Отзвенели «последние звонки», затем — месяц ответственных экзаменов и, как финальный аккорд в завершение большой и увлекательной школьной жизни, — яркие выпускные с вручением аттестатов об образовании. В этом году в Башкирии девятый класс окончили более 50 тысяч ребят, а 11-й — 15 тысяч.
По результатам ЕГЭ выпускники поставили настоящий рекорд: на 100 баллов свои работы написали 147 человек — в два раза больше, чем в прошлом году. Одиннадцать из них и вовсе получили максимальную оценку по двум предметам сразу.
«Рост количества стобалльников, победителей олимпиад в последние годы является для нас лакмусовой бумагой, показателем того, что все наши действия по модернизации школьного образования попадают в точку», — заметил после того, как стали известны эти результаты, глава региона Радий Хабиров.
За последние пять лет образование республики и в самом деле приросло новыми важными проектами, получив мощный импульс для движения вперед. Перечислим навскидку: материальная поддержка молодых учителей, в том числе сельских по программе «Земский учитель», гранты педагогам и премии отличившимся ученикам, строительство новых школ и капитальный ремонт старых, повышение качества школьного питания, проект «Взлетай!», создание военно-патриотического парка «Патриот» и «шаймуратовских» классов, развитие системы полилингвального образования и — вслед за всей страной — реформирование воспитательной и профориентационной составляющих школьного образования.
Но зачем быть голословными, если перед глазами — конкретные примеры? Республиканская полилингвальная многопрофильная гимназия № 1 стала одним из первых учреждений в Башкирии, где система образования была усилена сразу в нескольких направлениях.
Так называется она сейчас. А раньше на ее месте располагалась обычная средняя школа № 44. Обычная — да не совсем, а с многолетней интереснейшей историей, о которой сегодня в обновившемся учебном заведении прекрасно помнят. Впервые открывшая свои двери для учеников в 1937 году, в 1941-м она буквально в один день стала эвакогоспиталем. Но школьники, переведенные в другое учебное заведение, о ней не забывали: приходили вечерами, помогали раненым, делали, кто мог, перевязки, выступали с импровизированными концертами…
Сегодняшние гимназисты гордятся своей историей: участвуют в торжественных линейках у школьного обелиска учителям-фронтовикам, навещают ветеранов. А еще за честь считают попасть в «шаймуратовский» класс, где патриотическому воспитанию уделяется особое внимание. В этом году таких классов в школе было три, это 86 учеников.
— С 2016 года школа была на реконструкции, по факту ее полностью перестраивали. Педагоги и ученики в это время продолжали учебный процесс в другом учреждении. И наконец, по инициативе Радия Фаритовича было решено сделать ее полилингвальной и многопрофильной. Она открылась как муниципальная гимназия в 2019 году, а в 2022 году стала республиканской, — рассказывает директор РПМГ № 1 Ришат Камалов. — Теперь и уровень образования другой, и ответственность, конечно, выше. Но мы справляемся, думаю, достойно.
Ришат Марсович сам в гимназии, можно сказать, новичок — руководит ею около года. До этого был директором гимназии № 158, откуда, кстати, его не хотели отпускать ни педагогический коллектив, ни родители. И неудивительно: он всей душой болеет за свое дело, за школу, за коллектив и учеников. Да и вообще за Башкирию.
— Пока ребята учатся, мы постоянно настраиваем их на то, что им поднимать родной край, а кто-то из них станет в будущем руководителем. Вся система образования в нашей гимназии на это ориентирована, — замечает наш собеседник. — А когда я на недавнем выпускном вручал ребятам аттестаты, каждому говорил: «Оставайся в республике! Поступай в наши университеты. Ты здесь нужен!»
В гимназии в завершившемся учебном году обучалось более 1700 школьников при вместимости в 1300 — желающих попасть в элитное в хорошем смысле учебное заведение очень много. Девятые классы окончили 120 выпускников, 11-е — 71. И несмотря на то, что здесь только-только завершились выпускные, горячая пора у педколлектива продолжается: комиссия отбирает ребят для поступления в 10 классы — берут не всех, а только самых успешных и целеустремленных; несколько кабинетов готовят к дням пересдачи ЕГЭ (гимназия — один из городских пунктов проведения экзаменов), а во всем здании идет косметический ремонт, чтобы 1 сентября школа встретила учеников чистотой и свежестью.
Кстати, о выпускниках. Ребята, окончившие в этом году гимназию, получили 25 медалей: 10 золотых и 15 серебряных. В их числе — двое отличившихся на ЕГЭ мальчишек: мультибалльник Даниэль Гаврилов — он показал лучший результат по физике и математике, и Артур Муниров, сдавший на 100 баллов физику. Он, помимо прочего, призер престижной олимпиады «Физтех», которую ежегодно проводит МФТИ. Это дает определенные плюсы при поступлении в знаменитый московский вуз.
Их успехи — во многом заслуга сильных и талантливых педагогов: Флориды Равиловны Гайнетдиновой и Татьяны Николаевны Овчинниковой. Ребята признаются, что именно учителя заинтересовали их своими предметами, а затем помогали готовиться к экзаменам, так что и дополнительных занятий с репетиторами не понадобилось.
Вообще об уровне преподавания в школе точных наук говорит тот факт, что из двух старших классов один — полностью технического профиля, второй комплектуется из гуманитариев и любителей естественно-научных дисциплин. Тот же ЕГЭ по физике в этом году сдавали 23 выпускника гимназии, то есть практически целый класс. Средний балл у них составил 81, десять человек стали высокобалльниками.
Как показывает внутришкольная статистика, 99 процентов выпускников девятых классов продолжают обучение в учебных заведениях Башкирии, у 11-х классов этот процент пониже — 68. Те, кто остается в республике, выбирают в основном вузы с техническими профилями — УГНТУ, УУНиТ — и БГМУ. Но, конечно, есть и ребята, которым высокие результаты позволяют поступать в столичные университеты. Вот и Артур с Даниэлем планируют подавать документы в МФТИ и МИФИ. И это тоже здорово — за ними развитие фундаментальной науки всей нашей страны!
Хотя у их сверстников с такими же отличными результатами, поступающих в вузы Башкирии, есть весомые преимущества: помимо достойного уровня высшего образования это единоразовые премии в 150 тысяч рублей. Кстати, все учителя, подготовившие стобалльников, тоже получают денежное поощрение в размере 50 тысяч рублей.
Не забываем и о том, что гимназия полилингвальная, а значит, акцент здесь делается на изучение языков. Башкирский и английский ребята в обязательном порядке учат начиная с 1 класса. А факультативно могут выбрать татарский, испанский и китайский. Причем это не только классические уроки с педагогами-словесниками, но и дополнительные — и всеми любимые — занятия с носителями языка. Так, афроамериканец Сэмюэль Акиениеми, сотрудник БГМУ и действующий врач, приходит в школу в свободное от работы время поболтать на английском, а Даниэла Тобар прокачивает с ребятами навыки разговорного испанского языка.
Кроме того, на остальных уроках — математике, физике, химии, биологии и других — школьники в течение некоторого времени отрабатывают материал на английском и башкирском языках. Для этого учителя-предметники прошли профессиональную переподготовку в Институте развития образования РБ по направлению «Технический английский».
Как отмечает Ришат Марсович, языки необходимы ребятам в первую очередь для саморазвития, они расширяют кругозор. В пользу универсальности образования говорит и то, что РПМГ № 1 — школа полного дня: до обеда — уроки, после — факультативы и кружки.
Большое значение здесь отдается спорту. Шахматы, теннис, художественная гимнастика, бальные танцы, баскетбол, волейбол — каждому найдется занятие по душе. Неудивительно поэтому, что ученица 11 класса Валерия Яннурова в этом году стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников именно по физкультуре (наставник — Валентина Манайчева).
По другим предметам на ВОШ воспитанники гимназии, кстати, тоже отличились: три победителя и девять призеров регионального этапа, два победителя и 27 призеров муниципального. В числе «победных» предметов — русский, английский, китайский языки, литература, биология, экология, география, математика, технология. Два призера — на межрегиональной олимпиаде по башкирскому языку, один — на олимпиаде по татарскому. Одним словом, статус полилингвальной и многопрофильной гимназия однозначно оправдывает.
Добавить к тому, что победители и призеры, а также учителя, их подготовившие, получают денежные премии, а победителей регионального и всероссийского этапов приглашают в соответствующие вузы, — и понятно становится, что у учеников РПМГ отличные перспективы.
— Благодаря поддержке республиканского министерства образования и науки мы запустили собственную межрегиональную полилингвальную олимпиаду школьников «Агидель», — добавляет директор гимназии. — Кстати, в этом году она стала перечневой, то есть ее победители имеют право поступать в вузы Башкирии на льготной основе. К нам приезжают ребята из Татарстана, Перми, заинтересовались школы Якутии, Алтая, Северной Осетии. А вообще олимпиада открыта для всех. Она многоэтапная: участники демонстрируют знание языка, участвуют в проектной деятельности, работают в командах. Жюри состоит из преподавателей вузов, колледжей, учителей других школ города, носителей языков. Ну а наша гимназия в этом году взяла Гран-при!
Кстати, поддержка главой и правительством республики именно полилингвального образования благоприятно сказалась и на благосостоянии педагогического коллектива. Учителя гимназии дополнительно к окладу получают прибавку в 15 процентов, если ведут языковые предметы, еще 20 процентов добавляется всем работникам школы, включая техперсонал. В Башкирии предусмотрены гранты педагогам полилингвальных школ в размере 50 тысяч рублей. Повысившийся в этом году на 18,5 процента оклад учителей всей страны плюс квартальные премии — и оплата труда выходит более чем достойная.
Сегодня в гимназии работают 85 учителей, и если их нехватка по отдельным предметам и ощущается, то только в связи с увеличением количества школьников.
— Благодаря поддержке и работоспособности педагогов, трудолюбию детей и помощи их родителей мы показываем очень хорошие результаты, — резюмирует Ришат Камалов. — Наша задача теперь — держать планку, ведь уровень образования в республике растет, и конкуренция среди школ колоссальная!
К СВЕДЕНИЮ
По данным минобрнауки РБ, в 2023 — 2024 учебном году в Башкирии действовало восемь полилингвальных школ: две — в Уфе, по одной — в Нефтекамске, Стерлитамаке, Акъяре, Учалах, Мишкино и Сибае. В них обучалось в общей сложности более 7500 человек, в том числе более тысячи первоклассников.
Кроме того, отдельные полилингвальные классы работали в школах сел Новые Татышлы и Бижбуляк, а также в Баймакском лицее-интернате. Эти учебные заведения в будущем станут полностью полилингвальными.
«Полилингвальные школы должны быть лучшими в республике во всех аспектах: по качеству обучения, педагогического состава, дополнительных возможностей и, что очень важно, по качеству материальной базы. Сегодня наш проект сети полилингвальных гимназий становится интересным и требует с нашей стороны дальнейшей доработки и расширения», — отметил на одном из заседаний глава республики Радий Хабиров.