Все новости
Культура
15 Августа 2023, 09:15

Вдохновившая Нуриева

Исполнилось 100 лет со дня рождения замечательной балерины Зайтуны Насретдиновой

с сайта vatandash.ru Зайтуна Насретдинова исполняла ведущие партии почти во всех классических балетах.
Зайтуна Насретдинова исполняла ведущие партии почти во всех классических балетах.Фото:с сайта vatandash.ru

На сцене многие становились звездами.

Но не каждому суждено было обрести силы, чтобы сохранить преданность выбранной профессии, своим принципам жизни. Народная артистка СССР, первая башкирская балерина Зайтуна Насретдинова была верна балету семьдесят четыре года. В 2008 году ей была вручена престижная премия «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство», и она пополнила список звездных номинантов, который открыла знаменитая Галина Уланова.

Театр был домом Зайтуны Агзамовны, она не пропускала ни один балетный спектакль. Была рада и международным фестивалям балетного искусства, и премьерам — всем мероприятиям, которые шли на сцене. Мне же посчастливилось несколько раз встретиться с уникальной балериной. Я очень волновалась накануне нашего разговора с первой народной артисткой СССР в Башкортостане. Ведь до нее всего две великие балерины были удостоены этого высокого звания — Галина Уланова и Ольга Лепешинская. Третьей стала Зайтуна Насретдинова.

С первой минуты Зайтуна Агзамовна покорила меня своей добротой и открытостью. Она рассказала, что ее отец, Агзам Насретдинович, родился и рос в селе Старые Богады Буздякского района. Мама, Хафиза Гиздатулловна, родилась в селе Каран этого же района. До одиннадцати лет Зайтуна жила в Богадах. Знаменитая балерина вспоминала, как однажды попросила сплести ей маленькие лапти. Ей так нравилось ходить в них по селу! Кто бы тогда мог подумать, что девочка в лаптях прославит свою родину танцем на пуантах.

Однажды дядя Зайтуны спросил ее, не хочет ли она стать балериной. Зайтуна не имела понятия о том, что такое балет, но сказала: хочу учиться! И дядя привез ее в Уфу. Прием в Ленинградское хореографическое училище проходил в здании на углу улиц Пушкина и Советской. Было отобрано четырнадцать человек — семь девочек и семь мальчиков. И вот Зайтуна едет в Ленинград. Сколько было впечатлений! Тогда было набрано четыре национальные группы: из Башкирии, Казахстана, Киргизии и Туркменистана. Так началась для Зайтуны Насретдиновой новая жизнь. Учились, танцевали, смотрели спектакли с участием именитых танцовщиков в театре оперы и балета имени Кирова. «Башкирская группа была самой лучшей, самой талантливой, нами гордились», — вспоминала Зайтуна Агзамовна. А знаменитый Файзи Гаскаров внимательно следил за успехами детей из Башкирии.

Семь лет учебы, и вот любознательная, трудолюбивая девочка превратилась в артистку балета. Летом 1941 года должна была состояться премьера двухактного балета Дриго «Волшебная флейта» с участием выпускников училища. Но началась война, и студентов срочно отправили в Уфу. 9 июля 1941 года Зайтуна Насретдинова начала работать в Башкирском государственном театре оперы и балета.

«Журавлиная песнь», балет Льва Степанова, созданный по башкирским эпическим легендам, сделал ее знаменитой. Либретто написал сам Файзи Гаскаров и посвятил его Зайтуне Насретдиновой. Премьера состоялась 30 апреля 1944 года в Башкирском театре оперы и балета. Зайтунгуль — Зайтуна Насретдинова, Юмагуль — Халяф Сафиуллин, Арсланбай — Файзи Гаскаров и Хашим Мустаев. Вожак журавлей — Нинель Юлтыева. Во второй редакции балет стал четырехактным. Его показали на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году. Московские зрители удивлялись и восхищались: откуда такое мастерство? Из Ленинграда, школа Агриппины Вагановой! Многому научила артистку и совместная работа с украинскими артистами оперы и балета — их театр во время войны работал в Уфе. В 1959 году балет «Журавлиная песнь» был экранизирован на Свердловской киностудии.

В книге Сергея Синенко «Рудольф Нуриев: истоки творчества, превратности судьбы» рассказывается, какое впечатление оставил балет «Журавлиная песнь» у юного тогда Рудольфа Нуриева. Он говорил, что Зайтуна Насретдинова разбудила в нем артиста и танцовщика, называл ее своей музой. Из книги мы узнаем, что в 1954 году прима-балерина уфимского оперного театра и концертмейстер театра И. Воронина пишут ходатайство в министерство культуры БАССР с просьбой зачислить талантливого танцовщика Нуриева в хореографическое училище.

Удивительный талант, трудолюбие помогли артистке исполнить ведущие партии — Сванильды («Коппелия» Л. Делиба), Заремы («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Одетты-Одиллии («Лебединое озеро» П. Чайковского), Зарифы («Горная быль» А. Ключерева), Гюльнары («Шахерезада» Н. Римского-Корсакова), Раймонды («Раймонда» А. Глазунова), Франциски («Голубой Дунай» И. Штрауса), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Жизель («Жизель» А. Адана). Все партии, исполненные Насретдиновой на сцене Башкирского театра оперы и балета, трудно перечислить. А с каким восхищением писали о ее мастерстве сами артисты балета и зрители! Ей аплодировали в Англии, Болгарии, Польше, Китае, Корее и других странах.

Жизнь не раз сводила ее с другими звездами искусства. В 1952 году на уфимской сцене она танцевала в «Бахчисарайском фонтане» с Галиной Улановой. В 1955 году Майя Плисецкая смотрела «Журавлиную песнь», после спектакля подошла, поздравила, оставила конфеты «Мишка на севере». С Юрием Григоровичем Насретдинова училась в одном хореографическом училище. «Он учился в младшей группе. Уже тогда известный был, из библиотеки не выходил, мы его профессором называли. В 1993 году приехал в Уфу, много работал, создал «Щелкунчика» в новой постановке», — вспоминала она.

Имя Зайтуны Насретдиновой значится в энциклопедии «Кто есть кто. Женщины мира», изданной международным биографическим центром в Кембридже. А в энциклопедии «Башкортостан» все статьи о башкирском балете начинаются с имен Зайтуны Насретдиновой и Халяфа Сафиуллина, ее сценического партнера и мужа. Халяф Гатеевич — артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист РСФСР и БАССР. Они вошли в историю башкирского балета не только как яркие звезды, но и как упорные труженики во имя высокого искусства.

Помню, однажды Насретдинова пригласила меня на балет «Щелкунчик». Она рассказывала об исполнителях: добрые слова у нее находились для каждого. А до спектакля Зайтуна Агзамовна провела меня по музею театра, показала экспонаты, которые подарила музею, рассказала о Рудольфе Нуриеве, о тех, с кого начинался театр. Необычайно одаренный танцор, балетмейстер, педагог Халяф Сафиуллин ушел из жизни рано, в 1965 году, во время гастролей в Баку. Зайтуна Насретдинова с тех пор больше не танцевала в спектаклях и начала педагогическую деятельность в театре.

Здесь ее очень уважали, а главное, она продолжала работать педагогом-репетитором, невзирая на возраст. Вижу, как наяву: вот она в центре репетиционного зала, молодые артисты балета внимательно слушают ее, стараясь не пропустить ни одного замечания. Так ежедневно проходили ее уроки. Она была полна творческих сил и до конца верна родному театру.

ruposredi.ru
Фото:ruposredi.ru
Автор:Зайфа ЦУКАНОВА
Читайте нас в