доходчиво разъяснял нам трудности в лингвистической науке. Не могу обойти стороной таких талантливых педагогов по литературе как Лев Григорьевич Бараг и Давид Семенович Гутман. Наши преподаватели общались с нами как с коллегами и мотивировали на работу в будущем со студентами и в науке. Это-то и сподвигло меня стать преподавателем вуза. Видя, как я с упоением работаю, заведующий кафедрой «Инновационные технологии языковой коммуникации» Татьяна Михайловна Рогожникова посоветовала мне поступать в аспирантуру по специальности «Методика преподавания иностранных языков». В этой области моим наставником была профессор ФРГФ Лидия Константиновна Мазунова. Учась в аспирантуре в МПГУ, я открыла новые грани моей профессии, общалась с именитыми профессорами. После этого было еще много стажировок и курсов повышения квалификации в университетах России, Австрии, Германии, проведение семинаров с молодыми учителями.

Вся моя педагогическая деятельность длиною в 30 лет в стенах одного вуза (УАИ—УГАТУ—УУНиТ) в 2022 году была оценена знаком отличия «Почетный наставник». Всегда рада делиться своими знаниями и видеть, как эти знания шагают по планете в головах моих студентов, которые нашли им применение в своей профессиональной деятельности. Я стала университетским преподавателем, потому что люблю открывать в студентах их невероятные способности. Мне повезло в жизни, я встретила тех людей, с кого можно было брать пример, и, надеюсь, я их не подвела.

Главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Металлы и сплавы при экстремальных воздействиях», профессор кафедры материаловедения и физики металлов, доктор физико-математических наук Нариман Еникеев — выпускник кафедры теоретической физики физического факультета БашГУ.

— Меня преподавание утешает не только тем, что эта благородная, но благотворительная в общем-то работа, позволяет, как это ни банально, передать свои приобретенные знания и опыт далее по эстафете, отдавать дань уважения нашим учителям, — говорит Нариман Айратович. — С практической же точки зрения, на занятиях сразу виден потенциал студентов, которых можно успешно привлечь в дальнейшем к исследовательской работе, в том числе в рамках научных проектов, где участвовать интересно не только идейно, но и финансово. Кроме того, ведение курсов позволяет и самому разобраться в каких-то тонких вопросах предмета — не будешь же ты рассказывать о том, чего сам не понимаешь. Ну, и в конечном итоге, общение со следующим поколением бодрит эмоционально, и так приятно порой встретить уже выпускников, которые здороваются на улице, порой в другом городе, и добрым словом вспоминают прошедшие времена. Даже если поставлен был не высший балл...

Профессия преподавателя высшей школы, по мнению ассистента кафедры психологического сопровождения и клинической психологии Высшей школы психологии и педагогики ИГСН Асны Гилязевой, предполагает постоянное развитие как профессиональных знаний и умений, так и личностных качеств.

— Мне ⁠нравится, что в университете ты находишься в кругу своих единомышленников, что подпитывает твой интерес к профессии и способствует профессиональному росту, — отмечает Асна Маратовна. — А общение со студентами дает возможность обмена опытом, расширяет кругозор и помогает смотреть на различные ситуации с разных сторон. Меня пригласили работать на родном факультете сразу после магистратуры, отметили мою диссертацию как лучшую работу. Сыграло роль также и то, что во время обучения в магистратуре я работала в деканате, поэтому с работой в вузе была знакома близко, плюс был классный коллектив на кафедре, и я, конечно же, приняла предложение. А изначально я выбрала психологию, потому что это наука о самом интересном –— о человеке. Увлекательно погружаться во внутренние миры, учиться коммуницировать и помогать другим. Конечно же, эти знания помогают и в педагогической работе: чтобы создать атмосферу на занятиях, находить подходы к разным группам и студентам.

— Честно говоря, я не помню, в какой именно момент решила стать преподавателем университета, — рассказывает доцент кафедры автоматизированных систем управления Института информатики, математики и робототехники, кандидат технических наук Мария Шилина.

— Это не было мечтой детства, но стало одним из самых правильных решений, принятых когда-либо. Мне посчастливилось поступить на кафедру АСУ на специальность «Прикладная информатика в экономике». Мне очень нравилось учиться, поэтому по окончании университета я решила продолжить обучение в аспирантуре и остаться преподавать. Благодарна моим наставникам, которые с теплом и заботой приняли меня в свои ряды. Тогда и сейчас кафедра АСУ — второй дом. Что привлекло меня в профессии преподавателя? Конечно же, возможность изучать все время что-то новое, делиться знаниями и опытом, разнообразие рабочих задач и общение.

Заведующий кафедрой зарубежной истории Института истории и государственного управления ИГСН, кандидат исторических наук Рустэм Тухватуллин вырос в семье преподавателей. Его мама, Асия Шайгардановна, многие годы преподавала русский язык и литературу в автодорожном (автотранспортном) техникуме. Папа, Расфар Мухлисович, работал в Башгосуниверситете, преподавал научный коммунизм и политологию.

— Круг общения моих родителей включал, прежде всего, людей, посвятивших себя обучению и воспитанию молодых людей. Чем-то совершенно естественным для нас был своего рода культ знаний, книг, чтения, учености, — делится Рустэм Расфарович. — Уже больше трех десятилетий я являюсь преподавателем вуза. Эта деятельность не простая, порой совершенно ненормированная по времени и особая по характеру выполняемых задач. Она дала и дает мне возможность реализоваться и совершенствоваться, трудиться рука об руку с творческими, интересными и неординарными людьми, достигшими многого в своей профессии. Я работаю с молодыми людьми, которые пришли узнать и открыть для себя что-то новое, научиться чему-то, а это заставляет идти в ногу со временем и с его требованиями, продолжать учиться и постигать.

Фото: пресс-служба УУНиТ.

 

О пути в педагогику, своих учителях, или «кому больше всех надо»
О пути в педагогику, своих учителях, или «кому больше всех надо»
О пути в педагогику, своих учителях, или «кому больше всех надо»
О пути в педагогику, своих учителях, или «кому больше всех надо»
О пути в педагогику, своих учителях, или «кому больше всех надо»
О пути в педагогику, своих учителях, или «кому больше всех надо»
Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас: