Все новости
Культура
11 Июля 2022, 09:15

Ужель та самая Татьяна?..

Башопера завершила театральный сезон громкой премьерой — оперой «Евгений Онегин»

Альберт ЗАГИРОВ  «Учитесь властвовать собою...» — говорит Онегин Татьяне и разбивает ей сердце.
«Учитесь властвовать собою...» — говорит Онегин Татьяне и разбивает ей сердце.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Наши корреспонденты побывали на предпоказе спектакля и воочию смогли оценить новую, уже восьмую (!) в истории Башкирского театра оперы и балета постановку известнейшего произведения Александра Пушкина.

Точнее, не только Александра Сергеевича. Как отмечают многие, опера «Евгений Онегин», написанная Петром Чайковским в 1877 году, — отдельное самобытное произведение, в котором он смог соединить простоту и лиризм пушкинского стиха с гениальным музыкальным воплощением. Но если для Пушкина его роман в стихах всегда был «энциклопедией русской жизни», то для Чайковского, как отметил на пресс-конференции художник-постановщик оперы Иван Складчиков, — произведением, в первую очередь, о Татьяне Лариной.

На точку зрения композитора решили опереться и создатели нынешнего спектакля во главе с режиссером-постановщиком Ляйсан Сафаргуловой, для которой работа именно в этом качестве стала дебютной.

— Я очень благодарна руководству театра за то, что мне доверили ставить «Евгения Онегина», — отметила молодой режиссер. — Конечно, это был определенный риск, но меня окружали опытные люди, с которыми мы вместе работали над оперой в течение двух лет. Мы не стремились удивить зрителей внешней формой или осовременить героев. Мы уже видели Татьян, отправляющих эсэмэс. Но это, по-моему, как раз проще всего. Скорее, старались сделать персонажей современными за счет реальности проживания эмоций.

И действительно, поставив в центр оперы главную героиню, ее эмоции и переживания, создатели постарались сделать все возможное, чтобы зритель сопереживал Татьяне на протяжении всего действа. Татьяна Ларина, чью роль на предпремьерном показе исполнила лауреат международных и открытых республиканских конкурсов Галина Чеплакова, искренняя в своих романтических мечтах в начале повествования, восторженна и порывиста в момент осознания своих чувств к Онегину, буквально разрывается между любовью к нему и долгом перед мужем в конце. Чего стоит финальный эпизод объяснения, когда Татьяна со всей силой любви к Евгению, осознав, что «счастье было так возможно, так близко», не может заставить себя уйти, тянется к нему и одновременно в отчаянии молит оставить ее!

И все-таки честь, достоинство и долг героини, как и в первоисточнике, одерживают верх. Сила страсти, которую вкладывает в образ Татьяны исполнительница главной партии, сближает ее с современными зрителями, она близка и понятна современникам. И рядом с этими высокими чувствами сложно оставаться равнодушным.

— Весь спектакль — это воспоминания Татьяны. Поэтому первая сцена начинается с эпизода чтения ею письма Онегина на балу. И я начал искать для себя образ Татьяны с красного платья, в котором она предстает уже хозяйкой дома, княгиней Греминой, — отмечает Иван Складчиков, который является также художником по костюмам. И добавляет, что костюмы всех участников спектакля исторически аутентичны и выполнены из натуральных тканей. Их дополняют корсеты, поэтому актеры несколько ограничены в движениях, зато этот элемент костюма диктует пластику, свойственную исторической эпохе, приближенной ко времени создания оперы Чайковским.

Всего для «Евгения Онегина» было создано около 300 костюмов и столько же пар обуви. Как сообщила пресс-служба театра, весь состав исполнителей переодевается трижды. Более того, свои, немного отличные от остальных, платья созданы для каждой исполнительницы роли Татьяны: кроме Галины Чеплаковой это Эльвина Ахметханова и Олеся Мезенцева.
Партию Евгения Онегина на предпоказе исполнил Ян Лейше, Ольги — Екатерина Куликова, Ленского — Ильгам Валиев, а князя Гремина — Аскар Абдразаков.

Музыкальным руководителем и дирижером-постановщиком спектакля выступил начальник образцово-показательного оркестра войск национальной гвардии РФ, заслуженный артист РБ полковник Азат Шахмухаметов. Над хореографией работала актриса, балетмейстер и педагог Рамуне Ходоркайте. Художник по свету — заслуженный работник культуры России Ирина Вторникова, а хормейстер-постановщик — заслуженный артист Башкирии Александр Алексеев.

Еще одной изюминкой спектакля стало то, что известный парфюмер Денис Леонов, ориентируясь на восприятие произведения художником, создал аромат «Онегин/Ларина».

— Для меня «Евгений Онегин» — это история о двух людях, которые не поняли друг друга, и их ритм не совпал, — сказал Иван Складчиков. — Исходя из этой двойственности я создал афишу (на ней Татьяна и Евгений. — Авт.), а Денис создал аромат, тоже двойственный — и для мужчин, и для женщин. Это прекрасно, когда от музыки остается след, вот и у нас спектакль прошел, а его след — аромат — остался. Аскар Абдразаков эту идею поддержал. Поэтому смело можно сказать, что опера стала своего рода ивентом, событием в культурной жизни Уфы.

Альберт ЗАГИРОВ  Татьяна в исполнении Галины Чеплаковой — естественная и эмоциональная. Вот только письмо писать в такой позе, наверное, неудобно...
Татьяна в исполнении Галины Чеплаковой — естественная и эмоциональная. Вот только письмо писать в такой позе, наверное, неудобно...Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас в