Все новости
Образование
15 Января 2013, 17:06

Прорыв в образовании или его имитация?

Вступил в силу один из самых неоднозначных документов ушедшего года

Насколько удобоварим закон — покажет время.
Насколько удобоварим закон — покажет время.
В конце минувшего года был принят новый закон «Об образовании в РФ». Подготовленный еще в мае 2010 года и вызвавший неоднозначную реакцию в обществе, он получил название закона о «кухаркиных детях» и стал одним из рекордсменов по количеству поправок, а к рассмотрению в Госдуме поступил в седьмой редакции. По словам председателя комитета по образованию Госдумы Александра Дегтярева, к депутатам обратились 600 тысяч граждан и поступило более 40 тысяч коллективных сообщений. Положения нового документа касаются всех сфер обучения и, конечно, повлияют на жизнь школьников, студентов, учителей и родителей. А как именно, думается, можно представить, сравнив отдельные наиболее интересующие общество статьи старых и нового законов.

Дошкольное образование

Обучим бесплатно, присмотрим за деньги

Было

Дошкольное образование было бесплатным. Родители оплачивали не более 20 процентов затрат детского сада на содержание детей.

Стало

Процесс обученя в детсадах по-прежнему остается бесплатным, а вот за так называемые присмотр и уход за детьми надо платить. Теперь они, как два отдельных направления деятельности, разделяются законодательно. На деле это означает, что родителям, возможно, придется оплачивать уход и присмотр за детьми полностью. Правда, в законе прописано, что цену за такую услугу муниципалитет должен назначать, исходя из материального положения семьи, однако механизм расчетов неясен.

Кроме того, детский сад и школа получают право отказать ребенку в приеме, если у них нет свободных мест. В прежних законах такой нормы не было.

Плата за содержание детей-инвалидов, детей-сирот, детей с туберкулезной интоксикацией не взимается. Этот пункт остался без изменений.

Среднее образование

Лицеи и гимназии теряют «своё лицо»
Было
  • Образовательные учреждения одного типа подразделялись на виды, определенные федеральными законами: лицеи, гимназии.
  • В государственных образовательных учреждениях создание и деятельность религиозных движений и организаций не допускались.
  • Размер зарплаты работников, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядок и размер их премирования устанавливали школы.
  • Введение ЕГЭ считалось экспериментальным, вопрос о его проведении решался самостоятельно на местах.
Стало
  • Устанавливаются четыре типа образовательных организаций: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная образовательная, организация высшего образования.
  • Статья закона устанавливает в качестве общеобязательного — не факультативного — предмет «Основы религиозных культур и светской этики», программы которого частично утверждаются религиозными организациями. Иначе говоря, религиозным организациям дано право влиять на образовательный госстандарт.
  • Обеспечение уровня средней заработной платы определяется в соответствии с решениями президента России, правительства, органов госвласти субъектов и местного самоуправления. До внесения законопроекта в Госдуму был пункт о привязке средней зарплаты педработника к средней по экономике региона. Впоследствии он был изъят из-за несогласования с Минфином. Теперь минимальная зарплата учителя привязана к средней зарплате по региону.
  • ЕГЭ — обязательная форма оценки знаний. Результаты ЕГЭ при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и специалитета действительны четыре года вместо двух.

Высшее образование

За что обидели сирот

Было
  • Бюджетное обучение в вузах предоставлялось не менее чем 170 студентам из расчета на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ.
  • Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды.
  • Учредитель обеспечивал обучающихся стипендиями в пределах своей компетенции.
Стало
  • Количество бюджетников будет определяться из расчета не менее 800 студентов на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет. Если довериться данным Росстата, молодых людей в этом возрасте в стране не более 22 млн человек. Это значит, что в вузах должно быть не менее 1,7 млн бюджетных мест. Между тем сейчас бюджетников в российских вузах — около 2,7 млн. Получается, что количество бесплатных мест в вузах ставится в зависимость не от численности населения в целом, как раньше, а от количества лиц определенного возраста.
  • Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступают: дети-инвалиды, инвалиды I и II групп. Большинство существующих льгот ликвидируется, в том числе для детей-сирот, и заменяется возможностью бесплатно учиться на подготовительных отделениях.
  • Устанавливаются следующие виды стипендий: 1) государственная стипендия; 2) стипендия президента России и стипендия правительства России; 3) именная стипендия. До вмешательства Минфина законопроект устанавливал, что размер социальной стипендии не может быть ниже 1,5 минимального размера академической стипендии. А она, соответственно, должна была быть не ниже 50 процентов минимального размера оплаты труда. Более нигде в законе размер стипендии не определяется.

Что нового?

  • Законодательно закреплены различные формы получения дошкольного образования: в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому.
  • Впервые на законных основаниях учащийся имеет право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
  • Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства, физкультуры и спорта.
  • Государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников и гарантирует их право на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории.
  • Начальное профессиональное образование уходит в историю: оно включено в систему среднего профессионального образования в качестве первого уровня — подготовки квалифицированных рабочих или служащих. Поэтому в рамках среднего профессионального образования предусмотрено два вида программ: подготовки квалифицированных рабочих и подготовки специалистов среднего звена. При этом колледжи фактически станут равны институтам и будут готовить бакалавров.
  • Как посчитали законотворцы, обязательное распределение выпускников нарушает право на свободу выбора профессии и рода занятий, гарантированное Конституцией. В качестве альтернативы и гарантии трудоустройства вводится институт целевого приема, предусматривающий заключение договора о целевом приеме между вузом и организацией-работодателем и договора о целевом обучении между гражданином, направленным на обучение, и организацией-работодателем. Выпускников, нарушивших условия договора, согласно новому закону, ждет серьезное взыскание. Он будет обязан возместить расходы, связанные с его обучением, в полном объеме, а также выплатить штраф в двукратном размере этих затрат.
  • Вводится новая статья — «Язык (языки) образования». В России гарантируется получение образования на государственном, то есть русском языке, а также выбор языка обучения и воспитания. Отдельно оговаривается, что в образовательных организациях, расположенных на территориях республик, может вводиться преподавание и изучение государственных языков этих республик. Но оно не должно осуществляться в ущерб изучению русского языка.
  • Впервые закрепляются положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Школьникам закон гарантирует бесплатное образование в рамках новых стандартов. Но за занятия сверх прописанных в стандартах школа имеет право брать плату.
  • В колледж можно поступать без экзаменов, за исключением тех случаев, когда для овладения профессией требуются определенные творческие, физические или психологические способности. Это предполагает проведение вступительных испытаний.
  • Новый закон обязывает частные вузы участвовать в мониторинге качества наравне с государственными.
  • Изменится не только учебный план вузов, которые должны перейти на двухуровневую систему «бакалавриат — магистратура», но и их статус. Уже созданы отдельные категории «элитных» университетов: федеральных и национальных исследовательских.
  • Академии как вид вуза исчезнут и будут либо предоставлять дополнительное образование, либо готовить аспирантов и докторантов.
КОММЕНТАРИИ

Людмила Сахаутдинова,
мама пятилетней Насти:
— Прежде всего, конечно, беспокоит возможное увеличение платы за детсад. Понятно, что новый закон позволяет справиться с очередями очень быстро
и дешево, не построив ни одного нового детсада. Доступность дошкольного образования до сих пор лежала на двух «китах»: скромном размере платы за детсад
и невозможности отказать в предоставлении места. Новый закон убирает оба положения и лишает многодетные, малоимущие, неполные семьи возможности отдать детей в детский сад, а матерей — выйти на работу и вообще выжить: пособие на детей старше полутора лет сейчас составляет пятьдесят рублей в месяц. Детсады до сих пор оставались некоей зоной социального выравнивания: даже если дома с ребенком не занимаются, не читают ему, не готовят его к школе — у него еще была возможность получить все это в детсаду. Теперь такие дети могут до семи лет спокойно дичать дома.

Лилия Чикишева,
учитель истории одной из уфимских школ:
— Новый закон, конечно, нужно еще изучать и изучать, но что сразу вызвало у меня негативное впечатление — это лишение правового статуса гимназий и лицеев.
На мой взгляд, это были те «соломинки», за которые пока еще держалось научное сообщество. Не исключено, что утеря школами «своего лица» приведет к вытеснению лицейского уровня образования в частную сферу. Большие сомнения вызывает и пункт о том, что преподаватели не имеют права принуждать студента к принятию религиозных, политических или иных убеждений. Меня это касается, пожалуй, сильнее, чем других — ведь я историк. В гуманитарных науках преподаватель дает оценки «сплошь и рядом», а значит, мне придется тщательно выбирать слова, чтобы недолжным образом не отозваться, например, о Сталине.

Беспокоит судьба сельских школ. В одной из них работает моя сокурсница. С трудом, но удалось отстоять положение о закрытии сельских школ только с учетом мнения жителей села. Но как это мнение будет учитываться — непонятно. И, кстати, хотелось бы прояснить вопрос о закрытии школ городских — про них нигде ни слова.
Конечно, много вопросов вызывает положение об оплате труда педагога, привязанной к средней по региону. Да, зарплата некоторых учителей может составлять и 20 и 25 тыс. рублей — за счет того, что преподаватель работает на полторы-две ставки. Но о каком качестве образования тогда можно говорить?

Вот насчет того, чтобы начальное профобразование стало первой ступенью среднего, думается, решение принято верное — сегодня требуются рабочие высокой квалификации.

Андрей Хамидуллин,
студент БашГУ:
— Возмущает исчезновение понятия «минимальная стипендия». Сейчас это 1,1 тысячи рублей, и к этой цифре, между прочим, привязана плата за общежитие. Сейчас оплата за проживание определяется по старому закону — не более пяти процентов от минимальной стипендии. Как теперь будут рассчитывать плату за общежитие — непонятно. Слышал о сокращении бюджетных мест в вузах. И, кстати, в законе четко не прописано, можно ли будет получить звание магистра бесплатно.
В министерстве образования республики ответили, что документ тщательно изучается, а сотрудники заняты разработкой плана реализации нового закона в Башкортостане.
Читайте нас: