Все новости
Образование
31 Августа 2013, 17:37

Поступить и не ступить

Дорога к высшему образованию напоминает минное поле

При нынешней системе невозможно даже приблизительно оценить, каким будет итог зачисления.
При нынешней системе невозможно даже приблизительно оценить, каким будет итог зачисления.
«Искренне желаем вам успехов и терпения» — такими словами завершал нынче обращение к абитуриентам Санкт-Петербургский государственный университет. Ну, успехов — это понятно, но при чем тут, казалось бы, терпение? Да при том, что приемная кампания превратилась сегодня в настоящее испытание для вчерашних школьников и их родителей. Осилить его способен не каждый, ибо система приема в вузы располным-полна всяческого абсурда.
Вперёд на Москву

То, что лета в этом году не будет, было ясно заранее — дочь заканчивала школу. А это та еще кутерьма — последний звонок, ЕГЭ, вручение аттестатов и сертификатов с результатами экзаменов. И даже праздник по случаю выпуска был почти что со слезами на глазах: все думы невольно возвращались к главному — предстоящему поступлению в вуз.

Куда именно податься, большинство одноклассников знало заранее. В фаворе были местные альма-матер, а их в Уфе можно пересчитать по пальцам. Получив аттестат, выпускники еще до конца июня решили проблему, раскидав копии документов по двум-трем вузам. Дальше оставалось только ждать.

Куда сложнее было тем, кто вознамерился учиться за пределами республики. Тут выбор открывался такой широкий, что глаза разбегались. От обилия информации, заботливо размещенной на сайтах учебных заведений, мысли сначала путались, а потом начинали выплясывать какой-то невообразимый хоровод. Прежде всего, конечно, надо было определиться с городом, в котором хотелось учиться. Казань, Екатеринбург, Оренбург отпали сами собой, без боя уступив Москве. Как вариант всплывал еще и Питер, однако он как-то сам собой сошел на нет по причине отдаленности и отсутствия хоть одной знакомой души.

Выбрать вуз или точнее — вузы, ибо нынче принято поступать сразу в несколько, оказалось делом более сложным. В пятерку лучших университетов России, типа МГУ, надо было сдавать вступительные экзамены, причем до 5 июля. Несколько других, тоже весьма помпезных, пугали прошлогодними проходными баллами — от 270 и более. То ли там действительно была вотчина суперумных, то ли сюда пристраивали отпрысков исключительно те родители, что умеют сделать ребенку нужные баллы на ЕГЭ. С другой стороны, не хотелось учиться и в каком-нибудь забубенном институте, который держится на последнем слове, рискуя свергнуться в пучину неэффективных.

При внимательном изучении многочисленных институтов, университетов и академий государственные вузы зачастую представали в невыгодном свете: бюджетных мест в них было шиш да маленько, и они без стыда упирали на платное обучение, причем за весьма немаленькие деньги — до 300 и более тысяч рублей в год. В это же самое время в негосударственных вузах бюджетных мест было море разливанное. Это наводило на мысль, что не так уж они и плохи, если смогли выиграть «бюджет» по конкурсу, оттяпав его у «казенных» вузов. Да и платные места, честно сказать, в негосударственных учебных заведениях были куда доступнее по цене.

Туалет на этаже, душ в цоколе

Другой вопрос, который неуклонно вставал при выборе вуза: предоставляет ли он общежитие и насколько хорошие условия в нем. И вот с этим-то, оказалось, большая проблема. Многие университеты сразу предупреждают, что число мест в общежитии ограничено, и не гарантируют их даже бюджетникам. Так что, имея шикарные баллы по ЕГЭ, можно остаться за бортом только потому, что тебе в Москве негде приткнуться. На твое место пройдет другой претендент — с меньшими баллами, но не нуждающийся в «общаге». Есть, конечно, и третий вариант — на общежитии не настаивать, но он скорее подходит для богатеньких деток, которым московское жилье снимут родители.

Условия в общежитиях — тема отдельная. Мало где они квартирного типа и расположены в современных многоэтажных зданиях. Впрочем, и здесь никто не гарантирует, что квартирки не окажутся забитыми под завязку и в каждую не набьют до десятка студентов. Большая же часть общежитий, как и в былые времена, — это пятиэтажки с длинным коридором, туалетом на этаже и душем в цоколе. Возможно, что к этому прилагаются тараканы, крысы, гастарбайтеры и элементарные любители побухать, которых никто не гоняет. И в таком бомжатнике жить несколько лет?

В общем, пришлось перерыть все мыслимые и немыслимые источники информации, включая форумы и соцсети, задать кучу вопросов тем, кто в этих общежитиях уже живет, и на этой основе сделать вывод, где можно обитать, а куда лучше не соваться.

Современные технологии побоку

Документы в институт нынче можно подать тремя способами — лично, по почте либо по электронке. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что последний, наиболее современный способ практикуют единичные вузы и зачастую — как предисловие к реальной подаче документов. На почту надеяться дочь категорически отказалась, сказав, что ценный конверт могут и потерять. К тому же ей важно своими глазами увидеть вуз и обстановку в нем. Забегая вперед, скажу, что опасения были не лишены оснований — подружка, отправив документы почтой, сначала долго ждала, когда появится в списках ее фамилия, потом, не дождавшись, позвонила в институт и услышала в ответ: ничего не знаем, наверное, почта не донесла. Обнаружила она себя в списках лишь в последний момент.

В Москву дочь отправилась, вскочив в «последний вагон» — за десять дней до окончания приема документов. К этому времени основная масса абитуриентов уже прошла эту процедуру, причем в некоторых вузах работа была организована так «хорошо», что ребятам пришлось отстоять в очередях от трех до восьми часов.

Во второй половине июля в приемных комиссиях было относительно свободно. В одном из вузов, кстати сказать, негосударственном, на приеме работала система электронной очереди, и ждать пришлось всего пару минут. Зато в известном МИФИ рекомендовали сначала заполнить анкету на сайте на нескольких листах и только потом приезжать лично, при этом для прохода в здание требовалось выписать пропуск. Здесь же, кстати, в заявлении присутствовала графа об «обязательном» и «желательном» общежитии, и мест на всех не обещали.

Рейтинг под замком

Большинство институтов, начиная с первого дня приема документов, выставляло на сайтах рейтинговые списки: первыми шли абитуриенты с самыми высокими баллами, далее — в порядке убывания. Списки ежедневно обновлялись, и свои шансы на поступление каждый мог оценить, что называется, в развитии.

Однако не все вузы были столь открытыми. Некоторые, напротив, держали рейтинговые списки под строгим секретом. На интернет-форуме того же МИФИ по этому поводу развернулась целая дискуссия — абитуриенты, которых поставили в положение слепых кутят, выражали свое недовольство и требовали «сатисфакции». Однако не тут-то было — представитель приемной комиссии стоял насмерть, при этом позволяя себе кокетливо подшучивать, мол, интрига должна сохраняться до конца.

Отдельные вузы публиковали только списки тех, кто подал аттестат в подлиннике. Тем самым, видимо, поступающих незатейливо подталкивали к тому, чтобы они сразу несли сюда главный документ, выказывая предпочтение именно этому учебному заведению.

Шансы не вычислить никак

Как бы там ни было, к 30 июля, когда вузы обязаны выставить списки рекомендованных к зачислению, каждый абитуриент четко знал, попал он в заветное число бюджетных мест или нет. Если да, нужно было хватать оригинал и нестись с ним в выбранный институт. А если нет?

«Невозможно даже приблизительно оценить, каким будет итог зачисления, — успокаивали тех, кто не прошел в первую волну, все на том же сайте СПбГУ. — К окончанию приема подлинников нижняя граница списка рекомендуемых к зачислению может существенно снизиться».

Математика проста: каждый абитуриент вправе подать копии документов в пять учебных заведений и в каждом — на три специальности, а поступит он только на одну специальность в одном-единственном вузе. Все остальные бюджетные места, на которые он претендовал и был рекомендован к зачислению, останутся свободными. На них во вторую волну будут зачислены следующие по списку. Надежда на поступление у тех, кто не сильно отстает от «победителей» по баллам, достаточно крепкая. Однако гарантий никто дать не может, шансы не вычислишь никак.

В нашем случае в одном из вузов на менеджмент по первой волне зачислили 15 человек из 20 возможных, в другом — трех из 32, в третьем и вовсе ни пришел никто. «Засада» еще и в том, что не прошедшие по так называемой приоритетной специальности (ее в заявлении указывают первой) плавно «переползают» на специальности второго и третьего приоритета. То есть хотел, допустим, человек учиться на экономиста, но не прошел и пошел в менеджеры, вытеснив оттуда тех, кто мечтал именно об этой профессии. Бывает, что перебежавшие с других специальностей занимают до 90 процентов «не своих» мест.

У отдельных абитуриентов история не заканчивается и после того, как они обнаружили себя в списках зачисленных. Причина этого — «веселое» правило, разрешающее даже после издания приказа переходить в другой вуз. Для этого нужно по-быстренькому забрать свои документы и отнести их туда, куда захотелось больше. В этом случае первому учебному заведению только и остается следом за приказом о зачислении сразу же писать другой приказ — об отчислении.

И все-таки наибольшее нервное потрясение получают те, кто, пройдя по первой волне в вуз, выбранный в качестве запасного варианта, идет на риск и остается ждать результатов второй волны в том вузе, о котором мечтает. Вот это «развлечение» действительно вбрасывает в кровь массу адреналина — потеряв все шансы там, можно «пролететь» и здесь.

Остаться в живых

В общем, лета в этом году не было. К счастью, волнения позади — все, кто собирался в вуз, уже студенты. В большинстве своем одноклассники выбрали уфимские нефтяной и авиационный университеты, есть теперь «свои люди» и в медицинском, педагогическом, БГУ и даже в институте искусств. Кое-кто не осилил порог бюджетного места и будет учиться платно. Две подружки, решившиеся штурмовать Москву, тоже при деле: одна — студентка столичного университета, другая в итоге предпочла Санкт-Петербург. Но особенно счастливы завершению «эпопеи» родители, которые, поварившись в адском котле под названием «поступление в вуз», с ностальгией вспоминают старые добрые времена, когда все было так просто
Читайте нас: