Все новости
Образование
14 Августа 2012, 15:23

Власть школы и школа власти

И в образовании, и в управлении нужно избавляться от лишних звеньев

«Мы делаем систему управления простой и понятной для людей».
«Мы делаем систему управления простой и понятной для людей».
В минувшую субботу Стерлитамак буквально бурлил от множества прибывших гостей: здесь состоялось традиционное республиканское августовское совещание по образованию, которое определяет перспективы работы отрасли в новом учебном году.

Поменьше бюрократии

Нынешний большой педсовет во многом оказался необычным. Не было привычных атрибутов в виде перерезания красных ленточек, зато прозвучало много магистральных заявлений, которые напрямую касаются будущего тех, кто учится и учит. Общий их рефрен можно охарактеризовать так: бюрократизму и формальному подходу в решении проблем нет места ни в образовании, ни в общественной жизни республики.

Как будем жить дальше? Что означает решение Рустэма Хамитова принять на себя полное руководство правительством региона? Эти, казалось бы, не из «школьной программы» вопросы интересовали педагогов Стерлитамака. Они остановили президента, чтобы поговорить с ним о «текущем моменте». Рустэм Хамитов прокомментировал свои кадровые решения так:

— Это сделано для того, чтобы система управления на государственном уровне была простой, как говорят, одноканальной, без всяких разветвлений. Чтобы быстрее проходили бумаги, чтобы выше была управляемость.

Для наглядности он привел следующий пример:

— Вы, допустим, мне написали письмо: «Просим выделить деньги, чтобы починили крышу нашей школы». Я отписываю премьер-министру: «Рассмотрите, найдите деньги, внесите предложения». То же самое премьер-министр пишет вице-премьеру. Вице-премьер пишет министру, министр — начальнику отдела. Сколько ступеней! Сейчас, после того как я реализовал новую схему управления, сразу пишу министру: «Реализуйте». Так мы резко сокращаем всю бюрократическую деятельность, отсекаем ненужное.
Президент пояснил, что практически во всех субъектах Российской Федерации действует такая одноканальная модель управления. Она подразумевает, что глава региона имеет под собой управленческую структуру, через которую проводит все свои решения. Нет разветвленной системы передачи сигналов управления. Нигде в мире «нет такого двоевластия, как у нас, есть субъект Федерации — есть глава региона, он отвечает за все, что здесь происходит, и несет личную ответственность за результаты работы», подчеркнул Рустэм Хамитов.

— Мы практически имеем систему управления, которая нам досталась «по наследству» еще из 1960 — 1970-х годов, хотя сегодня живем в другом мире и у нас уже отношения совершенно другие. И подходы тоже должны быть другими, — подчеркнул президент.

Глава региона отметил, что реформа системы управления будет продолжаться. «У нас очень много дублирующих друг друга структур: аппарат правительства, аппарат президента, в каждом министерстве есть какие-то свои структуры, какие-то подразделения. Огромное количество людей получают зарплату за одну и ту же работу», — заметил он.

Каждому школьнику — социальную карту

Заявку на «модернизационный» настрой президент республики сделал еще в начале дня, когда перед совещанием посетил в Стерлитамаке несколько образовательных учреждений. В средней школе № 31 разместился городской музей истории системы образования. Он был создан еще 28 лет назад и затем перенесен в эту современную школу. Музей как музей — стенды, папки, фотографии и экспонаты в витринах.

— А как вы думаете, ребенку здесь будет интересно? Будет ли он вчитываться в эти записи? — поинтересовался гость у директора музея Валентины Букреевой. — Если этот музей создавался для старшего поколения, то они с удовольствием придут вспомнить прошлое, но если для детей — нужно сделать что-то такое увлекательное, чтобы они не захотели отсюда уходить! Мы живем в современном мире. Поэтому нужно уйти от стандартов стендовой работы.

Надо сказать, что и возможности для этого есть — в хранилище имеется множество подлинных документов, вещей и фотографий еще с дореволюционных времен. Есть милые старые учебники, письменные принадлежности, учебная форма, значки, ордена и медали. Осталось подать это более интересно и увлекательно. Может быть, примерно так, как это сделано в информационно-методическом центре (ИМЦ) Стерлитамака, где также побывал Рустэм Хамитов.

Недавно в ИМЦ появился интерактивный познавательный комплекс, созданный группой компаний «Транзас» из Петербурга. Высокореалистичная трехмерная графика, проецируемая на большой панорамный экран, система объемного звука — все это позволяет ученикам ощутить себя, например, в подводных глубинах или на борту реального космического корабля, совершающего захватывающее путешествие. Такое обучение поистине увлекательно.

Новинки продемонстрировали президенту республики и в средней школе № 33. Это вполне современная школа в микрорайоне новостроек. В кабинете информатики — разнообразные интерактивные тренажеры и устройства. Например, устройство Magic Pen позволяет любую поверхность использовать как интерактивную доску.

— Цена такого устройства — 12,5 тысячи рублей, а стоимость интерактивной доски — 58 тысяч рублей. Разница лишь в том, что на интерактивной доске изображение ярче и программное обеспечение чуть-чуть побольше, — рассказала президенту заместитель директора школы № 33 Татьяна Даутова.

В этой и еще в девяти школах города апробируется проект «Автоматизированная информационная система «Образование», который известен во многих регионах России. Система призвана с помощью центрального сервера отслеживать учебный процесс и успеваемость школьников, а также эффективность работы директоров и педагогов. Среди прочих возможностей системы можно назвать такую — школьники получат персональные социальные карты, с которыми они будут проходить через турникеты. Это значит, что родители будут знать, во сколько ребенок пришел в школу и как долго в ней находился.

Отсечь прилипал

— Объясните, пожалуйста, каким образом сегодня стоимость обучения одного ученика в некоторых районах обходится в 500 тысяч рублей? — обратился с вопросом к залу Рустэм Хамитов во время пленарной части.

Не менее впечатляющими были и другие цифры. Согласно статистике, в республике насчитывается 150 классов, в которых учится по одному ученику, 300 с лишним классов, где по два ученика, более 500 классов имеют по три ученика. Всего же в республике насчитывается немногим более 400 тысяч учеников. Кстати, в советское время обучалось более 700 тысяч ребят.

— И никто не скажет, что ученик был плох. Страна развивалась, готовились специалисты, из школы выходили умные ребята, — заметил Рустэм Хамитов. Он обратил внимание на тот факт, что, хотя учеников теперь стало в два раза меньше, инфраструктура выросла в разы.

— Растет бюрократический аппарат, появились всякие госучреждения, какие-то исследовательские, методические центры. Разрастается структура, которая получает финансирование через систему образования. Конечно, денег не хватает, — резюмировал президент. — Я вам честно говорю, что мы уже больше денег направлять в образование не можем.

По данным главы республики, неэффективные расходы составляют 5,5 миллиарда рублей. Он тут же дал задание министерству образования в течение года снизить их на 20 процентов.

— Но не за счет сокращения школ, — подчеркнул Р. Хамитов. — Ищите внутренние резервы, ищите тех, кто «присосался» к деньгам школ, кто кормится от этого. Эти сэкономленные деньги пойдут на повышение заработной платы учителям.

Зал встретил эти слова аплодисментами. Думается, простым педагогам, тем, кто реально работает с детьми, услышать такое было важно.

Президент также сообщил, что в образование в этом году будет направлено 45 миллиардов рублей, притом что республиканский бюджет составляет 140 миллиардов.

— В следующем году запланировано более двух миллиардов рублей на то, чтобы увеличить размер заработной платы учителей, в том числе молодых специалистов, — уточнил Рустэм Хамитов. — Задачу по доведению зарплаты до среднереспубликанской по экономике мы выполним.

Доклад не понадобился

Отдельной темой стал разговор о дошкольном образовании. В этом году в республике должны войти в строй около 50 детских садов, это в сумме дает около 11 тысяч новых мест для дошкольников. Президент призвал искать дополнительные возможности развития частного предпринимательства в этой области. Кстати, уже многие районы и города открывают новые учреждения частного типа. Пусть там всего десяток-другой ребятишек, но услуга востребована. «Сообща мы в ближайшие два-три года проблему детских садов, в основном, закроем», — уверен глава республики.

Что касается высшей школы, то, по его словам, Башкирия «осталась одним из немногих регионов среди крупных субъектов Российской Федерации, которые не имеют мощных исследовательских университетов и продолжают развиваться во многом по инерции». По мнению главы республики, уже возникла потребность в том, чтобы подумать над реформой в этой области, тем более что стоит задача по сокращению в стране количества университетов на треть. Чтобы выжить, нужен другой масштаб, считает президент. Речь идет о создании сверхкрупных, современных университетов, способных конкурировать с ведущими вузами страны.

— Я сознательно заострил разговор, — обратился к слушателям Рустэм Хамитов. — Мне написали симпатичный доклад. Но я такие доклады не читаю, потому что это макулатура. Наша жизнь не должна идти в соответствии с тем, что написано на бумаге. Жизнь другие ставит задачи. Мы должны им соответствовать, если хотим быть успешными. Если хотим, чтобы республика была действительно на высоте.
Читайте нас: