Все новости
Образование
3 Октября 2012, 16:43

Удалённый доступ

Уместна ли оптимизация школьной сети?

Сразу ответим, уместна, ибо для этого существует целый набор объективных факторов. Первый из них — населенные пункты в регионах развиваются весьма неравномерно. Процессы неизбежной урбанизации (а это общемировая тенденция) никто еще не отменял. В то же время сеть социальных учреждений, в том числе школ, в своем существовании и развитии обладает определенной консервативностью. И в этом есть свои плюсы. Их здания, например, строятся на десятилетия. А за это время в демографии отдельных поселений происходят такие кардинальные изменения, что в некоторых из них остаются порой одни старики-пенсионеры. В других же населенных пунктах, напротив, наблюдается бурный рост рождаемости и, как следствие, острая нуждаемость в школах. Так, в городах нашей республики почти каждый шестой школьник обучается во вторую смену. Получается, со временем в развитии школьной сети возникает ситуация: где густо, а где пусто.
Второй важный фактор заключается в том, что существует научно обоснованная оптимальная наполняемость классов, определенная технологиями и методами обучения. Как в любой сфере, важным стимулом для школьников является состязательный момент. Не секрет: ученики знают свое, так сказать, неофициальное место в классе по успеваемости. И между ними идет негласное соревнование за более высокие рейтинговые места. Вот и педагоги давно уже заметили, что конкурентами в этом смысле являются объективно не отличники учебы и безнадежные двоечники, а дети, имеющие примерно одинаковый уровень подготовки. Отличники соревнуются между собой за первое место по знаниям, двоечники — чтобы не быть последними в классе по успеваемости. Такое соревнование возникает лишь в том случае, когда реально существуют возможности перемещения по вертикали. В зависимости от этого социальные психологи выявили такую закономерность: если в классе всего семь учеников, то здесь невозможно ожидать эффективной соревновательности, как и в классе, где более 46 человек. Исходя из такого критерия эффективности оптимальная наполняемость в классе не должна превышать 25 человек, что и закреплено приказом по Министерству образования и науки РФ в качестве предельного показателя. В то же время только в нашей республике почти тысяча классов насчитывает от одного до трех учащихся. Естественно, в таких классах образовательный процесс лишь имитируется.

Образование и воспитание, работа учителя с учениками и родителями — сложный и многосторонний процесс. Поэтому на качество образования также влияет целый набор факторов. Это и социальная однородность учеников в классе по способностям и уровню развития; методы преподавания, которыми владеют учителя; наличие современной материальной базы, компьютеризация школы.

Немаловажное значение имеет и экономический контекст данного показателя, который характеризует эффективность использования ресурсов. Вот почему даже наиболее развитые страны не стремятся снижать научно определенный уровень по количеству учеников в классе. Анализ международного опыта говорит, что в половине стран средняя наполняемость классов колеблется от 20 до 30 человек. В Российской Федерации, например, в начальной школе, она составляет 15 человек, что является одним из самых низких показателей в мире.

Примерно такая же ситуация складывается в 5 — 9-х классах нашей средней школы. У нас в одном классе насчитывается примерно 18 человек, тогда как даже в самых богатых странах этот показатель равен 23 — 24 учащимся.

Конечно, это во многом зависит от внешних факторов, влияющих на работу школы: доли сельского населения, его плотности, транспортной доступности и т. д. Чиновники от образования и другие должностные лица, определяющие образовательные политику, не в состоянии изменить эти, порой негативные, условия. Так, общеизвестно, что сельские школы с их низкой наполняемостью сильно влияют на значения среднероссийских показателей, естественно, в сторону уменьшения. Однако объяснить такую ситуацию только территориальным фактором и долей сельского населения нельзя: в странах, сопоставимых с Россией не только по удельному весу сельского населения, но и по размеру территории и уровню социально-экономического развития (Китай, Турция, Мексика и др.), средний размер этого показателя соответствует общемировому уровню.

Во многом небольшая численность таких классов в российских школах объясняется уменьшением численности детей, падением рождаемости, «демографической ямой», образовавшейся в 90-е годы прошлого века. Очевидно, что проводимые в сфере образования реформы не успевают компенсировать влияние этих неблагоприятных факторов.

Наша республика не может остаться на обочине происходящих перемен. Другое дело, что оптимизацию сети школ нужно было начать давно и вести ее постоянно. Иначе шаги по решению давно назревшей проблемы будут оцениваться излишне эмоционально, как это происходит сегодня. Оптимизации школьной сети не избежать. Но при этом не должны страдать дети. В сельской местности, конечно же, должен быть организован подвоз детей в школы. Школьные автобусы должны быть технически исправны и не отвлекаться на иные цели. Требуется также уделить большое внимание организации льготного и качественного питания детей.

Неэффективные расходы в системе образования республики сегодня оцениваются в 5,5 млрд рублей. Согласитесь, это огромная цифра, превышающая бюджеты некоторых субъектов Российской Федерации. В малокомплектных школах расходы на обучение одного учащегося в два-три раза выше, чем в крупных. При этом качество знаний ощутимо ниже. Здравый смысл подсказывает, что нельзя за счет бюджетных денег оплачивать образовательные услуги более низкого качества. Поэтому проблему необходимо срочно решать, понимая, что ее затягивание будет создавать новые проблемы.

Немаловажное значение в оптимизации расходов имеет и сокращение управленческого и вспомогательного персонала. В этом плане напрашивается по примеру развитых стран создание клининговых фирм, занятых решением хозяйственных вопросов. Директор и завуч должны организовать обучение и воспитание детей, а также социальный надзор. Распространение информационных технологий делает ненужной деятельность большинства так называемых методических центров.

Решение имеющихся вопросов в образовании требует слаженной работы федерального центра, регионов и муниципальных образований. Не надо перекладывать их друга на друга. Проблемы в отрасли реальные, но решаемые.

Читайте нас: