Все новости
Культура
13 Марта , 22:15

Запрос на особую музыку

В Башгосфилармонии завершился традиционный фестиваль «Классика над Белой рекой»

пресс-службы Башгосфилармонии Фестиваль завершился концертом одной из самых востребованных певиц мировой оперной сцены Хиблы Герзмавы (сопрано, Москва).
Фестиваль завершился концертом одной из самых востребованных певиц мировой оперной сцены Хиблы Герзмавы (сопрано, Москва).Фото:пресс-службы Башгосфилармонии

Первый фестиваль камерной музыки состоялся в 2018 году. С тех пор в Уфе побывали десятки звездных коллективов и солистов, и каждый раз произведения представлялись публике в новом формате.

В прошлом году организаторы предложили слушателям разнообразие жанров — от произведений Рахманинова в исполнении Владимира Овчинникова, музыканта с мировым именем, до отрывков из мюзиклов, представленных вокальным коллективом «Тенора XXI века», придерживаясь понятия «классика жанра» и демонстрируя лучшие образцы разноплановой музыки. А в этом году «чистая» классика прозвучала в исполнении музыкантов трех столиц: Москвы, Санкт-Петербурга и Уфы. Цель фестиваля — знакомить уфимскую публику с новыми именами, поэтому все приезжие исполнители, за исключением хорошо известной уфимцам оперной звезды, народной артистки России Хиблы Герзмавы, выступали здесь впервые.

Пианист, лауреат международных конкурсов Петр Лаул (Санкт-Петербург) сыграл программу «Сокровенные пьесы» из сочинений композиторов XVIII — XX столетий, от Баха и Бетховена до Скрябина и Равеля. Камерный Санкт-Петербург также представил молодое фортепианное трио «Anima», состоящее из выпускников консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, лауреатов различных конкурсов. В дуэте с заслуженным артистом Башкортостана Рустемом Хамидуллиным (виолончель, Уфа — Сочи) выступил доцент Российской академии музыки имени Гнесиных лауреат международных конкурсов Павел Домбровский.

Постоянные участники и хозяева фестиваля — Камерный оркестр БГФ во главе с Олегом Касимовым и Государственная академическая хоровая капелла Башкортостана имени Тагира Сайфуллина, художественный руководитель — лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Ш. Бабича Алсу Хасбиуллина. В интерпретации двух крупных коллективов филармонии прозвучала жемчужина мировой музыкальной культуры — кантата «Stabat mater» Джованни Перголези и самая известная месса Франца Шуберта — Соль мажор. Вдохновить слушателя невозможно, если музыкант сам не «включен» в произведение до глубины души. Будучи руководителем не только камерного, но и эстрадно-джазового оркестра БГФ, Олег Касимов постоянно балансирует на гранях разной музыки.

— Мне очень нравится переключаться. Для меня главный критерий качества работы — это ответ на вопрос, который я задаю себе: если бы я был слушателем, пошел бы я на свой концерт? Конечно, классическая музыка требует большой концентрации и определенного подхода. В этот раз мы соединяем такую мощь, как хоровая капелла, клавесин, орган и камерный оркестр и исполняем божественную уникальную музыку Перголези и духовную музыку Шуберта. Перголези прожил всего 26 лет, Шуберт — 31 год, по современным критериям — совсем молодые ребята, но что они успели создать! Я купаюсь в этой музыке, пытаясь найти разные варианты исполнения. Каждую репетицию мы находили в ней что-то новое. И мне кажется, если бы мы репетировали полгода, то и тогда продолжали бы открывать для себя эту музыку, — говорит он.

В последние годы музыканты все чаще обращаются к барочной музыке, по всему миру активно проводятся посвященные ей фестивали. Бах, Гендель — почему в современном мире появился запрос именно на нее?

— Мне кажется, что барочная музыка сейчас даже более актуальна, чем во время, когда она была создана. Бах, Перголези как будто бы пришли, чтобы подготовить человечество к особому времени, в котором мы сейчас живем, к переходу на другие вибрации. Бах всегда начинал работу с молитвы, подключаясь к высокому миру. Для меня выше Баха пока никого нет. Не зря сегодня активно изучают влияние музыки на психику и физические параметры, результаты этих исследований поразительны. По моим внутренним ощущениям, эта музыка помогает нам реализовать наши внутренние качества. Я обращаю внимание, что очень много людей сейчас ходит на концерты, очень много аншлагов. Это так радует, ведь мы — те, кто играет, и те, кто слушает, — сообща творим альтернативную реальность, — говорит лауреат международных конкурсов органистка Эльвира Ямалова.

И руководство филармонии отмечает, что бум посещений концертов распространяется не только на легкую развлекательную музыку, но и на достаточно сложную. По количеству концертов Башгосфилармония практически вышла на уровень филармоний Москвы и Санкт-Петербурга и проводит более 1200 концертов в год.

Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: