Все новости
Образование
13 Февраля 2014, 21:03

От школы не зарекайтесь

Почему родители растят «хоумскулеров»

Дома с мамой, конечно, намного душевнее, чем в школе.
Дома с мамой, конечно, намного душевнее, чем в школе.
Российские школьники больше не обязаны каждый день вставать чуть свет и идти в школу, им не нужно регулярно писать контрольные, а родителям — собирать взносы в классный фонд. Новый закон об образовании, вступивший в силу в сентябре 2013, дает возможность осуществить заветную мечту многих бывших и нынешних детей — учиться дома. Это было возможно и раньше, но из-за нечеткой формулировки в старом законе школы порой считали себя вправе контролировать процесс обучения в семье. Теперь поставлены все точки над i: обучение в семье не имеет к школе никакого отношения.

Как это будет

Раньше лишь нездоровье давало детям шанс остаться дома. Еще этой привилегией могли воспользоваться одаренные школьники и спортсмены. Теперь нужно лишь желание родителей и самого ребенка.

Родители, которые выбрали для своего чада семейную форму образования, должны уведомить об этом роно и выбрать школу, в которой ребенок будет проходить промежуточную и итоговую аттестации. Обычно это учебное заведение, которое он до этого посещал, но можно «прикрепиться» и к школе из другого района. Родителям предстоит договориться с директором о том, как часто и в какой форме будет проходить аттестация. При этом ребенок юридически не является школьником — его зачисляют в образовательное учреждение только на время аттестации, а потом снова отчисляют.

По закону, семья вправе сама выбрать программу, по которой будет обучаться ребенок, лишь бы она не противоречила федеральным стандартам. Кто и по какой методе будет учить домашнего школяра, контролировать не станут, главное, чтобы он выдержал итоговую проверку. Будет это обычная четвертная контрольная или экзамен перед специальной комиссией, тоже решать родителям, которые в случае «неуда» по одному или нескольким предметам на плановой проверке знаний обязаны вернуть ребенка за школьную парту.

Однако не для того они забирали его из школы, чтобы возвращать — итоги работы «семейников» в республике проводить еще рано, но, как сообщили в Управлении образования и социальной политики администрации Орджоникидзевского района Уфы, в первом полугодии все дети на такой форме обучения неплохо подготовились и прошли промежуточную аттестацию. В этом районе столицы оказалось больше всего родителей, не побоявшихся взять на себя такую ответственность. В начале года на отважный шаг решились две семьи, сегодня таких уже восемь. В основном на домашнее обучение перешли ученики начальной и средней школы, самостоятельно обучать старшеклассника никто пока не рискнул.

Один в классе

Главный вопрос, который хочется задать таким родителям — зачем? В наше сумасшедшее время, когда почти не осталось авторитетов, для многих только школа, пожалуй, остается тем фундаментом, на котором мир держится. И стоит ли его сотрясать?

Семейное обучение в республике пока не «распробовали», поэтому родители не зарекаются от того, что дети когда-нибудь вернутся в школу.

— Мы живем за городом, поэтому ребенок по прописке должен учиться в поселковой школе. Когда мы туда пришли, оказалось, что первоклассники только буквы начинают учить, а мой ребенок уже пишет и читает. Есть, конечно, более продвинутые школы, но возить сына за тридевять земель не хочется, — говорит один из родителей. — Поэтому занимается дома с мамой. По английскому репетитора нанимаем.

Алмаз С. по образованию учитель начальных классов и считает, что детей надо сызмальства приучать к самостоятельности. Когда вышел новый закон об образовании, он предложил девятилетнему сыну выбрать, где тот хочет учиться. Сын выбрал не школу, а папу. В результате занимается не пять часов в день, как сверстники, а всего три, успевает посещать несколько кружков, часть из которых входит в его школьную программу. Например, урок физкультуры у мальчика проходит в секциях футбола и тхеквондо, на английский и технологию он ходит в местный подростковый клуб. Бюджетно, не надоедает и развивает уж точно не хуже школьных занятий.

— Есть мнение, что такое обучение грозит проблемами в общении. Я считаю, что в классе детям скучно, не хватает новых впечатлений. А когда ребенок меняет окружение (ходит в кружки, секции, гуляет со сверстниками), он лучше адаптируется. Да сын и не прерывает общения с одноклассниками, участвует в школьных мероприятиях. Я тоже часто хожу в школу, советуюсь с педагогами. Аттестацию мы прошли без «троек», так что будем продолжать эксперимент. В семье подрастает еще двое детей, возможно, учеников у меня прибавится, — говорит отец семейства.
Семья С. стремится быть поближе к природе, поэтому с ранней весны и до поздней осени живет в деревне. До сих пор гармонии мешала только необходимость возить ребенка на учебу в город. Для чего такая канитель — можно же просто учить его самим, в итоге решили родители.

У семьи Д. другая причина «исхода» из школы — сын-восьмиклассник постоянно конфликтует с одноклассниками, а младшенький не может усидеть за партой все время урока. Говорят, гиперактивность не болезнь, а особенность, но школьный учитель, на котором три десятка сорванцов, просто не в состоянии обеспечить такому ребенку пресловутый индивидуальный подход.

— Лучше школы ребенка, наверное, никто не обучит, но если есть индивидуальные особенности, которые затрудняют учебу в классе, а родители уверены в своих силах, то почему бы не попробовать, — говорит главный специалист Орджоникидзевского управления образования Ольга Подгайнова. — Тем более, что учителя никогда не отказывают родителям в помощи. Можно сказать, что дети пока уходят из школы только на бумаге. Они все равно наши.

Вывод: первопроходцы семейного образования в республике в основном начинают обучать детей на дому не из-за каких-то непреодолимых принципиальных расхождений со школой.

В то же время, на сайте много-; опытных и многочисленных московских «семейников» основным мотивом в пользу семейного образования для ребенка выступают все-таки претензии родителей к школьному образованию:

— Я не люблю школу. Сколько унижения со стороны учителей мне и моим родителям пришлось вынести за 10 лет: когда при всем классе учительница говорит, что, мол, есть дети, которые представляют собой лицо класса, а есть те, которые представляют другое место, и выразительно на тебя смотрит, когда заставляют извиняться перед одноклассниками за то, что из-за тебя показатели успеваемости класса не идеальны… То, чему учат в школе, в жизни не нужно. Все, что необходимо, — умение читать, писать, считать и работать с информацией, искать ее и обрабатывать. Этому своего ребенка родители вполне могут научить сами.

Я бы уточнила: могут за редким исключением. Поэтому в законе прописали, что тех, кто захочет вернуться за парту, в школе примут с распростертыми объятиями. Как говорится, от школы не зарекайся. Вот и башкирские «семейники» не особо распространяются о своем эксперименте и просят не публиковать их фамилии в газете, опасаясь выглядеть выскочками и скомпрометировать школы, в которые им, возможно, придется вернуться.
КОММЕНТАРИЙ

Владимир АРИСТРАХОВ,
замминистра образования республики:
— Семейное образование актуально для одаренных детей, которые стремятся знать больше, чем положено по программе, или, наоборот, для детей с проблемами восприятия.

Если семья решает выбрать семейное образование, то от родителей потребуется значительно больше внимания к ребенку: речь не только о знании предметов, нужно суметь организовать рабочий процесс. Это ключевой момент, важность которого, к сожалению, не все осознают.

Семейное обучение — это альтернатива, не противопоставленная школе, а взаимодействующая с ней, помогающая ей развиваться, находить новые, актуальные формы обучения.
К СВЕДЕНИЮ

Более полутора миллиона российских детей уже попробовали семейное образование. Оно популярно более чем в 45 странах мира. Ежегодно число «хоумскулеров» (детей, получающих образование в семье) увеличивается на 5 — 12 процентов. В США создали Национальный исследовательский институт домашнего образования, издаются журналы о домашнем образовании.

ЦИФРЫ

В 2011 — 2012 учебном году на семейной форме обучения в республике находилось
32 ребенка; в 2012 — 2013-м — 35 детей; в 2013 — 2014-м — 62 человека.
Читайте нас в