Все новости
Образование
22 Марта 2013, 17:09

В школе работать можно...

Если бы только дети не мешали!

Как нет стандартных учеников, так нет и стандартных учителей.
Как нет стандартных учеников, так нет и стандартных учителей.
Минобрнауки России, одарив школьников списком из ста книг, рекомендованных для внеклассного чтения, обратило взор на учителей. Впервые в российском образовании разрабатывается профессиональный стандарт (ПС) педагога, который должен повысить мотивацию учителей к труду и улучшить тем самым качество образования. Он устанавливает единые требования к содержанию и качеству работы преподавателя, к оценке его квалификации при приеме на работу и при аттестации, что будет учитываться в дальнейшем планировании карьеры. Рабочую группу возглавил Евгений Ямбург, директор московского Центра образования № 109, член Общественного совета при министерстве образования и науки РФ. Документ уделяет особое внимание воспитательным функциям, психологическим приемам работы и стандартам учителей математики, информатики и русского языка как основных предметов. Кроме того, сделан упор на то, что учитель обязан владеть современными электронными технологиями.
Всех педагогов посчитали

Призвав на помощь классиков, в частности Константина Ушинского, считавшего, что «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», разработчики проекта подчеркнули: учитель должен быть готов к переменам, мобильным, способным к нестандартным трудовым действиям, ответственным и самостоятельным в принятии решений. Кстати, по новому закону дошкольное образование считается одним из уровней общего. Следовательно, требования к работникам детсадов и учителям едины. Проект выделяет такие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы.

В перспективе предполагается охватить стандартом педагогов дополнительного образования, профессионального образования, педагогов-психологов, специальных педагогов (дефектологов), работающих в дошкольном учреждении общего типа и обычной средней школе, тьюторов, оказывающих поддержку и сопровождающих ребенка-инвалида.

Нетрудно сделать вывод, что введение ПС неизбежно повлечет за собой изменение обучения в педвузах и других учебных заведениях, готовящих учителей.

Выпустим креативность на свободу

Стандарт должен соответствовать профессиональной работе педагога, не превращаться в инструмент жесткой регламентации, избавить учителя от несвойственных ему функций, отвлекающих от прямых обязанностей и побуждать к поиску нестандартных решений.
Обучая, обучайся сам

Педагог должен иметь высшее образование. Учителям, имеющим среднее специальное образование, должны быть созданы условия для получения высшего без отрыва от работы. Преподаватель обязан знать свой предмет, уметь планировать уроки, проводить самоанализ. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: например, организовывать лабораторные эксперименты. Использовать специальные подходы к обучению для того, чтобы включить в процесс урока всех учеников: одаренных, тех, для кого русский язык не является родным, учеников с ограниченными возможностями. Пользоваться компьютером так же уверенно, как мелом и классной доской.

Все в поход!

Педагог должен организовывать экскурсии, походы и экспедиции. Знать все музеи города наперечет и при возможности водить туда своих подопечных, разъясняя все не хуже экскурсовода. Уметь вовремя направить энергию учеников в мирное русло для обеспечения их же собственной безопасности. Привлекать детей к организации самоуправления. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Напоминать ученикам, что на свете существуют еще и духовные ценности — кроме материальных. Уметь вовремя обнаружить и помочь ребенку в развитии талантов. Не забывать при этом, что все начинается в семье, и напоминать об этом рассеянным родителям. Уметь защищать тех, кого в детском коллективе не принимают.

Воспитатель: родительская любовь и высокая оценка ребёнка

Как говорил Василий Сухомлинский, «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Такой мир и должны создавать педагоги дошкольного образования, опять-таки с учетом индивидуальности ребенка, владея всеми приемами дошкольной педагогики. Они обязаны уметь организовать коллектив, способный что-то делать сообща, но и научить не скучать в одиночку. Помнить, что сегодняшний детсадовец — завтрашний школьник. Не пасовать, сталкиваясь с особыми детьми, призвав на помощь при надобности психолога, логопеда, дефектолога. Следить за тем, чтобы чрезмерная в этом возрасте активность и любознательность не привели к печальным последствиям для здоровья и эмоционального состояния ребенка. И, конечно, не забывать о том, что компьютер в школе нужен не только учителю информатики.

Начальная школа: станьте детям второй мамой

Педагог начальной школы должен понимать, что сегодняшний первоклассник — это вчерашний детсадовец, и уметь облегчить ему переход от игр к учебе. Благополучно довести ребенка до обучения в среднем звене. Не обмануть повышенную доверчивость детей, считающих учителя начальной школы самым важным взрослым в новой школьной жизни. Уметь распознавать обычные детские жалобы и стоящие за ними серьезные личные проблемы. Учитывать, что дети приходят в первый класс разными — по уровню подготовки, психологии, характеру.

Ставим учителю оценку

Как и в работе с детьми, при аттестации тоже необходим разный подход: в оценке работы педагога со способными учениками в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы на олимпиадах разного уровня.

По отношению к детям с ограниченными возможностями критериями успешной работы педагогов совместно с психологами могут служить показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка (был — стал).

Уволить учителя за несоответствие профстандарту можно. Но сначала это несоответствие нужно установить. Сделать это не могут ни управляющий совет школы, ни директор — только аттестационная комиссия. И лишь в том случае, если школа обеспечила условия для реализации ПС. Если, например, в стандарте указано, что учитель должен пользоваться современными компьютерными технологиями, но в школе нет ни нужного программного обеспечения, ни компьютеров, то уволить его за «несоответствие» уже нельзя.

Обсудить, высказать свое мнение и внести предложения в проект документа учителя и все заинтересованные люди могут в течение года. Реализация ПС планируется поэтапно, а с сентября 2014 года стандарт станет обязательным.
КОММЕНТАРИИ

Ирина Борисова,
преподаватель вуза:
— Мы живем в период всеобщей стандартизации, поэтому в том, что такой проект появился, нет ничего удивительного. Скорее всего стандарт будет играть существенную роль именно для выпускников вузов, которые должны будут соответствовать этим требованиям. Для работающих педагогов есть процедура аттестации, которая, возможно, при введении стандарта будет снята. Но вопросов еще довольно много. Например, нет конкретных критериев профессионального совершенствования.

Раиля Рашитова,
учительница одной из уфимских школ:
— Стандарт Евгения Ямбурга напоминает утопию из «Города солнца» Томмазо Кампанеллы. Требования профстандарта в нынешнем его виде один учитель без целой команды специалистов-помощников выполнить просто не способен. Надо либо упростить требования, либо набирать вспомогательный персонал специалистов. Не может же учитель, например, одновременно быть врачом, хотя обеспечение здоровья ребенка обозначено в проекте как его компетенция. Так что главная сложность все-таки состоит в том, как сделать стандарт реально выполнимым.

Галина Волкова,
учитель одной из уфимских школ:
— Уже сегодня учитель стоит перед фактом: желаешь получить категорию выше, сиди в интернете и будь поближе к администрации. А работа с главным человеком — учеником — все больше становится ненужной. Нужны лишь результаты — победители олимпиад. В нашей школе давно уже существует такое выражение: «В школе, в общем-то, работать можно... если бы только дети не мешали!»

Алексей Михайлов,
учитель года:
— Не бывает стандартных детей, точно так же не бывает стандартных учителей. Общие проблемы — это снижение квалификационного уровня педагога, чудовищная забюрократизированность системы и отсутствие времени на работу с детьми. Не думаю, что стандарт их решит. Да и само слово «педагогика» вообще перестало употребляться: все больше эффективность, экономика, оптимизация. А педагогики нет.
Читайте нас: