Все новости
Образование
16 Сентября 2021, 13:15

А наш-то круче!

Зачем из детей растят вундеркиндов?

А наш-то круче!
А наш-то круче!

Нынешним летом в российских, и не только, СМИ активно муссируется тема о восьмилетней девочке Алисе Тепляковой, которая только что окончила школу, успешно сдала ЕГЭ и поступила на факультет психологии МГУ. Тем временем в семье активно взращивается еще несколько подобных вундеркиндов. Вокруг этого феномена который месяц не утихают горячие споры. Главный вопрос, волнующий общественность, — что именно проделывают такие родители со своими чадами?

Обеспечивают счастливое и плодотворное будущее или же крадут детство?

Гении с пелёнок

— Ну и что эта девочка будет делать, окончив вуз? — интересуются скептики, коих в данной ситуации немало. — Все равно никто не возьмет на работу психологом 12-летнего ребенка. Ей останется только сниматься в различных телепередачах. Родители удовлетворяют свои амбиции, только и всего.

— Что бы они понимали, — возмущается моя приятельница, вечная студентка. — Родители — большие молодцы! И не пойдет Алиса работать, будет учиться дальше. К 18 годам обычные дети только школу заканчивают, а у нее уже будет два диплома о высшем образовании. Может, даже целых три!

Есть и те, кто вдохновился этим примером и с удвоенной энергией кинулся развивать своих малышей: вдруг они тоже вместо школьной парты отправятся сразу в университет? Стремление вырастить ребенка, который хоть в чем-то всех переплюнет, — весьма популярный нынче способ самоутверждения и самореализации.

Любопытно, как отношение к развитым и способным не по возрасту детям менялось с течением времени. Например, в средние века на детей и их развитие вообще не обращали особого внимания, если они, конечно, не были какими-нибудь наследниками престола или хотя бы громкого титула. А в школах средневековой Европы детей даже не делили на классы по возрасту — поди разберись, у кого там развитие раннее, а у кого позднее. Какое-то есть, и ладно.

А вот в XVII веке появилось понятие «вундеркинд» (чудо-ребенок), и означало оно именно раннее, не по возрасту, проявление и развитие выдающихся способностей. Тогда же вышел научный трактат о вундеркиндах французского моралиста Байе — «Дети, ставшие знаменитыми», и многие интересовались этим вопросом.

Однако носились с вундеркиндами недолго. Уже в XVIII веке школьная система окончательно одержала победу над индивидуальными особенностями учеников. Детей стали обучать строго в соответствии с возрастом, какими бы одаренными они ни были.

Быстрее, выше, сильнее

В СССР вундеркинды вошли в моду в 80-е, да так из нее и не вышли. А сегодня авторы различных методик даже пытаются поставить их «производство» на поток. И пока родители неутомимо хвастаются родным и знакомым на детских площадках и родительских форумах, что их чадо в три года решает уравнения, а в пять знает наизусть «Войну и мир», авторы неутомимо изобретают и реализуют все новые методики раннего развития. После трех уже поздно, пугают они, а чем раньше начнешь — тем гениальнее будет ребенок. Потому мама, в коляске везущая малыша на занятия для будущих вундеркиндов, — картина для современных городов вполне привычная. Кстати, отец Алисы Тепляковой во многих своих интервью уверял, что девочка вовсе не родилась вундеркиндом, все дело лишь в способах ее обучения.

Не проходит мода и на методики, по которым положено заниматься с детьми с самого рождения: «Читать — раньше, чем говорить», «Математика с пеленок», «Бэби Эйнштейн». Вот уже лет тридцать родители, жаждущие вырастить гениев, терпеливо проделывают множество странных вещей: обклеивают детскую кроватку буквами, цифрами и формулами, подсовывают грудничкам под нос карточки с портретами президентов и композиторов, читают им на разных языках.

Прибавилось ли с тех пор в мире гениев? Увы.

А многие терзают своего ребенка ранним развитием не из желания стать родителями гения, а лишь из старания вырастить его успешным и конкурентоспособным. Им кажется, что в нашем стремительно меняющемся мире нужно и ребенку давать все знания и навыки как можно скорее, форсировать нормальное, стандартное развитие, иначе он отстанет от более «современных» детей.

На первый взгляд это кажется логичным: чем раньше начнешь, тем больше успеешь узнать и запомнить. Однако психологические исследования доказывают, что рано проявившиеся способности не гарантируют успехов ни в будущем школьном обучении, ни тем более в профессиональном становлении. А знания, которые впихивают в детей в процессе раннего развития, далеко не всегда превращаются в навыки и умение мыслить самостоятельно. Поэтому многие современные психологи уверяют, что стремиться нужно не к раннему, а к гармоничному развитию. Торопиться некуда.

Куда они деваются

Врачи-психотерапевты бьют тревогу: в последнее время увеличилось число детей с нарушениями психики. Заикание, энурез, бессонница, нервные тики — их виной нередко оказывается неумеренно навязываемое раннее развитие. Обилие информации, как выяснилось, может не только развить мозг, но и перегрузить и истощить нервную систему ребенка. А когда все резервы мозга тратятся на интеллектуальное развитие, не успевают развиваться эмоциональная и физическая сферы, не говоря уже о социальных навыках. В результате таких усилий нередко получаются одинокие и страдающие неврозами вундеркинды. У психологов даже есть для них специальный термин: «инвалиды общения». Оно и понятно: с кем и о чем говорить вундеркинду, если он и сверстники — словно с разных планет?

Увы, по статистике, около 90 процентов высокоодаренных детей к двадцати годам становятся заурядными людьми. И многие из них страдают неврозом, так называемым «синдромом бывшего вундеркинда». Для таких людей жизненно важно делать все на пять с плюсом, их самооценка неоправданно завышена, а самолюбие болезненно.

А вот мнение психолога Филиппа Хайтовича, профессора Сколковского института науки и технологий: «Почему еще ни один медийный вундеркинд не становился гением во взрослой жизни, а напротив, чаще всего они испытывают проблемы по мере взросления? Для того чтобы быть успешным в обществе, нужно следовать критериям этого общества. Например, чтобы стать успешным руководителем коллектива или успешным изобретателем, требуется множество социальных навыков.

Поскольку наше общество построено не вундеркиндами, а совсем по другим принципам, они не могут найти в нем своего места».

Кстати, историки ничего не говорят о том, что общепризнанных гениев родители целенаправленно развивали прямо с колыбели. Эйнштейн, как пишут, и вовсе до девяти лет так плохо разговаривал, что родители считали его умственно отсталым. Детская и взрослая гениальность — вещи совершенно разные.

С точки зрения Всемирной организации здравоохранения, одаренные дети относятся к группе риска — как дети в трудной жизненной ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с инвалидностью. Причина в том, что в процессе учебы и общения они испытывают социальные, эмоциональные и психологические сложности. Поэтому для работы с одаренными детьми существуют специальные педагогические методики и организации.

ЧТО ВАЖНО?

Ученые Вашингтонского университета провели исследование, пытаясь выяснить, какие навыки нужно развивать у детей с ранних пор, чтобы они потом показывали отличные результаты в школе. Результаты показали, что в первую очередь следует учить ребенка коммуникации. Большой словарный запас, умение грамотно формулировать свои мысли, вести беседу и диалог напрямую влияют и на успеваемость по математике и чтению, и на успех в будущем.

Фото из открытых источников.

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас: