Все новости
Образование
19 Февраля , 11:15

История про историка

Учитель должен удивлять и удивляться

из личного архива Владислава Дорофеева Владислав Дорофеев делал учеников соавторами своих уроков.
Владислав Дорофеев делал учеников соавторами своих уроков. Фото:из личного архива Владислава Дорофеева

Лето в Узбекистане выдалось жарким. Родители отправляли своих чад подальше от зноя в детские лагеря, за город, где горы и чистый воздух. Воспитателями на летние месяцы по обычаю тех лет ехали работать школьные учителя. Одним из них был недавний выпускник исторического факультета университета Душамбе Владислав Дорофеев.

«Командир» любит коварные вопросы

Обычно утренняя пробежка проходила на стадионе, но в тот раз решили перенести ее в горы. И для здоровья полезнее, и детям интереснее. Выстроили ребят гуськом — впереди кто постарше, в конце самые маленькие — и потихоньку двинулись по горной тропе. Замыкающим был молодой преподаватель. Постепенно дети постарше набирали темп и уходили все быстрее вперед, пока, наконец, младшие не потеряли их из виду. Малыши испугались, запаниковали, девочки стали плакать. Молодой учитель тоже заволновался, но нужно было как-то успокоить детей. И он превратил ситуацию в игру и как командир смелых разведчиков вывел малышей к старшим. Для детей это, конечно, стало приключением, страхи быстро забылись, и вот они уже весело рассказывали об этом другим и часто вспоминали сами. Для воспитателя эта маленькая история стоила нервов и осознания, какую ответственность несет учитель за своих воспитанников.

Вскоре молодой педагог переехал в Уфу и с 2010 года преподает в школе историю и обществознание. Речь о моем Учителе, ставшем для меня настоящим наставником, вдохновителем и примером.

Встретились мы с ним в средних классах школы и сразу полюбили его уроки. Спокойный и легкий стиль преподавания такого нелегкого, как я сейчас понимаю, предмета заставлял нас прислушиваться к его интересным рассказам, а возможность высказать свое мнение и творческие задания делали нас как бы соавторами его уроков. Как мы иногда спорили! Какие это были эмоции! Учитель объяснял нам многое на понятном нам языке и радовался, если кому-то из нас удавалось удивить его своими знаниями.

Помню, классе в шестом я пришел из школы и заявил: «Хочу быть похожим на Владислава Александровича!» На мамин вопрос, в чем именно, я не задумываясь ответил: «Буду таким же добрым, спокойным и много знающим учителем истории, а еще он спортивный и всем помогает!»

Когда началась пандемия коронавируса, всем было непривычно переходить на онлайн-уроки. По времени они были урезаны на 10 минут. Нам бы радоваться этому, но только мы-то привыкли бежать на историю и общество и не торопились уйти на перемену, пока не обсудим, кто что думает «по поводу». Но наш любимый историк и здесь не подкачал: записывал наши вопросы и на следующем уроке устраивал что-то вроде блиц-ответов и продолжал объяснять материал. Сейчас я понимаю, что опять, как в тех горах с малышами, он быстро сориентировался и нашел выход: и материал успевал дать полностью, и без ответов нас не оставил.

Вспоминаются наши с ним диалоги на уроках и неформальное общение во время школьных отработок, поездок на олимпиады, научные конференции. Для меня это было большим удовольствием и опытом… Бывает, встречаются люди, которые утверждают тебя в выборе профессии и в результате меняют твою жизнь. Таким человеком для меня и стал Владислав Александрович: я — студент БГПУ по специальности учитель истории и обществознания.

Три качества педагога

Пока писал статью, у меня возникло много вопросов к учителю, и я попросил его лично ответить на них. Мы встретились в нашей школе, в любимом кабинете истории. Признаюсь, испытал волнение и ностальгию и еще раз убедился, что я на правильном пути. Владислав Александрович был рад нашей встрече, но был несколько удивлен и, как мне показалось, смущен моим решением написать о нем.

Конечно же, было интересно, почему учитель выбрал именно эту профессию, и я начал наше небольшое интервью именно с этого вопроса.

— Поступая на исторический факультет, я, честно говоря, не предполагал идти работать в школу учителем, — говорит он. — Когда учился на третьем курсе, чтобы подработать, устроился на полставки в школу рядом с домом, и мне понравилось работать с детьми. Я почувствовал себя на своем месте. С тех пор преподаю и не жалею о своем выборе.

— А почему именно история?

— Я с детства ею увлекался и поступил на истфак целенаправленно. История — это ведь не просто наука о том, что было где-то и с кем-то. Это наука о прошлом, настоящем и будущем, актуальная во все времена. Это в первую очередь изучение человечества и роли личностей, которые двигают, пишут и изучают историю, создают закономерности. Это живая наука.

— Меня всегда интересовало: как вам удается оставаться таким спокойным, держаться с достоинством в любых ситуациях?

— Во-первых, наверное, это черта моего характера, во-вторых, есть некоторые приемы, чтобы успокоиться, и, как говорят, очень меня поддерживает крепкий тыл — моя любимая семья. Всегда поймут и помогут в трудной ситуации.

— Бывает, что своими вопросами ученики ставят вас в тупик?

— Конечно, но, к сожалению, все реже и реже. Вспоминаю ваш класс, и твои коварные вопросы. Было непросто, но интересно найти новую, свежую информацию. Глаз не замыливается с такими ребятами…

— С каким возрастом вам интереснее работать?

— Мне лично — со старшеклассниками. У учеников уже есть наработки, они живо и интересно мыслят, иногда нестандартно.

Нынешнее поколение старшеклассников критичное и в чем-то более продвинутое, чем мы, особенно технически. Есть чему поучиться. Но средние классы интересны по-своему...

— Многие ваши ученики пошли по вашим стопам?

— За последние лет десять могу троих назвать.

— Ваши увлечения, хобби?

— Самые простые и скромные: люблю отдыхать с семьей на природе, рыбачить. Во время этих занятий я могу расслабиться, поразмышлять и набраться новых сил и впечатлений, чтобы потом войти в класс с отличным настроением.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учитель?

— На мой взгляд, тремя основными качествами: любовь к детям, увлеченность предметом и самоотдача.

Как правильно и четко Владислав Александрович сформулировал ответ на последний вопрос! Знаю, что на практику приду в нашу школу к Владиславу Александровичу, которому очень благодарен за вдохновение и веру в мои способности.

Думаю о предстоящей работе с воодушевлением и чувством ответственности, ведь мне никак нельзя подвести своего наставника ни в учебе, ни в будущей работе.

Автор:Федор АНПИЛОГОВ, студент первого курса БГПУ
Читайте нас: