Все новости
Образование
14 Марта 2014, 15:23

Где эта улица, где этот дом…

Жители села Богородское хотят создать музей памяти башкирского Шиндлера

Директор школы Петр Баширов и ученики надеются, что к 9 мая мемориальная доска украсит фасад здания.
Директор школы Петр Баширов и ученики надеются, что к 9 мая мемориальная доска украсит фасад здания.
Шесть лет назад село Богородское Благовещенского района жило обычной жизнью: люди знать не знали, что именно здесь появился на свет знаменитый в Израиле, но никому не известный на родине Праведник мира Николай Киселев, которого называют сейчас башкирским Шиндлером. А в 2008 году на имя главы сельсовета Галины Князевой пришло письмо из минского архива, в котором просили сообщить данные о герое.
— Так мы и узнали о его существовании. А потом фильм «Список Киселева» увидели. До этого никто не только в селе, но и во всей Башкирии о нем не знал, — рассказывает Галина Андреевна. — Думаю, данные о Киселеве раньше были засекречены, где-то я даже читала, что его подвиг был приписан другому человеку.

Именно этим объясняет глава сельсовета тот факт, что о Николае Киселеве практически ничего не известно — данные приходится собирать по крупицам. Известно только, что его семья жила в Богородском до 1930 года, а потом они уехали в Уфу, опасаясь раскулачивания. Николаю было тогда 17 лет. Об уфимском периоде его жизни пока данных тоже нет: для этого нужно поднимать архивы. Через четыре года он перебрался в Москву — значит, нужны сведения и оттуда. Галина Андреевна говорит, что посылала запросы в архивы Минска, Москвы, министерства обороны, но в одних случаях ответом было молчание, в других — предложение приехать самим и забрать данные о Киселеве.
Последнее довольно проблематично: во-первых, нужен энтузиаст, который захочет серьезно заниматься этим делом, во-вторых, элементарно нужны деньги на поездки по другим городам.

— Заниматься историей села, биографиями его известных выходцев нам помогает уфимка Ольга Степановна Мордовина. Сведения о Киселеве собирает совет ветеранов Благовещенска, мы сами. Музей готовим уже три года: пока часть сведений находится в клубе, часть — в школе, часть — в библиотеке, — говорит Галина Андреевна. —
Планируем разместить его в здании сельсовета, в помещении, где раньше располагалось учительское общежитие. С прошлого года начали делать здесь ремонт, но работа идет медленно. Все делается на средства сельсовета и пожертвования, остаемся сами после работы, красим, белим… Самое сложное и дорогостоящее из того, что еще нужно сделать, — это замена окон.

Кроме создания музея, богородчане хотят переименовать среднюю школу, присвоив ей имя знаменитого земляка. По словам Галины Князевой, этим вопросом они занимаются с 2010 года, мемориальная доска Николая Киселева уже давно готова, но положительное решение застряло где-то на уровне минобразования и правительства. Директор школы Петр Баширов очень надеется, что все-таки к 9 мая памятная доска украсит фасад здания.
Пока что в школе отведен уголок, где висит доска с длинным списком имен ушедших на фронт жителей сельского поселения (когда-то в его состав входили восемь деревень, а сейчас осталось только село Богородское и — номинально — Грунский-2, где числятся три человека, но фактически никто там не живет). В живых не осталось ни одного участника войны, но каждый год на День Победы сюда торжественно выносят мемориальную доску с именем Киселева и проводят митинги.

Сейчас в селе живут четыре семьи с фамилией Киселевы. А на момент переписи 1930 года их было 22. Скорее всего, среди нынешних Киселевых есть потомки башкирского Шиндлера, считает Галина Андреевна. Во всяком случае, некоторые из этих мужчин внешне очень похожи на героя войны. Но, опять же, все это голословные утверждения, нуждающиеся в проверке. В сельсовете хранится родословная Николая Киселева, составленная со слов уже умершего учителя Ивана Кузьмича Семенова, который, говорят, знал отца героя. Однако и эти сведения нуждаются в подтверждении.

Не сохранился, конечно же, и дом, где родился Николай Киселев. На этом месте, на горе у самого края села, по улице Барыкина, 2, сейчас стоит совсем другой дом, и живут там другие люди, не его потомки. Но улицу тоже планируется переименовать. В истории Праведника мира из башкирской глубинки еще много белых пятен. Однако силами неравнодушных людей, которые гордятся тем, что на их земле родился такой человек, память о герое со временем будет восстановлена. В этом можно не сомневаться.
Справка
Николай Киселев — командир белорусского партизанского отряда «Мститель», в августе 1942 года он спас жизнь 218 еврейским жителям белорусской деревни Долгиново, выведя их за линию фронта.

В 1941 году село Долгиново оказалось на территории, оккупированной немцами. В селе жило 5 тысяч евреев. Их массовое истребление началось в 1942 году. К лету в живых осталось 278 человек. Они прибились к партизанскому отряду «Мститель» под командованием Киселева, который сумел сбежать из немецкого плена. У партизан не было возможности принять этих людей, они запросили Москву и получили приказ вывести евреев через линию фронта.

Выполнить поручение взялся Николай Киселев. С ним пошло 270 человек, в основном старики, женщины и дети. Группу сопровождали восемь партизан.

Переход длился больше месяца, дважды отряд натыкался на немецкую засаду, многие были ранены или убиты. После более чем 1500-километрового перехода по оккупированной территории Киселев вывел за линию фронта 218 человек и был арестован военной контрразведкой как дезертир. Однако спасенные им люди заступились за него, и Киселева освободили.

После войны Киселев работал в министерстве внешней торговли и никому об этой истории не рассказывал. Он умер в 1974 году, больше ни разу не встретив никого из спасенных им людей. В Израиле Киселеву присвоено звание Праведника мира.

Спасенные им люди, их дети и внуки, которых насчитывается более 2 тысяч 200 человек, ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня — в день последнего расстрела Долгиновского гетто. Киселева они сравнивают с Моисеем, выведшим из рабства еврейский народ.
Читайте нас: