Все новости
Образование
25 Апреля 2022, 13:15

Путешествие по Вселенной

Экзамены в уфимской космошколе сдают по книге «Звёздные войны»

фото из архива космошколы В школе можно примерить скафандр.
В школе можно примерить скафандр.Фото:фото из архива космошколы

Космическая школа при подростковом клубе «Росстань» работает вот уже 27 лет. В обычном уфимском подвале школьники изучают астрономию, физику и историю космонавтики, «летают» на другие планеты на компьютерных тренажерах, конструируют лунные базы и выращивают салат в космических оранжереях будущего. Бессменный же руководитель космошколы Алексей Алликас считает: главные задачи школы — научить детей мечтать, ставить цели и добиваться их, совмещать «голову и руки», то есть теорию с практикой.

Звёзды — математика или поэзия?

Новички космошколы — обычно шестиклассники, но бывают и одаренные дети помладше. Как правило, они еще толком не знают, чем хотели бы заниматься, какую выбрать профессию — просто интересуются темой космоса, где-то об этом читали, что-то слышали. Занятия в клубе бесплатные, здесь ждут школьников со всего города. Как-то целых полкласса пятиклассников пришло. Первый год заниматься здесь легко и весело: дети знакомятся с историей космических полетов, смотрят и обсуждают с учителем фильмы и видеоматериалы и даже играют в «Звездные войны», осваивая навыки космических пилотов в компьютерной вселенной.

— Я отвечаю на многочисленные вопросы обо всем, что касается космоса, — объясняет Алексей Алликас, — а сам наблюдаю: кто из них пойдет дальше? Со второго года занятий большинство ребят отсеивается — начинается серьезная работа, наука и техника.

Для учеников космошколы, объясняет он, важно даже не столько техническое мышление, сколько упорство и настойчивость, желание учиться, самим получать знания. Есть и такие, кого влечет астрономия, но представление об этой науке дети поначалу имеют самое романтическое.

— Начинаю рассказывать про координаты звезд, склонение-восхождение, а они возмущаются: мол, а когда же за звездами наблюдать? Я им говорю: на звезды смотреть — это поэзия, а астрономия — это точная наука. Я и сам в молодости был таким же романтиком.

Педагог вспоминает: школьником он не вылезал из уфимской обсерватории «Юность», работавшей в советское время при Дворце пионеров и планетарии. Там они действительно смотрели на звезды, делали фотоснимки и расчеты.

Неудивительно, что после школы Алексей отправился поступать в ЛГУ на астрономию. Увы, для столичного вуза подготовки не хватило, а педагоги в два счета объяснили ему, что астрономия — это в первую очередь очень много математики и большинство специалистов работает в институтах и лабораториях, а не в обсерваториях. В итоге он успел поработать в геологии, авиаметеорологии, а потом окончил геофак БГУ, стал учителем географии, астрономии, информатики и природоведения.

В поисках призвания

В нынешнем учебном году в космошколе произошла большая пересменка: старшая группа окончила школу, а на ее место «повысили» младших. Надо сказать, что программа занятий здесь не укладывается в жесткие рамки. Есть основная программа — история космонавтики, астрономия, физика, информатика, но в остальном учитель подстраивается под учеников. И хотя все они пишут теоретические работы, паяют, программируют, моделируют в 3D, у каждой группы постепенно складывается своя специализация, в зависимости от их интересов и идут занятия.

— У меня были великие теоретики, которые писали шикарные работы; были практики-пилоты, показывающие большие успехи на наших космических тренажерах, — это требует знания физики, космической техники и пространственного воображения, — рассказывает Алексей Алликас. — Были и отличные моделисты.

Что касается недавно выпустившейся группы, которую педагог ласково называет «мои зубры», они несколько лет были страстно увлечены разработкой и совершенствованием лунной станции. Эта сложная модель, не только полностью спроектированная и собранная ребятами, но и напичканная электроникой, выиграла в четырех всероссийских конкурсах. На одном из них, «Лунная Одиссея» в городе Королеве, родилось название базы — «Ай Йорте», что на башкирском означает «Лунный дом». Теперь, когда ее создатели окончили школу и поступили в ведущие московские вузы, лунная база украшает собой музей космошколы.

Школьники, пришедшие на смену «зубрам», пока еще не определились со склонностями, но успели поработать над индивидуальными проектами — создали модели исторической или перспективной космической техники. Для этого им пришлось проделать аналитическую работу: к старой советской технике невозможно найти чертежей, все было засекречено, поэтому ребята воссоздают модели по фотографиям и описаниям. Далее они разрабатывают и печатают 3D-модели, клеят, паяют, красят, пишут работы по их истории. Некоторые модели уже поучаствовали в конкурсах «Созвездие» и «Королевские чтения».

— Вот сложнейшая нестандартная модель — автоматическая межпланетная станция «Венера-9», ее сделала семиклассница Диана Валиева, — с гордостью показывает творения своих учеников руководитель космошколы. — А Дима Ситдиков изготовил модель будущего. Сейчас проходит испытания перспективный ракетоноситель «Салют-5», а Дима спроектировал к нему большую пакетную схему.

Фантастика как учебный экспонат

Чтобы увлечь детей космической темой, в ход идут не только компьютерные игры, но и фантастика. Придуманная вселенная «Звездных войн» вот уже несколько десятилетий захватывает воображение не только детей, но и взрослых. В космошколе есть не только модели фантастических кораблей, но и целый «учебник» — иллюстрированная энциклопедия «Звездных войн» с подробным описанием и даже чертежами космических аппаратов из культовой космической эпопеи.

— Я ребятам устраиваю настоящий экзамен по этой книге, по тактико-техническим данным кораблей, — смеется Алексей Алликас. — Потому что любые знания нуждаются в систематизировании, даже такие псевдонаучные. В этой фантастике, конечно, много допущений, и мы с ребятами подробно разбираем, почему такой корабль в реальности не сможет летать, почему ионный двигатель не будет поднимать корабль так, как в фильме.

Еще одно традиционное мероприятие старшей группы космошколы — большая игра «Экспедиция на Луну». Есть специальная программа, полностью имитирующая полет в космос. Это далеко не так просто: чтобы выполнить задание, нужно хорошо разбираться в физике и механике космического полета. Ученики должны вручную рассчитать траекторию полета, выйти на орбиту Луны, по координатам обнаружить «спрятанные» там учителем объекты. И это им необязательно удастся: несмотря на все старания, корабль может потерпеть бедствие. Поэтому готовятся к «экспедиции» долго и основательно. А еще у школы есть скафандры для космонавтов и летные комбинезоны для ребят.

Совместить голову и руки

Сегодня учителя часто жалуются на так называемое клиповое мышление современных детей, на сложности с мотивацией и запоминанием, трудности с выбором своего пути. Озабочен этими вопросами и Алексей Алликас.

— У них сейчас круг интересов очень широкий, но неглубокий, какие-то обрывки знаний из разных областей, — так видит проблему педагог. — Раньше мы рыскали в поисках информации, искали книги, охотились за тем, что интересно. А у современных детей практически отсутствует процесс поиска — информация просто валится на них, и ее слишком много, чтобы все усвоить.

Руководитель школы рассказывает, как возил ребят из прошлого выпуска на Байконур, где они увидели старт ракеты, пообщались с космонавтами, проводили экипаж в полет. Такие события, несомненно, мотивируют, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А еще мотивацию дают победы и достижения, видимый и ощутимый результат своего труда.

Кстати, в клубе «Росстань» есть и другие объединения для школьников — туризм, военная история. Юные историки не только изучают теорию, но и знают, как «рубить» деревянную крепость, плести кольчугу, а могут и пулемет «максим» разобрать.

— Важная задача любых наших направлений — научиться совмещать голову и руки. Теоретиков полно, практики нужны, — рассуждает Алексей Алликас. — А еще необходимо учить детей мечтать, чтобы они хотели развиваться, ставить перед собой цели, куда-то идти. Сейчас наше общество воспитывает в основном потребителей, а мне по душе — созидатели.

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас: