Одногорбые верблюды, льдины, горы и загадочная женщина, которая предстает на картинах в разных образах, но остается узнаваемой… Знаменитый путешественник Федор Конюхов говорит, что рисует то, что любит — природу, животных, море.
И, конечно же, свою неизменную музу — жену Ирину, которая присутствовала на открытии персональной выставки супруга в Национальном музее РБ.
Ирина Умнова-Конюхова — доктор юридических наук, профессор, приехала в Уфу в качестве спикера международного форума «Дорога мира — дорога дружбы и развития», проходившего в эти дни на базе Башкирской академии госслужбы при главе РБ. По счастливой случайности форум совпал с открытием выставки, благодаря чему публика смогла узнать о том, как создавались картины, из уст героини многих из них.
Федор Конюхов не только выдающийся путешественник, но и автор более трех тысяч картин, литографий, рисунков и коллажей. Он является не только действительным членом Русского географического общества, но и академиком Российской академии художеств. По словам Ирины Конюховой, Федор Филиппович не придает большого значения высоким званиям, но очень хотел бы, чтобы люди знали его не только как путешественника, но и как художника. «Его друзья и единомышленники продвигают идею организации выставок в регионах России, и он эту идею очень поддерживает. С 2010 года Федор Филиппович еще и священник. Это очень ответственная миссия, и, конечно, она где-то усложняет его творчество, делает его более избирательным», — говорит Ирина Конюхова.
Она рассказала, что муж собирался приехать в Уфу на открытие выставки, но не смог отвлечься от подготовки к новому путешествию на параплане. На этот раз Конюхов вместе с парапланеристом-профессионалом будет облетать Северный полюс, а финишировать они собираются в пригороде Москвы.
— Проект технически очень сложный, они долго к нему шли, и он очень актуален именно сейчас, потому что ставит целью побить мировой рекорд поляков по продолжительности полетов.
Уже несколько лет готовится проект по пересечению Атлантического океана на катамаране без паруса, на солнечных батареях. Катамаран практически построен, но он создавался в Англии, и сейчас на него наложили эмбарго. Скажу честно:
как это ни печально, такие передовые проекты в России сейчас неосуществимы, поэтому пришлось заказывать катамаран в Англии, — рассказывает Ирина Конюхова. — Там же строится и воздушный шар, на котором муж хотел сделать два оборота вокруг Земли. И третий его проект, для меня особенно тяжелый, потому что от него там ничего не будет зависеть, а только от Господа Бога: он хочет продолжить прохождение океана на весельной лодке. Половину пути — от Новой Зеландии до Чили — он уже прошел, а теперь хотел бы замкнуть круг. Но и эта лодка монтируется в Англии. Эмбарго наложили на все три проекта, поэтому Федор Филиппович сейчас перестраивается на работу в России. И это ценно тем, что он начинает работать с молодыми путешественниками. Нет худа без добра, ему пора передавать эстафету. В этом году ему исполнилось 70 лет, и эту выставку тоже можно назвать юбилейной, — говорит Ирина Анатольевна.
Представленная в Уфе экспозиция объединяет живопись и графику. Это часть художественной коллекции, которая охватывает три десятилетия путешествий по всему миру — от ранних работ, написанных в 1970 — 1980-е годы, до картин, созданных в 2000 — 2020-х годах. Это сюжетные картины и портреты, анималистические пейзажные импровизации, масштабные, экспрессивные, отмеченные условностью живописного решения и порой тяготеющие к чистой абстракции.
«Я спросил у своей жены Ирины: «Каким путем мне возвращаться после мыса Горн домой?» Она сказала: «Путем пустыни». А затем добавила: «Только путем любви, все остальные вредны человеку, потому что не дают настоящего счастья».
Организаторы выставки сопроводили каждую из выставленных картин высказываниями Федора Конюхова. Эта цитата к картине «Воздух Парижа». На ней на фоне песков изображен верблюд, который тянется мордой к экстравагантно одетой женщине.
— Картина написана в 2001 году, когда он учился в Академии изящных искусств в Париже, и я тоже была там по делам. Когда мы ходили в зоопарк, ко мне потянулся верблюд. Было жарко, я была в обычной летней одежде, а не в таком пальто, в каком он меня изобразил. Картина сначала появилась на бумаге. Он меня тогда просто заразил верблюдами, и мы мечтали о верблюжь-ей экспедиции. Через год совершили первую караванную экспедицию и исполнили свою мечту. А когда вернулись из экспедиции, он решил воплотить эту тему в своем искусстве снова, так появился этот большой холст, — рассказывает Ирина Анатольевна. — Когда мы были в музее Пикассо в Париже, увидели, что этот художник порой изображает один и тот же образ в разных размерах и ракурсах, как будто не может с ним расстаться. Супруг тогда сказал: «А ведь я тоже напишу картину и скучаю по ней». Поэтому у него есть картины в нескольких вариантах исполнения. Например, работу «На палубе» — это мы с ним пересекаем Атлантический океан — он написал в пяти вариантах. Здесь выставлен самый первый. Это бумага и гуашь, смешанная техника. После нее написано еще несколько вариантов маслом. Но эта самая живая, оригинальная работа. Сами художники очень ценят именно первый вариант, — объясняет Конюхова.
У художника много литографий, он график, поэтому даже в живописи его техника графическая, контурная, он очень любит четкие линии.
— Ему кажется, что работы, выполненные на бумаге, более живые. Но когда он начинал рисовать, был и еще один резон для этого: дороговизна других материалов, — рассказывает Ирина Анатольевна.
Картина «Ангел-хранитель» тоже была написана гуашью и цветным карандашом, когда путешественник шел через Тихий океан на весельной лодке. Вернувшись, он воплотил эту идею в масле.
— «Собака по имени Чайка» — эпизод другой работы, уже исполненной им в более свежем варианте. Когда мы были на Аляске, у меня была любимая собака Чайка, которую я подкармливала. И с этим образом супруг не может расстаться до сих пор, рисует его каждый раз с новым трепетом. А на этой картине наша любимая птичка. Так получилось, что мы подобрали на берегу пеликанчика, у него были повреждения, видимо, запутался в сетях. В Париже мы отнесли его к ветеринару, — рассказывает жена художника.
За каждой картиной Конюхова — уже совершенное путешествие или мечта о нем. Например, когда он мечтает об экспедиции на Чукотку, его «Иринушка выделывает шкуры». А потом он едет показывать жене этот северный край и с большим интересом изображает северных жителей. Как рассказала Ирина Конюхова, художник рисует портреты целых семей и именно за работы о Чукотке получил звание заслуженного художника России.
А еще супругов Конюховых уже много лет вдохновляет образ корабля в песках.
— Наша мечта — построить корабль в песках — воплощается в разных сюжетах. У нас даже есть новелла «Корабль в песках» — идея супруга, исполненная мной. Мы ее опубликовали в журнале «Юность» и даже получили за нее премию Бориса Полевого. Мы куда-то спешим, все время движемся и выбираем скоростной путь. Но есть самый медленный, но самый устойчивый путь — это движение корабля в песках: песок движется, и с ним движется корабль, и это есть вечность. Вот такая философия, которая нам очень нравится, и эту тему супруг постоянно обыгрывает.
В 1995 году Федор Конюхов пишет: «Встретил женщину, похожую на бедуинку» и создает картину «Зной в пустыне», на которой в желто-оранжевых знойных красках изображена женщина в традиционном головном уборе с полуприкрытым лицом — бедуинка, но со светлой кожей и голубыми глазами.
— Портрет бедуинки — его первый подарок мне на день рождения. Сначала он был сделан на бумаге в небольшом формате, и вот с тех пор он его перерисовывает вновь и вновь. Ценно то, что он делает это сам, как делал Пикассо. И так как его работы быстро раскупаются, он радуется, что большее число людей увидят этот образ, — говорит женщина с чистейшими голубыми глазами, которые лучатся такой добротой и открытостью миру, что не остается никаких вопросов по поводу того, почему именно она столько лет является маяком в странствиях великого путешественника.
— Я в свое время работал в Башкирском речном пароходстве и много общался с капитанами, путешественниками, — рассказывает один из организаторов выставки Федора Конюхова депутат городского совета Агидели Михаил Кулаков.
Благодаря Михаилу Юрьевичу и таким же энтузиастам в уфимский Музей полярников приезжают путешественники международного класса. С Федором Конюховым Кулаков знаком лично.
— Незаурядная личность. К нему можно относиться как угодно, только не равнодушно. Когда я смотрю на его картины, у меня мурашки идут по телу. Причем каждый видит на них что-то свое, — говорит Михаил Кулаков. — Федор Филиппович — человек широкой души, безграничных взглядов, поэтому и картины его большого размера, яркие. Наверное, это то, чему можно научиться у таких людей: границ нет, но есть наше желание и стремление. Я очень люблю путешествовать, много где побывал, и много еще впереди. Путешествую и по нашей республике, каждые выходные стараюсь куда-то съездить. Некоторые говорят, я в молодости не путешествовал, мне уже поздно начинать. А я думаю, что когда выйду на пенсию, дома буду очень редким гостем.
Блиц-интервью
— Сложно быть женой такого необычного человека, как ваш муж?
— Вообще, я не люблю слово «сложно». «Сложно» — как будто «с ложью» получается. Непросто, трудно, может быть, но любая семейная жизнь — это труд.
— Путешествия вашего мужа всегда связаны с риском для жизни. Вы уже привыкли к этому?
— К этому привыкнуть невозможно. Чтобы ждать, надо научиться этому, и я до сих пор учусь.
— Как вы познакомились?
— Мы встретились в Москве, в доме режиссера-постановщика фильмов Василия Шукшина «Печки-лавочки» и «Калина красная» Анатолия Заболоцкого. Можно сказать, что нас свела вместе любовь к Шукшину. Когда мы познакомились, мне было 33 года, ему — 43. 26 лет вместе.
— То есть, вы знали, что будете женой путешественника со всеми вытекающими последствиями?
— Конечно, он на второй день сделал мне предложение и преду-предил, что будет путешествовать до 2043 года. Но мы по возможности путешествуем вместе. Дважды плавали через океан, совершили две экспедиции на верблюдах.
Периодически путешествовали с детьми.
— А до того, как вы стали женой Федора Конюхова, любили путешествовать?
— Я родом из горной Шории, из Сибири. Родители с детства приучили меня к довольно серьезным маршрутам. Мы ходили с ними по екатерининскому тракту из горной Шории до горного Алтая. Я люблю дух путешествий, поэтому и романтический дух мужа мне близок.
— Неужели вам не страшно было пересекать с ним океан?
— Если ты молишься, доверяешь океану и своему мужу-капитану, то уже не боишься, а восторгаешься, потому что океан — это другой мир. Главное — преодолеть страх, который чинит нам препятствия. А когда преодолеете его и проявите интерес и любовь к той стихии, в которую идете, да еще без гордыни, с поклонением, то любая стихия вас примет. Путешествия надо полюбить, эта дорога открывается всем, кто любит.