Все новости
Образование
7 Мая , 13:15

Учитель должен быть непоседой

В педагогике, как и в любом деле, главное — профессионализм и развитие

пресс-службы БГПУ имени М. Акмуллы Выпускники исторического института с удовольствием откликнулись на предложение своих наставников встретиться со студентами.
Выпускники исторического института с удовольствием откликнулись на предложение своих наставников встретиться со студентами.Фото:пресс-службы БГПУ имени М. Акмуллы

Учителя — победители профессиональных конкурсов встретились со студентами БГПУ имени М. Акмуллы на дискуссионной площадке «Лучшие из лучших». Ее провела на базе Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования директор Оксана Шамигулова.

Пообщаться и ответить на острые вопросы начинающих историков пригласили учителя истории уфимской гимназии № 105 имени Н. И. Кузнецова, абсолютного победителя конкурса «Учитель года Башкортостана-2024» Сергея Наумова; историка школы № 147 имени В. А. Томарова, победителя в номинации «Педагогическая надежда» конкурса «Учитель года Башкортостана-2024» Адель Гумерову, а также заместителя директора по воспитательной работе Центра образования «Новошкола», абсолютного победителя Всероссийского конкурса среди учителей частных школ «Вклад учителя» и конкурса «Воспитать человека-2023» Юлию Садыкову.

— Самое главное в университете — это наши выпускники. И особенно мы гордимся теми, кто выбрал сложнейшую профессию учителя. Как видите, педагоги могут добиваться немалых успехов. Мы всегда рады видеть их в стенах вуза! — подчеркнул в своем приветственном слове проректор по стратегическому развитию БГПУ Алмаз Мустаев.

Каждый из гостей рассказал студентам о своем педагогическом опыте, который позволил им стать успешными в своей профессии. Например, Юлия Садыкова, которая сразу после окончания вуза устроилась работать в «Новошколу», отметила, что частным школам тоже хорошо знаком кадровый голод, а у работы здесь есть свои сложности. Однако и возможностей для личного развития немало. В России формируется целое сообщество учителей частных школ, для которых проводятся свои профессиональные конкурсы, форумы, запущены подкаст «Энергичный учитель», Лига педагогического стендапа, помогающие справиться с эмоциональным выгоранием.

Уже после встречи со студентами мы спросили Юлию Наилевну, что позволило ей победить во всероссийских профессиональных конкурсах: поддержка школы или личные качества.

— Думаю, и то и другое, — ответила девушка. — Конкурс «Вклад учителя» изначально проводился именно для учителей частных школ. Работая в «Новошколе», я ощутила большую поддержку как администрации, так и всего педагогического коллектива. Когда учитель выходит с такой инициативой, ему всегда помогают методически и морально, делают все, чтобы он победил.

Сравнивая государственную и частную системы образования, Юлия Садыкова отметила, что частная школа позволяет давать более обширный материал ученикам, творить, выходить за рамки класса, проводя уроки, например, в музеях или на улице, ездить с ребятами на образовательные экскурсии в другие города.

— Но многое зависит и от самого учителя, — добавила она. — Если он хочет влюбить учеников в свой предмет, если сам его любит, то посвятит себя этой работе целиком. Я и сама полюбила историю благодаря своему школьному учителю, а подкрепление мои чувства получили с помощью преподавателей Института исторического образования — неравнодушных, идейных, нацеленных на то, чтобы студенты учились мыслить и анализировать.

Но вернемся к встрече со студентами. Сергей Наумов опроверг стереотипы многих студентов о низкой зарплате учителя и высокой загруженности.

— Заработать и состояться можно в любой профессии, если вкладываешь в нее душу. А загруженность зависит от того, как вы сами выстроите свою работу, — обнадежил он. — Главный совет — никогда не засиживайтесь на месте, участвуйте во всех конкурсах и событиях, чтобы себя показать и на других посмотреть. Очень важно не бояться реализовывать свои возможности.

Адель Гумерова отметила, что ей как человеку творческому важно было связать с творчеством и свою работу. В педагогике это вполне осуществимо.

— Учитель в современном мире — человек, который не только преподает, но и становится наставником и партнером своих учеников, — поделилась она своими мыслями. — Вы не узнаете, ваше ли это призвание, пока не попробуете.

Молодые учителя ответили на вопросы студентов, а также совместно обсудили такие злободневные темы, как восприятие учениками молодого педагога, умение выстраивать и сохранять границы, формальный и практический подходы к процессу обучения.

Блиц-опрос

История для технарей

Абсолютный победитель республиканского этапа конкурса «Учитель года» учитель истории гимназии № 105 Уфы Сергей Наумов поделился с нами своими эмоциями от участия в нем и педагогическими находками.

— Сергей Александрович, что побудило вас принять участие в «Учителе года»?

— Я работаю в школе уже пятый год и в 2019 году тоже участвовал в этом конкурсе. Правда, не так успешно, как в этом. Хотелось испытать свои силы еще раз, директор школы тоже меня поддержал. И все получилось.

Сейчас, спустя какое-то время после финала, конкурс вспоминается как веселое и интересное времяпрепровождение. Но когда ты в этом находишься, не спишь, готовишься, постоянно испытываешь стресс, конечно, тяжело.

— Благодаря чему вам удалось победить? У вас есть какие-то педагогические находки?

— Думаю, что благодаря интересной теме, которую я представлял на конкурсе, — развитие инженерного мышления на уроках истории. Дело в том, что наша школа инженерная и входит в Ассоциацию инженерных школ России. Когда я пришел сюда работать, оказалось, что инженерными науками здесь интересуются больше, чем гуманитарными. Нужно было каким-то образом ребят увлечь, и коллеги подсказали связать эти направления. Я и сам интересуюсь различными технологиями, так что интересно было поэкспериментировать.

— Как это на практике получается?

— На уроках истории я рассказываю ребятам о научных изобретениях человечества, о том, как работали те или иные приборы раньше, как работают сейчас. Это помогает сформировать системное инженерное мышление. Особенно в условиях мультипредметности: на уроках истории — теория, во внеурочной деятельности, например, на занятиях по робототехнике, — практика.

Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас: