В детстве родители рассказывали мне, что у нашей семьи немецкие корни. Без подробностей, потому что информации было мало. Слышала, что многие родственники, поволжские немцы, в 90-х годах прошлого века переехали в Германию, на этом все. И вот недавно обнаружился затерявшийся дневник моего двоюродного деда, который рассказывал историю семьи. Так я узнала об этноконфессиональной группе немцев-меннонитов, выходцами из которой и были многие из так называемых русских немцев. Поэтому меня очень заинтересовала премьера двух документальных фильмов кинорежиссера Эльвиры Шрайнер в кинотеатре «Родина»: «Перелистывая страницы» — о судьбе немцев на территории Башкирии, и «Маяковский и две Элли». Насчет первого фильма вопросов нет, а вот какая связь между немцами и Маяковским? Тот факт, что именно Елизавета Зиберт из меннонитской семьи, жившей в селе, превратившемся в современное Давлеканово, стала матерью единственной дочери великого поэта, был известен лишь в узких кругах литературоведов и краеведов, а многие зрители узнали об этом из фильма впервые.
Но обо всем по порядку.
Документальный фильм «Перелистывая страницы» был создан в 2020 году в рамках проекта «Слово земли/онлайн». По словам продюсера Леонида Филинова, этот проект предоставил уникальную возможность создавать фильмы на языках народов России.
— Национальное кино, на каком бы языке оно ни снималось, раскрывает культуру народа, и только в синтезе этих культур рождается наша великая Россия, — говорит Филинов.
В фильме дан исторический ракурс и сделан акцент на судьбы немецких семей во время Великой Отечественной войны и в наши дни.
Упоминания о немцах на Руси встречаются со времен Ярослава Мудрого. Первоначально немцы-меннониты поселились в Новороссии и Поволжье, а потом расселились в оренбургские степи, Сибирь, Среднюю Азию. Первое поселение на территории современного Башкортостана датируется XVII веком. В 1894 году они основали селение на территории современного Давлекановского района. Главным занятием меннонитов было земледелие, но среди них также были искусные скорняки, сапожники и портные. После революции в стране была создана Автономная социалистическая республика немцев Поволжья, но во время Великой Отечественной войны все немецкое население депортировали, а саму республику ликвидировали.
— Когда я начала снимать этот фильм, узнала много историй, которые меня потрясли, их рассказали нам дети и внуки тех немцев, что жили здесь во время войны, сами эти герои появляются в фильме на фотографиях, — рассказывает режиссер фильма Эльвира Шрайнер.
Ее муж, режиссер и актер Молодежного театра РБ Андрей Шрайнер, является представителем поволжских немцев, и в фильме рассказывается и о его родных, так что это еще и семейная история.
По мнению Эльвиры Шрайнер, сюжеты сами выбирают авторов. Во время работы над первым фильмом режиссер наткнулась в интернете на историю любви Владимира Маяковского и нашей землячки Елизаветы Зиберт. История удивительным образом связывала знаменитого поэта с Башкирией, что и вдохновило режиссера на создание художественно-документального короткометражного фильма «Маяковский и две Элли». С материалом для фильма помогли Давлекановский историко-краеведческий музей и краевед Сергей Иванов. Дом Зибертов до сих пор сохранился, и там тоже проходили съемки. В создании ленты также участвовала заслуженный деятель искусств Башкортостана Майя Фаттахутдинова, которая была лично знакома с одной из двух Элли — Хэлен Патрицией Томпсон, дочерью Елизаветы Зиберт и Маяковского.
Вот что рассказала Майя Фаттахутдинова на премьере фильма:
— Я общалась с дочерью Маяковского около восьми лет и лично, и в переписке, переводила ее книги и очерки, в том числе книгу «Мое открытие Башкортостана» о впечатлениях Патриции от визита в Уфу и Давлеканово. Она была опубликована в издательстве «Китап» в 2007 году. Патриции Томпсон уже нет в живых, она умерла в 2016 году, чуть не дожив до 90-летия, а я до сих пор под впечатлением от этой удивительной женщины. Я познакомилась с ней в Москве.
Меня привели в номер гостиницы «Пекин», которая, как известно, находится на площади Маяковского, и у меня было ощущение, что монумент поэта сошел с пьедестала и я пожимаю руку Маяковскому, только в женском облике — так они были похожи.
Поразительная была женщина: ей тогда было 77 лет, у нее были проблемы со здоровьем, она ходила с палочкой из-за замены тазобедренных суставов, но в ней было столько энергии и жизнерадостности, желания все узнать, постичь, завести новые знакомства! Она впервые приехала в Москву в 1991 году и с тех пор каждые несколько лет посещала столицу, а в тот год ее пригласили на конференцию к юбилею Маяковского в Институт мировой литературы. Мы провели с ней вместе чуть больше недели. Целыми днями куда-то ездили, с кем-то встречались, была дикая жара, у меня не было сил, а у нее усталости не чувствовалось. Она активно выступала на всех встречах и после каждой спрашивала, а куда мы еще поедем?
Темами для разговоров, естественно, были Маяковский и его окружение, особенно Лилия Брик, которая в свое время им завладела и подчинила себе во имя денег и славы. Особенно трогала ее любовь к отцу, которого она видела один раз в двухлетнем возрасте, но пронесла эту любовь через всю жизнь, конечно, благодаря матери. Поражала и ее любовь к русской культуре, которой она прониклась. К сожалению, на ней это и оборвалось: ее сын Роджер этой любви не унаследовал и вообще, как я поняла, остался равнодушен к прошлому своей матери и бабушки. По просьбе директора Давлекановского музея я написала воспоминания о своем общении с Патрицией Томпсон и в прошлом году передала музею.
Потомки немецких меннонитов Петер и Елена встретились в Давлеканово. У них было девять детей, семья была зажиточной, все дети получили хорошее образование, свободно говорили на трех языках. Революция перевернула их спокойную жизнь. В 1920 году Елизавета Зиберт уехала из Давлеканово сначала в Уфу, где работала переводчицей в американской организации, а позднее переехала в Москву. Там она познакомилась с англичанином Джорджем Джонсоном, в 1923 году вышла за него замуж и уехала в Нью-Йорк, а через год муж помог всей семье Зиберт эмигрировать в Канаду.
По воспоминаниям Елизаветы, которая в Америке стала Элли Джонсон, знакомство с Маяковским случилось жарким вечером в набитой битком маленькой квартирке. «Для меня это было самое сильное переживание за всю мою жизнь. Я знала, что Маяковский известный сердцеед, и не хотела знакомиться с ним, но мне хотелось задать ему один вопрос: как вы можете называть себя поэтом масс, если я, читавшая Брюсова и Блока, Шиллера и Гете, Шекспира, Мопассана и Гюго в оригинале, с таким трудом понимаю вас?»
Маяковский подошел и сам заговорил. И с этого дня они уже не расставались, а потом у них родилась дочь Элли, поэт узнал об этом из письма. Он приехал навестить их, когда они проводили лето в Ницце.
«...Владимир пробыл в Ницце три дня, а потом были письма: «Две милые, две родные Элли. Я по вам уже весь иссоскучился. Мечтаю приехать к вам еще хотя бы на неделю. Примете? Обласкаете? Ответьте, пожалуйста. Боюсь только, чтобы не осталось все это мечтанием. Целую вам все восемь лап. Ваш Вол.» Я долго думала, приезжать ли ему еще, но если он будет навещать нас раз в год или два, как мы будем жить. Я понимала, что ему очень трудно и он несвободен, и написала ответ: «Я ничего так не хочу, как снова увидеть тебя и быть частью твоей жизни, но я не одна. А ребенку нужно есть каждый день. Если я уеду в Америку, я смогу на что-то надеяться, по крайней мере, я смогу нас прокормить. Не надо, не надо больше приезжать». Представленные в фильме эпизоды этого романа от его начала и до печального расставания создают штрихи к портрету неизвестного нам Маяковского.
Эпоху Америки 1920-х годов съемочная группа воссоздавала на улицах Уфы.
— Вообще, снимать исторические фильмы на улицах современных городов достаточно сложно, но чудным образом мы нашли подходящие локации в парке Якутова, Доме-музее Ленина, жилом комплексе «Аристократ», а Ниццу мы снимали в ботаническом саду, — рассказала художник Анна Дубакина.
В съемках обоих фильмов кинематографистам помогали волонтеры.
— Интересные, но трагические события прошли через пласт истории и связали наш маленький город с Москвой, Нью-Йорком, Ниццей, это удивительно, — говорит волонтер Сергей из Давлеканово.
Остается только согласиться. И пусть Ницца в фильме — это уфимский ботанический сад, но, как сказал Андрей Шрайнер, как бы то ни было, именно Элли из Давлеканово родила Маяковскому дочь, и больше никто!