Так совпало, что мы с ним договорились встретиться 20 марта ближе к вечеру. Пока жду собеседника, заглядываю в интернет и узнаю, что сегодня — Международный день счастья. Надо же, подумалось, вся планета с утра должна праздновать, а у меня — серьезная встреча с известным далеко за пределами Башкирии человеком. Рамиль Бахтизин — доктор физико-математических наук, в недалеком прошлом президент Академии наук РБ, ректор Уфимского государственного нефтяного университета. Статусный гость появляется в редакции газеты «Республика Башкортостан» ровно в назначенный час. Точность — первое правило математиков, даже в обыденной жизни.
— Рамиль Назифович, первый вопрос может вас удивить, — предупреждаю ученого мужа и поясняю: — Генассамблея ООН учредила Международный день счастья, который земляне, оказывается, вот уже 13 лет отмечают 20 марта. То есть сегодня. Поздравляю вас! Кстати, вам 30 марта исполняется 70 лет. Считаете себя счастливым человеком?
— Пожалуй, да, — отвечает Бахтизин невозмутимо, со своей неизменной доброжелательной улыбкой, будто только и ждал такого вопроса.
И вся дальнейшая беседа — о родословной, о детстве, учебе, карьере в науке и общественной жизни — становится ответом на вопрос о счастье.
Генеалогическое древо Бахтизиных уходит корнями в Кадомский уезд — сейчас это территория Рязанской области. Фамилия раньше звучала по-другому — Бахтигозины, история рода прослеживается до XVI столетия. Мурзы Бахтигозины, переселившиеся в XVIII веке из Тамбовской губернии в Красноярский край, сохранили эту странную фамилию. В 1822 году часть рода Бахтигозиных переехала в деревню Верхнее Аташево Белебеевского уезда (ныне Чекмагушевский район) и составила вместе с еще несколькими семьями основу деревни Новоаташево. Дед по отцовской линии Раян Бахтизин — выпускник медресе «Хусаиния», был муллой и исполнял обязанности имама-хатыба в мечети новой деревни.
— Хорошо помню прадеда и прабабушку по маминой линии (кстати, они тоже Бахтизины), которые много внимания уделяли моему воспитанию, — счел нужным подчеркнуть их роль в своей биографии Рамиль Назифович. — Они переехали в Уфу вынужденно. В Верхнем Аташево имели хороший дом, держали скотину, жили небогато, но и не бедно. Трудолюбивые были. Прадед воевал в Русско-японской войне, в Порт-Артуре, кавалер Георгиевского креста. В 1920-е годы началось так называемое раскулачивание крепких крестьян, дом и скотину отобрали. С четырьмя детьми они чудом перебрались в Уфу к родственникам. Построили домик, стали налаживать быт. Их внучка, моя мама, училась в школе в годы войны на «отлично», чем могла помогала фронту, за это даже получила телеграмму от Сталина — тогда была такая форма государственного поощрения. Потом работала преподавателем математики в школе. В 1954 году вышла замуж за моего отца, который три года, как окончил агрономический факультет Башкирского сельскохозяйственного института и снимал комнату в соседнем доме. Когда я родился, отцу дали комнату в трехкомнатной квартире.
Почти все родственники Рамиля Назифовича со стороны обоих родителей пошли в науку и добились серьезных успехов: среди них немало кандидатов и докторов наук. Размер газетной публикации не позволяет перечислить всех поименно, со званиями и направлениями научных изысканий. Отец, окончивший вуз в 1951 году, уже через десять лет стал проректором по научной работе, а через три года — ректором Башкирского сельскохозяйственного института. Между прочим, самым молодым в СССР руководителем аграрного вуза. За 12 лет нахождения на своем посту добился открытия новых факультетов, кафедр, исследовательских лабораторий, сумел сформировать научные школы по нескольким направлениям. Он был по-настоящему прорывным лидером. Судя по деловой переписке, старшего Бахтизина забрасывали письмами именитые ученые из разных уголков большой страны и просили советов, как выращивать ту или иную сельхозкультуру применительно к разным климатическим условиям и особенностям сезона, как пользоваться удобрениями.
Сыну было у кого учиться стилю работы как при организации научных исследований, так и в руководстве большим коллективом ученых. Почему он не пошел по стезе отца в аграрную отрасль?
— У меня были другие склонности, — рассказывает Рамиль Назифович. — Я в маму, которая всю жизнь работала учителем математики. После окончания с отличием школы № 100, когда встал вопрос, куда мне идти, на семейном совете выбрали Башкирский государственный университет. Родители никогда не давили, решения принимались спокойно и взвешенно. Я всю жизнь старался следовать их примеру, когда выстраивал отношения со студентами и коллегами. Мне как-то одна знакомая призналась, что она ничего не понимает в моей математике, чем я там занимаюсь, чего достиг, но убеждена в одном: у меня талант дружить со всеми, — академик АН РБ Бахтизин добродушно улыбается, раскрывая, похоже, формулу счастья, которой может воспользоваться любой человек.
После первого курса математического факультета БГУ он переходит на второй курс Ленинградского госуниверситета. Как-то получил по истории тройку и остался без стипендии. Это тоже был своего рода урок. Напрягся, стал подрабатывать вахтером, быстро сделал «карьеру», поднявшись до должности бригадира вахтеров. И начал зарабатывать столько, что мог уже обойтись без стипендии. Учебу успешно окончил в 1977 году, вернулся в Уфу, поступил работать инженером на кафедру математики в Уфимском нефтяном институте. Потом — преподаватель, старший преподаватель, доцент. Опять повезло с учителем. Им стал Азат Халилович Мирзаджанзаде — создатель целой научной школы.
— Это человек-легенда, смысл жизни он видел в служении науке, — вспоминает Бахтизин. — Одинаково свободно говорил о применении фундаментальных математических методов в транспорте нефти, о теории систем, о философии и психологии личности, о классической музыке, о постановках балета. В республике работают сегодня более 30 кандидатов и 20 докторов наук, воспитанных его научной школой. Благодаря Азату Халиловичу мы с его учениками обрели вторую родину — Баку, Азербайджан. Сейчас готовим десятитомник значимых его трудов, три уже издали. Надеемся, к 100-летию учителя, в 2028 году, завершим работу.
Яблоко от яблони недалеко падает. Ученик повторяет родителей и учителей, прямых и косвенных. Рамиль Назифович 47 лет трудится в стенах УГНТУ, от рядового инженера вырос до ректора, избирался президентом Академии наук РБ, совмещал еще много общественных должностей, был депутатом Госсобрания — Курултая РБ от Дюртюлинского и Илишевского районов. Как мантру повторяет: «Никогда не настроен враждебно к человеку, конструктивно решаю все вопросы, лучше сохранить добрые отношения, чем ломать человека». Работая в Академии наук республики, постарался консолидировать ученых вокруг академии. Проводил много мероприятий по популяризации науки среди молодежи, по технологическим стартапам. УГНТУ при нем стал первым вузом республики, получившим федеральный статус — опорный университет России.
Его семья — надежный тыл в претворении всех намечаемых планов. Супруга Миля Рашитовна — архитектор, доцент УГНТУ, творческая личность, занимается дизайнерскими проектами, дочь Алия трудится в одном из московских НИИ, внучка Аэлита — школьница, подает большие надежды. Сегодня академик Бахтизин помимо разносторонней научной деятельности успевает быть главным редактором двух научных журналов «Нефтегазовое дело», один из них печатный, другой — сетевое издание. Редколлегия — международная, в ее составе ученые из Венгрии, США, Швеции, Азербайджана и других стран.
— Закон перехода количества в качество еще никто не отменял, — подсказывает молодым людям еще один ключ к счастью Рамиль Назифович и расшифровывает: — Надо работать и еще раз работать. А взрослым — больше думать о родовых корнях, позитивно воспринимать реальность, не отчаиваться.
В свободное время счастливый математик любит путешествовать. Совершил восхождение на пик Ленина на Памире, облазил горы Кавказа, побывал на Камчатке, Сахалине, Курильских островах, Кольском полуострове, проехал районы Башкирии. Планирует путешествие на Чукотку и на Байкал. Счастливые километров не считают.