Все новости
Образование
9 Августа 2013, 16:05

Экзамен для системы

С 1 сентября ученики будут жить по новому закону

Пожалуй, самым значительным фактом в сфере образования в прошедшем учебном году стало принятие нового закона «Об образовании в РФ». Он стал одним из рекордсменов по количеству поправок, а к рассмотрению в Госдуме поступил в седьмой редакции. По словам председателя комитета по образованию Госдумы Александра Дегтярева,
к депутатам обратились 600 тыс. граждан и поступило более 40 тыс. коллективных сообщений.

Как уточнила вице-премьер Лилия Гумерова, Башкортостан стал одним из немногих регионов, предложения которого были услышаны и заняли свое место в новом федеральном законе. Среди них поправки о социальной поддержке педагогов, законодательно закрепленное право субъекта на установку льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг для сельских учителей. В образовательных учреждениях республики — от детских садов до университетов — обучаются 880 тыс. человек — это одна из крупнейших систем образования в России. Ясно, что республиканский закон, подписанный 1 июля нынешнего года, должен не только соответствовать закону федеральному, но и учитывать особенности обучения в Башкортостане. В частности, он регулирует вопросы социальной поддержки педагогов, языка образования, информационной открытости, платы с родителей за присмотр и уход дошкольников.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Все вопросы решаемы, было бы желание
Олеся Дорофеева, активист социального сообщества «Мамы Стерлитамака»:

— Мне нравится, что открытость и доступность информации о системе образования закреплены законодательно. Мы еще в 2011 году с городской администрацией и горотделом образования решили вопрос с созданием электронной очереди в детсады. На сайте гороно работает портал, там в любое время можно проверить очередность на путевку в детсад.

Сейчас моему ребенку три года, он ходит в обычный детский сад. Стандартная плата — 1,4 тыс. рублей в месяц. Если она повысится, это можно понять, ведь тарифы растут на все: на газ, транспортные расходы. Но больше 2 тыс. рублей наша семья не потянет: хотя мы с мужем оба работаем, еще платим за ипотеку. По-моему, должно быть побольше детсадов, чтобы всех обеспечить, а остальные вопросы можно решить. Тем более что мы, мамы, готовы в этом помочь.

«Нет» лицеям и гимназиям
Роберт Хайдаров, директор Старотуймазинской школы:

— Система образования требует немедленного обновления. Раньше преподаватель считался одним из самых уважаемых членов общества, сейчас в общероссийской шкале ценностей эта профессия тянет на слабую «тройку». Это видно и по заработной плате, и по отношению некоторых учеников к преподавателям.

Менять нужно многое. Я, к примеру, уверен в необходимости обязательного введения школьной формы. Ведь порядок начинается с внешней атрибутики. Лишь после этого можно начинать наводить его в умах. Но нужно понимать, что результат станет виден лишь через пять-семь лет.

Марат Янбухтин, заслуженный учитель Башкортостана:

— Мое отношение к нынешним реформам, которые предлагает закон об образовании, неоднозначно.

То, что больше не будет таких понятий, как гимназия и лицей, — на мой взгляд, разумное решение. Разделение ребятни на школьников и лицеистов ведет к нездоровому расслоению подрастающего поколения. К тому же не раз убеждался, что эти названия в первую очередь рассчитаны на внешний эффект. Хотя способ обойти это нововведение люди все равно найдут. К примеру, станут делить школы на более и менее престижные.

Согласен и с тем, что принимать решение о дальнейшей судьбе сельских школ должны местные жители. Потому что деревня без школы, как правило, гибнет. Возить детей на автобусах или отправлять в интернаты — неправильно. Это сильный стресс для всей семьи. К тому же, повзрослев, обратно дети уже не возвращаются, родная деревня становится для них чужой. Нам говорят, что платить зарплату десятку педагогов в сельской школе ради обучения 15 — 20 школьников экономически невыгодно. А содержать двух-трехэтажные интернаты, водителей, гонять автобусы по деревням, где часто нет дорог, а есть направления — выгоднее? Может быть, проще возить преподавателей в малокомплектные сельские школы?

Ожидали большего

— С законом познакомилась сразу, как только это стало возможно, — поведала третьекурсница Нефтекамского филиала БГУ Регина Хасанова. — Он интересовал меня со всех точек зрения, в том числе и материальной. Дело в том, что я из многодетной семьи, к тому же несколько лет назад трагически погиб отец. Маме очень тяжело, но все же она мне, старшей дочери, сказала: «Учись, не думай ни о чем, кроме своего будущего». А в прошлом году поступил в УГАТУ мой брат, еще одна моя сестра планирует пойти на первый курс нашего филиала. Закон мы изучали вместе и не нашли в нем ответов на крайне важные для нас вопросы: что будет со стипендией и местами в общежитии, точнее, оплатой за них? Ничего не сказано о льготах, которыми мы пользовались до этого. Если их отменят, нам попросту придется либо бросить учебу, либо перейти на заочное отделение и идти работать — мама не потянет одна такой воз. Она и без того уже продала машину отца, на очереди — дача. В такой ситуации оказались не мы одни. Естественно, пришлось идти за разъяснениями в филиал. А там — время отпусков. Нашли по телефону одну из преподавательниц, та сама еще не все поняла, но сказала, что со льготами, судя по всему, придется попрощаться. Брат сказал, что попробует, если так, где-то подрабатывать, но останется на очном. А это непременно скажется на учебе.

Закон озадачил

Еще определеннее высказался один из преподавателей филиала, попросивший не называть его:

— Честно говоря, если не разочарован, то глубоко озадачен законом. Спорных моментов хоть отбавляй. Уровень знаний поступающих к нам первокурсников падает из года в год — все выявляется уже на первых занятиях. Приходит парень или девушка, у которых стопроцентный результат по ЕГЭ, а сами на «троечку» вряд ли тянут. Начинаешь интересоваться, а в школе-то как учились? И выясняется: с «тройки» на «четверку». Зато ЕГЭ сдали блестяще! Вот и приходится половину первого курса подтягивать до уровня твердой школьной «четверки», а не готовить из них специалистов. Это ведет к новым пробелам — уже по программе вуза. Очень надеялся, что если действующая система не будет изменена коренным образом, то добавятся какие-то эффективные новшества. Не добавились, увы. Зачем просили нас, преподавателей, вносить замечания по проекту? Я их, кстати, внес, как и многие коллеги, но отражения в конечном варианте они не нашли.
Читайте нас: