Все новости
Образование
15 Марта 2013, 16:19

Здравствуйте, дети!

Школы, где перестают улыбаться учителя, не развиваются

В школе улыбаться должны не только учителя, но и дети.
В школе улыбаться должны не только учителя, но и дети.
Основная задача в сфере дошкольного образования — достижение к 2016 году стопроцентной доступности детсадов для детей от 3 до 7 лет. В республике реализуется комплекс мер — «дорожная карта» — по ликвидации очередности в детские сады. Что касается малокомплектных школ, их оптимизация должна идти не в ущерб качеству обучения. А работа республиканских вузов и их филиалов, ранее причисленных к неэффективным, пересмотрена и получила положительную оценку.
Об этом заявила вице-премьер Лилия Гумерова на последнем заседании правительства.

Детсады: в Салавате и Ишимбае нет очередей

В республике «улучшается демографическая ситуация: в прошлом году родилось 59 тыс. детей, четвертый год сохраняется естественный прирост. В этой связи одна из приоритетных задач — обеспечение доступности дошкольного образования», подчеркнул президент республики. Он напомнил, что в прошлом году было введено 14,5 тыс. мест в детских садах различной формы собственности.

«У нас уже есть города, в которых нет очередей для трехлетних ребят и старше, — это Салават и Ишимбай», — отметил президент. Но не так хорошо, как хотелось бы, обстоят дела с развитием частных детсадов.

По словам Л. Гумеровой, работают лишь 12 частных садиков, и 65 дошкольных учреждений, помогающих в уходе и присмотре за детьми, их учредителями являются индивидуальные предприниматели. Буквально единичным можно назвать опыт государственно-частного партнерства при строительстве детского сада на 110 мест в туймазинском микрорайоне Агиртамак.

Школы: нельзя перегибать палку с оптимизацией

Процесс оптимизации школ идет с 2008 года, и за это время их количество сократилось на 614. До начала нового учебного года планируется провести реорганизацию еще 222 образовательных учреждений — путем понижения статуса или преобразования в филиалы.

Вице-премьер подчеркнула: оптимизация должна идти не в ущерб качеству образования, а с учетом конкретных условий каждой школы.

Больше всего этот процесс затронул село, ведь недобор учеников означает закрытие школы. Руководство республики прикладывает все усилия, чтобы каждый ребенок из любой деревни мог получить положенное по закону образование. «Нельзя перегибать палку. Есть у нас населенные пункты, из которых мы не можем ребят возить на учебу. Надо бороться за то, чтобы норматив в сельской местности соответствовал реалиям. Мы обращались к президенту России, обращались к премьеру. Нужно пересмотреть нормативы, десять учеников в классе — это нормально. В сельской местности цифры должны быть другими», — заявил Рустэм Хамитов.

Высшее образование: два вуза и четыре филиала реабилитированы

Печальная картина сложилась в вузах республики. «К сожалению, в перечень образовательных учреждений, имеющих признаки неэффективности, вошли два республиканских вуза и 11 их филиалов, — говорит Л. Гумерова. — Оба вуза и 4 филиала по предложению республиканской комиссии из списка удалось исключить». Они представили программы оптимизации деятельности в Министерство образования и науки РФ. В результате в окончательный перечень учреждений, имеющих признаки неэффективности, вошли 7 филиалов. Они подлежат реорганизации.

Профобразование: переоценка ценностей

Особого внимания требует развитие системы начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) республики. По словам вице-премьера, сокращение учащихся вызвано уменьшением численности выпускников школ. Они повально стремятся в вузы: в 2012 году 78 процентов выпускников поступили в высшие учебные заведения.

Также не преодолен перекос в структуре подготовки кадров, и, как следствие, отрасли экономики испытывают дефицит рабочих и специалистов среднего звена. Но уже сегодня в системах НПО и СПО увеличен прием на технические специальности, создано 20 многоуровневых образовательных учреждений, получили государственную поддержку 30 учреждений, которые совместно с работодателями обучают по инновационным программам.
Чем может гордиться система образования:
  • Достигнут существенный рост — в 1,5 раза — средней заработной платы учителей.
  • Доля первоклассников и второклассников, обучающихся по федеральным госстандартам, составила 100%.
  • Ноутбуки получили 18 тыс. учителей.
  • Доля сельских школьников, которым обеспечен ежедневный подвоз в базовые школы, увеличилась с 73% до 87%.
  • Организовано дистанционное обучение на дому для 42% детей-инвалидов.
  • На модернизацию системы образования из федерального бюджета в этом году планируется направить около полутора млрд рублей, из бюджета республики — почти 80 млн рублей.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ

Людмила Чекина:
— Есть исследования, что школы, в которых перестают улыбаться учителя, не развиваются. Чиновники от образования ведут просто агрессивную политику: «выучить, ответить, контроль, мониторинг, отчет, проверка...». Учителя смирились и стоят у станка, подтверждая ежедневно свою пригодность.

Наталья Бодрова:
— В малокомплектной школе учителя работают не хуже, чем в огромной городской. По моему опыту — в маленькой школе даже тяжелее, поскольку поработала в разных и судить имею право. А премий не видать...

Ольга Асадуллина:
— Школа — это коллективная работа. Не может в школе быть успешным только один учитель, а все остальные неуспешными. Все работают на общее дело воспитания
и образования. Об этом сейчас как-то забывают. Отсюда многие наши беды. Срочно нужно упрощать систему оплаты, перестать играть в дурацкую эффективность.
Все это вредит реально делу и детям.
Читайте нас: