Все новости
Культура
4 Мая , 11:15

Рука кукловода

Первый большой подарок к 450-летию Уфы пришёлся по душе и детям, и взрослым

Ринат РАЗАПОВ  Директор театра Альберт Имамутдинов открывает его «секретики».
Директор театра Альберт Имамутдинов открывает его «секретики».Фото:Ринат РАЗАПОВ

«Вау, волк!» — трехлетняя Самира в восторге: с одной стороны она знает, что волк — злой и его надо бояться, но этот ее совсем не пугает, и девочка с интересом ждет, а что же он сейчас отчебучит.

Автор инсценировки сказки завлит Башкирского государственного театра кукол Диана Гараева комментирует: «Моя задача — чтобы детям не было страшно. Маленькие зрители именно в нашем театре впервые приобщаются к искусству, и во многом от нас зависит, полюбят они театр или нет. Поэтому мы подходим к материалу осторожно, но в то же время стараемся, чтобы детям было интересно и смешно».

Волшебство за туманом

Ну и, конечно, без спецэффектов и новейших технологий современному детскому театру не обойтись. И в модернизированном в рамках национального проекта «Культура» Башкирском государственном театре кукол теперь определенно могут нагнать туману. И не только в переносном смысле. Новая техническая «начинка» позволяет маленьким зрителям увидеть ошеломительное зрелище. Туман, дым, световые и звуковые спецэффекты, сцена-трансформер — театр, на обновление которого ушло почти полтора миллиарда рублей и два года работы, еще не успел освоить все новейшее оборудование.

Пока он адаптируется к новой жизни, а на спектакли уже паломничество — уфимцам хочется сравнить «до» и «после» и заглянуть за симпатичный современный фасад: на крыше обновленного театра установлена модель земного шара, который вращается в темное время суток. Подсвечивается и само здание, в нишах которого разместились большие куклы. Вокруг театра тоже стало очень красиво и уютно: в сквере поблизости установили уменьшенные копии 12 крупнейших архитектурных объектов России высотой до 1,8 метра и четырех памятников природы Башкортостана. Здесь есть Собор Василия Блаженного и Исаакиевский собор, памятник «Родина-мать зовет», замок «Ласточкино гнездо», музейный комплекс «Шульган-Таш». Перед и после спектакля малыши смогут поиграть на новой детской площадке. А рядом с театром появился амфитеатр, где в теплое время года можно будет смотреть представления под открытым небом. На благоустройство территории было выделено 118 млн рублей.

Тот, кто бывал в театре до реконструкции, войдя в новое помещение, будет удивлен: откуда такой простор? На самом деле общая площадь помещений после модернизации выросла более чем в два раза: с 2,5 до 6,4 тысячи квадратных метров.

Фойе театра — по сути, полностью новая постройка, наполненная нетривиальными дизайнерскими решениями, которые, как и сам проект реконструкции, принадлежат башкирским специалистам. Главный холл украшает свисающая с высокого потолка большая люстра, которую назвали «Рука кукловода» — дизайнерский изыск, какого больше нигде не встретишь. Большой зрительный зал с уникальной трехуровневой сценой одновременно вмещает до 350 зрителей. После реконструкции на первом этаже появился и малый зал на 135 мест, и театральное кафе «Золотая рыбка», оформленное в стиле сказок Пушкина.

Когда боги оживают

На втором этаже — музей и интерактивная игровая комната. Побывав здесь, понимаешь: в этот театр точно нельзя приходить к последнему звонку, иначе упустишь возможность рассмотреть вблизи старинных и современных персонажей и узнать интересные страницы истории театра. Например, увидеть кукол, изготовленных собственноручно первым директором театра Марией Николаевной Елгаштиной. Дворянку по происхождению, художницу, жену смотрителя императорских конюшен судьба забросила в Уфу в 1906 году. Здесь по ее инициативе появился первый организованный коллектив художников «Уфимский кружок любителей живописи», к которому присоединился и небезызвестный Давид Бурлюк. Мария Николаевна с детства увлекалась куклами и в 1932 году стала основателем, директором, режиссером и художником театра.

Здесь можно увидеть кукол, которые в разные годы участвовали в спектаклях: Урал-батыра и Шульгена, Мустая Карима из спектакля «Долгое-долгое детство», премьера которого состоялась в 1999 году (на ней присутствовал сам Мустафа Сафич), и других участников легендарных постановок театра, золотым веком которого считают 70 — 80-е годы прошлого века, богатые на экспериментаторские постановки и взрослые спектакли, за билетами на которые выстраивались очереди. Лучшие из них — «Белый пароход» Чингиза Айтматова, «Не бросай огонь, Прометей!» Мустая Карима, «Черноликие» Мажита Гафури, «Божественная комедия» Исидора Штока, «Урал-батыр» Газима Шафикова. Далеко не все из тех, кто приводит сегодня детей в этот театр, знают, что в его репертуаре и сейчас есть спектакли 12+, 16+ и даже 18+. Один из них, «Индийская легенда» по мотивам древнеиндийского эпоса «Рамаяна», был поставлен 30 лет назад, а недавно восстановлен. В 80-х «Индийскую легенду» трижды показывали на гастролях в Индии, которая удостоила театр международной премии имени Джавахарлала Неру. Старожилы театра вспоминают, с каким почтением индийские зрители смотрели на кукол, олицетворяющих их богов, и даже приветствовали их благоговейными жестами, как оживших божеств.

Сейчас в репертуаре театра 60 спектаклей. Ежегодно выходит по шесть премьер. Одна из последних — «Винни-Пух», на которую пригласили и журналистов. Директор Альберт Имамутдинов сообщил, что, как ни странно, до сих пор спектакля про любимого героя детей и взрослых в театре не было.

— Теперь этот пробел восполнен, и у нас есть и Винни-Пух, и Пятачок, и все-все-все, да еще и в непривычном для наших спектаклей формате — с антрактом, — говорит руководитель. По первому образованию Альберт Альфритович актер-кукловод и с удовольствием сам опробовал бы новую замечательную сцену в качестве лицедея, но теперь у него другие задачи, хотя за организаторской деятельностью он не забывает о творчестве и ставит спектакли как режиссер.

Глядя на толпу детей, которых в будний день организованно привели учителя, поинтересовалась, сколько зрителей уже успели побывать в театре после реконструкции.

— С конца декабря прошлого года по апрель нынешнего — около 30 тысяч. К Большому залу добавился Малый, поэтому мы теперь можем показывать больше спектаклей — по несколько в день. Во время реконструкции по плану театр должен был охватывать 70 тысяч зрителей в год. Сейчас этот показатель вырос до 117 тысяч. Это театр долгожданный, поэтому после начала продаж ползала раскупается сразу. Мы оставляем бронь для членов семей участников СВО, они приходят на спектакли бесплатно, также есть такие льготные категории зрителей, как многодетные семьи, дети с ограниченными возможностями здоровья. С одной стороны, нас радуют аншлаги, с другой — огорчает, что не все желающие могут попасть на спектакли, но мы адаптируемся под этот спрос, — уточняет директор театра.

Привет родителям!

Посмотрев «Винни-Пуха», инсценировку которого сделали Диана Гараева в содружестве с режиссером Викторией Щербаковой, я в который раз удивилась: как же все-таки удается создателям спектакля вызвать интерес к происходящему на сцене не только у детей, но и у взрослых!

— А у нас каждый спектакль передает привет взрослым, мы стараемся, чтобы им тоже было интересно, — говорит Диана Гараева, автор инсценировок любимых малышами спектаклей «Красная Шапочка», «Три поросенка», «Терем-теремок», «Доктор Айболит». Удивительно, что сценарии детских спектаклей Диана начала писать неожиданно для самой себя. Она пришла работать в театр восемь лет назад заведующей литературной частью. До этого работала в коммерческих компаниях пиар-менеджером, специалистом по маркетингу, в общем, была далека от творчества как такового. Но в театр ее тянуло всегда, потому что выросла в театральной семье: дедушка — народный артист РБ Шамиль Рахматуллин, отец — артист, мама — художник, тоже работала в театре. Сама Диана окончила вокальное отделение училища искусств и филфак БГПУ. В конце концов, оказавшись в театре, Диана почувствовала себя настолько на своем месте, что сразу влилась в процесс. Много общалась с актерами, изучала историю, смотрела спектакли, репетиции, наблюдала за маленькими зрителями. Через два года после прихода в театр по просьбе режиссера взялась за инсценировку «Красной шапочки».

— Пригодилось мое педагогическое образование. В моих пьесах нет жутких злодеев, острых конфликтов. Все очень деликатно, весело, поэтому спектакли детям по сердцу, — говорит сценарист.

Главное — любовь

В то время как в Большом зале идет спектакль, в Малом замечены... лешие. Один из них — заслуженная артистка РБ Илюза Мухитова. Артистка пришла в театр после окончания института больше двадцати лет назад, но сейчас ей даже не верится, что она работает среди такого великолепия. Вроде тот же театр, но в то же время совсем другой.

— Это какое-то волшебство, в котором мы даже иногда можем заблудиться, — рассказывает артистка. Она вспомнила, как тяжело ей было в первые годы работы прятаться за ширмой, а сейчас она считает, что здесь актеру интереснее, чем в других театрах, потому как работа эта — ювелирная. — Выйти отыграть самой намного легче, а здесь тебе надо оживить куклу, и это непросто. (Если актер увлекается и начинает играть сам — то на куклу уже смотреть неинтересно.) Куклы у нас разные: перчаточные, тростевые, планшетные, куклы-маски, осваиваем кукол-марионеток. В прошлом году у нас был премьерный спектакль «Золушка», где мы впервые с трехметровой высоты водили маленьких куколок-марионеток на длинных нитках. Было трудно, но интересно и для нас, и для зрителя. Королевских марионеток, как у нас в театре, в России пока больше нет, — говорит актриса.

Спектакль «Семь чудесных пожеланий», в котором ей сейчас предстоит играть — интерактивный, герои в нем проходят некий квест на знание народных традиций и нравственных основ. Актерам предстоит вовлечь детей в живое общение. Илюза Мухитова признает, что по понятным причинам завладеть вниманием современных детей непросто. Особенно когда спектакли проходят в школах, куда активно ездит труппа театра.

— Там, бывает, дети просто на ушах стоят. Что делать? Иногда выходим на сцену и просто молча стоим, так привлекаем к себе внимание, иногда самого шустрого мальчика на сцену вытаскиваем. Но самое главное, что привлекает зрителя, — вера актера в то, что он делает. Ну и, конечно, нам помогает то, что мы сами в душе остаемся детьми. Мы обмениваемся с ними энергетикой, играем в куклы и остаемся вечно молодыми.

Кстати, если несколько лет назад в театре сетовали на дефицит кадров (особенно не хватало актеров-мужчин) и на то, что выпускники института искусств не идут работать по специальности, то сейчас ситуация изменилась. Еще до конца обу­чения на работу сюда пришли выпускники института искусств этого года. Как рассказал директор театра кукол, также в этом году планируется целевой набор в Санкт-Петербургский Российский государственный институт сценических искусств, и есть договоренность о целевом наборе в Новосибирский государственный театральный институт.

Работа в условиях шикарного нового театра, конечно же, привлечет молодежь, замечаю я, а Илюза Мухитова уточняет:

— Условия условиями, но в первую очередь надо полюбить свою профессию!

Кто-то называет этот театр кукольным.

— Не кукольный, а Театр кукол! — гордо поправляют артисты, ведь это самый настоящий храм искусства, в которое здесь стараются влюбить уфимцев с самого раннего возраста.

КСТАТИ

В фойе театра сегодня можно увидеть миниатюру часов, которые украшали фасад здания со времен его открытия и были одним из символов Уфы. В театре нам раскрыли секрет: летом во время благоустройства территории вокруг здания на воротах нового детского сквера установят оригинальные часы, которые сейчас хранятся в театре.

Историческую мозаику на фасаде, о судьбе которой в ходе реконструкции так переживали уфимцы, тоже сохранили.

К СЛОВУ

Башкирский государственный театр кукол открылся после реконструкции 23 декабря прошлого года и стал первым крупным объектом, сдача которого была приурочена к 450-летнему юбилею Уфы.

Ринат РАЗАПОВ  Сценарист Диана Гараева.
Сценарист Диана Гараева.Фото:Ринат РАЗАПОВ
Ринат РАЗАПОВ  Очаровательный Леший Илюза Мухитова.
Очаровательный Леший Илюза Мухитова.Фото:Ринат РАЗАПОВ
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: