Все новости
Образование
12 Декабря 2013, 16:24

Вместо «пятёрок» — цветочная рассада

Чтобы научить ребят чувствовать природу, талант нужен

Рассуждая о воспитании подрастающего поколения, преподаватель биологии из Мичуринской школы Владислав Акбулатов говорит о том, как важно увлечь ребятню своим примером, о необходимости воспитывать с младых ногтей любовь к своей Родине и окружающей природе... Казалось бы, все это — очевидные вещи. Но местные школьники толпами ходят за ним по пятам, блистают на конкурсах и олимпиадах самого различного уровня и искренне радуются, когда он поощряет их не «пятеркой» в дневнике, а рассадой бархатцев, виол и петуний.
После бала

— Владислав Тимерянович, сельским школьникам и так хватает работы на приусадебных участках, а вы, как мне рассказали, активно вовлекаете их в цветоводство. Не боитесь окончательно отбить желание трудиться на земле?

— А не нужно превращать урок биологии в нудную обязаловку. При этом важно, чтобы, немножко потрудившись, ребята непременно увидали результаты своего труда. Да, в деревне много чего выращивают. Но вот цветы — большей частью по остаточному принципу. Конечно, когда два года назад я перешел в эту школу и предложил за каждым классом закрепить по цветнику, а затем сравнить — кто показал себя лучшим «мичуринцем», этой идеей загорелись далеко не все дети. Ситуация изменилась, когда мальчишки и девчонки увидели то, что они вырастили. В итоге нынешним летом, когда вся ребятня торопилась в лес и на речку, они бежали к школе, чтобы поухаживать за хрупкой цветочной красотой. И уже не ждали, когда приду я, а начинали самостоятельно что-то копать, поливать, высаживать. Потому что им это стало по-настоящему интересно.

За 31 год работы Акбулатов сменил несколько школ: преподавал физкультуру и труд в Загорной Клетье, биологию — в Михайловке, а затем, в течение 20 лет, — в Папановке. Не потому, что «летун» — просто школы небольших населенных пунктов сегодня редко входят в число «долгожителей». Поэтому, когда из-за оптимизации закрылась папановская школа, он перебрался в Мичуринск.

— За эти годы я успел заметить, что на периферии дети более послушные и работящие, — делится он своими наблюдениями. — Чем крупнее населенный пункт, тем меньше они любят физический труд.

Понимая, что психологию подростков с ходу не изменить, на новом для себя месте Владислав Тимерянович предложил: давайте выделим участки на пришкольной территории для выращивания цветов всем школярам, но акцент в трудовом воспитании для начала сделаем на малышей — учеников начальных классов. А старшеклассников понукать не будем. Захотят — поработают. Так и поступили. А во время «Осеннего бала» подвели итогия. Причем задолго до бала и гостям школы, и ученикам выдали бюллетени для голосования, в которых просили вписать только одно — какой из пришкольных цветочных участков «самый-самый».

— Когда подсчитали голоса и выяснили, что победителями стали первоклашки, случился настоящий взрыв эмоций, — улыбается мой собеседник. — Как же, в школу на бал пришла чуть ли не вся деревня, и, как выяснилось, взрослым ребятам утерла нос малышня! Несколько дней старшеклассники ходили смурные. А в следующем году тоже занялись цветоводством. Получается, и маленькие дети могут стать примером для старших.

Подвижник

Директор школы Елена Фархутдинова называет Акбулатова фанатиком своего дела. Отличник образования РБ, он в нынешнем году включен в список тысячи лучших учителей страны.

В то время, когда многие городские коллеги сетуют на безденежье и детское равнодушие, Акбулатов и две сотни его разновозрастных воспитанников на равных сотрудничают с ведущими академиками и профессорами вузов, республиканского эколого-биологического центра... А затем с легкостью выигрывают всевозможные конкурсы и олимпиады. Жалеет Владислав Тимерянович только об одном — что несколько лет назад из обязательной школьной программы исчез предмет «Экология».

— Этой наукой я увлекся в начале восьмидесятых, еще начинающим учителем, — вспоминает он. — Поэтому, когда в республике ввели курс «Экология Башкортостана» и он в течение полутора лет был обязательным предметом, заинтересовал многих мальчишек и девчонок. Потом его отменили. Тем не менее он достиг своей цели — на тот момент у нас уже активно работал кружок юных экологов и цветоводов. Правда, все ребята, которые его посещали, жили в разных деревнях, а потому сразу после уроков их ждал школьный автобус. Какая уж тут кружковская работа... Но мы нашли выход из ситуации: вечерами и в выходные дни стали делать вылазки на природу. Чаще всего с ночевкой. Не ради отдыха, а для того, чтобы провести полномасштабные исследования флоры и фауны.

Не забросил Акбулатов эту работу и сегодня. В последний раз я застал его во главе ватаги девятиклассников, с которыми он только вернулся из похода. Экспедиция изучала золотистую щурку, которая поедает пчел. Исследования завершились научной работой, которая «выстрелила» на одной из олимпиад и заинтересовала маститых ученых.

Настало время прибирать планету

Людей увлеченных редко волнует материальная сторона. Вот и учитель биологии из Мичуринска — не исключение. Большую часть работ выполняет «на общественных началах». И даже увлек семью: жена и дочь помогают ему выращивать саженцы цветов, сын мастерит теплицы...

— Человек сторонний скажет: подумаешь, ягодки-цветочки... Но если мы не будем заниматься этой работой, очень скоро полностью погрязнем в мусоре и нечистотах, — размышляет Акбулатов. — Год-два назад я специально пораньше приходил на пришкольный участок, чтобы собрать пустые бутылки и мусор после вечерних «посиделок». А сегодня я знаю, что ни наши воспитанники, ни их друзья и родственники не бросят на землю даже бумажку. Не потому, что все в одно мгновение вдруг стали «белыми и пушистыми». Просто, насвинячив здесь, они напакостят не абстрактному человеку, а себе и своим близким. Так что экологическим воспитанием нужно заниматься уже с начальных классов. Вы посмотрите вокруг: народ выбрасывает пакеты с мусором прямо на дорогах, моет автомобили в реках и озерах. А как уничтожаются леса! Снаружи они выглядят более-менее пристойно, но внутри — сплошь многогектарные вырубки. Причем хищники в человечьем обличье берут только деловую древесину, а все остальное бросают на земле. Там начинается массовое размножение вредителей, которые губят оставшийся лес.

Так что экологическое воспитание — это требование времени. Чем скорее мы это поймем, тем лучше будет и для нас, и для всей планеты.
Читайте нас: