На урок классического танца народной артистки РБ и заслуженной артистки РФ, обладательницы приза «Принцесса русского балета» конкурса «Арабеск» Гульсины Мавлюкасовой я попала, освещая в газете проект Башоперы «Семь девушек». Могла бы просто полюбоваться со стороны, как сделали бы многие благоразумные люди, но когда еще предоставится возможность исполнить мечту каждой девочки и хотя бы на час стать балериной, да еще под руководством такого уникального педагога! Пусть даже до этого ты не сделал в своей жизни ни одного па.
«Ваша гримерка номер девять, а ваша — вторая», — невозмутимо объявили нам с фотографом, когда по извилистым лабиринтам коридоров мы наконец-то попали в сердце театра. (Ну как сердце — кто-то считает сердцем театра сцену, кто-то —зрительный зал, а кто-то пошивочные цеха, художественные мастерские. Побывав и там, и там, я сделала вывод, что «сердец» у театра множество, и все они спрятаны в глубине здания так, что без провожатого их и не найти). «Гримерка?
Это вообще к нам обращаются?» — я оглянулась по сторонам: вроде поблизости никого. — Значит, к нам!» Фотокор засмеялся: «Мне гримерка не нужна, а ты иди!» «Как-то все слишком серьезно выглядит, может, ну его, этот мастер-класс...» — не успела подумать я, как оказалась в «номере 9» — небольшой комнате с лаконичной мебелью, где собрались несколько будущих «лебедей», как и я, пришедших на встречу со звездой. Все, как на подбор, в черных майках и лосинах: участницы проекта Башоперы «Семь девушек», дизайнеры и модели, которые по задумке авторов проекта должны создать и запечатлеть образы современных башкирских женщин в одежде с элементами этники. Молодые, оживленные «черные лебеди» ждут, готовы к приключениям. А меня греет надежда, что периодические занятия йогой помогут не заклинить в каком-нибудь «тандю».
Я не являюсь ярой любительницей балета и на балетных спектаклях бываю нечасто. При этом я — поклонница Гульсины Мавлюкасовой. Впервые увидела ее на сцене много лет назад в «Лебедином озере» и подумала, что она просто создана для балета — воплощение изящества, красоты и какой-то хрупкой нежности. Почему-то именно тот ее первый, «лебединый», образ мне запомнился особенно.
Гульсина Мавлюкасова встретила нас в репетиционном зале, и если бы мы точно не знали, что эта худенькая позитивная «девчонка» в футболке оверсайз — недавно назначенный главный балетмейстер Башоперы, то ни за что не догадались бы. Хотя уже в процессе тренировки мы почувствовали тот самый стержень нашего опытного преподавателя.
«Лебеди» на мастер-классе собрались разновозрастные, с разной физической подготовкой, поэтому о настоящей балетной нагрузке речи не шло, но с элементами разминки и классического танца у станка артистов балета мы познакомились.
Оказалось, велосипед они здесь не изобретают — они его делают.
— Перед тем как начать интенсивный тренинг по классическому танцу, мы должны хорошо разогреться. Начинаем делать «велосипед» — 20 раз. Теперь опускаем ноги практически параллельно полу и точно так же — 20 «велосипедиков», — дает задание Гульсина Мавлюкасова, и это уже не шутки. «Мы же завтра не встанем!» — пищит одна из «лебедей». «Встанете!» — ободряет артистка, и вот мы уже машем «крыльями» в йоговской позе бабочки. Оказывается, артисты балета используют в разминке на коврике позы из йоги. «Нам важно разогреть каждую группу мышц, чтобы не было травматизации», — поясняет наш педагог. Вообще, урок классического танца у артистов балета длится около часа. Потом три-четыре часа репетиций. А вечером они бывают заняты в спектаклях — физическая нагрузка колоссальная.
Когда движение показывает прима-балерина и у тебя получается его повторить, ну или хотя бы изобразить что-то похожее, — это настоящий восторг и гордость. Почувствовать себя «маленьким лебедем» в 45 с хвостиком дорогого стоит!
Другие участницы тренировки тоже были на подъеме, делились эмоциями. Всем хотелось попробовать новое па, а кому-то даже захотелось ощутить себя в полете. Хотите прыгать? Пожалуйста! Балерина показывает, как сделать прыжок. И вот в прыжке, какой бы он ни был, сначала самая смелая «лебедь», за ней начинают пробовать себя и другие. Наверняка, на следующий день они, как и я, «почувствовали» мышцы, о существовании которых даже не догадывались. (Именно в такие моменты мы даем себя клятвы: «Все, начинаю регулярно заниматься!» Но вот боль прошла, как с белых яблонь дым, и клятвы забыты!)
Оказалось, что знаменитая балерина впервые давала мастер-класс непрофессионалам, поэтому и для нее он прошел не без эмоций.
— Мне было удивительно и радостно, что люди проявили такой интерес, что они захотели попробовать себя, что у них был блеск в глазах. В результате мечта этих девочек, которые когда-то крутились перед зеркалом, представляя себя балеринами, в какой-то степени сбылась, — поделилась впечатлениями Гульсина Мавлюкасова.
Балерина рассказала, что артистам балета приходится заниматься разными видами фитнеса, ведь их тело — это рабочий инструмент, который надо развивать и поддерживать ежедневно.
— Даже когда мы заканчиваем танцевать, то уже не можем быть в покое, тело постоянно «зудит». Поэтому многие уходят в пилатес, йогу. А я поэнергичнее, потому в дальнейшем хочу освоить степ-аэробику, — рассказала прима.
Пользуясь случаем, после мастер-класса я задала ей несколько вопросов.
— Ваши любимые балетные спектакли как зрителя?
— Я могу бесконечно смотреть два спектакля: «Легенду о любви» и «Спартак», не только из-за хореографии, но и из-за прекрасной музыки, которую можно слушать бесконечно. Я считаю, что это шедевральные спектакли. И танцевала я их всегда с удовольствием.
— Ваша любимая роль?
— О, их так много. Проще сказать, что я не любила: Одетту и Одилию («Лебединое озеро») и Аврору («Спящая красавица») — знаковые партии в моем творчестве! Мне нравятся партии более драматически наполненные, лирические. Поэтому я так люблю Жизель и Джульетту.
— Новая должность — новые планы?
— Конечно, но не буду о них рассказывать, потому что их реализация зависит не только от меня. Среди ближайших больших событий — премьера спектакля «Раймонда» в постановке Григоровича, которая намечается на май будущего года.
Скоро начнем учить текст спектакля.
— Вы много лет в театре. Меняется ли зритель?
— Да, зритель меняется. Очень радостно видеть, как много молодых зрителей приходит на постановки современной хореографии, которых в последние два года у нас было немало. Радует, что каждый балетный спектакль в театре — это аншлаг, несмотря на рост цен на билеты.
— Ваш муж (Ильдар Маняпов, народный артист РБ, директор Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева. — Авт.) был и вашим партнером по сцене. А вне сцены случается вместе потанцевать?
— К сожалению, у нас нет возможности: я прихожу после спектакля — он уже спит, а когда он уходит утром в колледж — я еще сплю. Должность главного балетмейстера театра предполагает просмотр каждого спектакля, а ведь я еще и танцую… Так что просто пообщаться с мужем — уже счастье.
— А ваша 13-летняя дочь занимается балетом?
— В свое время я, конечно, не могла ей этого не предложить, но она не захотела, потому что у нее перед глазами все боли этой профессии. Но она тоже творческий человек: ее интересует режиссура, и она пишет музыку.