Все новости
Культура
14 Мая 2018, 23:25

Добро пожаловать в «Лунный мир»

У каждого своя «тайная комнатка» в душе, полагают постановщики оперы

Уфимские артисты вполне заслуживают оперного «Оскара».
Уфимские артисты вполне заслуживают оперного «Оскара».

Если вы считаете, что спектакль с романтичным названием «Лунный мир», обогативший репертуар Башкирского театра оперы и балета, — это нечто из области возвышенных чувств, утонченной эстетики и изысканного волшебства, то глубоко ошибаетесь. На уфимскую сцену пожаловала довольно редкая гостья — Ее величество комическая опера (музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Артем Макаров). По уверению творческого народа, смешить зрителей гораздо сложнее, нежели вызвать у них душевное сочувствие и переживание. Речь идет, конечно, не о пошлых шутках, заполонивших телеэкраны и царящих в некоторых антрепризах. А уж веселить публику исполнением произведения столь серьезного композитора, как Йозеф Гайдн, в строгих залах оперных театров, надо думать, куда труднее. Тем не менее наш театр рискнул — это слово нынче часто звучит в применении к Аксаковскому дому — и все чаще в сочетании со словом «успех».

И рискнул вдвойне: ставя оперу, забытую на два с лишним столетия, и пригласив для ее возрождения в качестве режиссера Елизавету Корнееву, студентку-пятикурсницу из ГИТИСа. Впрочем, тут, быть может, как раз и был тонкий расчет: девушка учится у Георгия Исаакяна, ставшего для нашего театра практически родным, и не молодость ли — пора, когда так искренне и от души можно смеяться и уметь передавать свое безбашенное настроение другим.

Олигарх с дочками на выданье

Собственно, сюжет постановки стар как мир: в центре — эгоистичный папаша, не дающий воли двум дочерям — девицам на выданье, потому как имеет на них свои планы и право распоряжаться их судьбой, как считает, тоже. Естественно, вокруг красавиц вьется стайка сметливых ухажеров, которая, воспользовавшись необычным для купца увлечением астрономией, водит его за нос. И, конечно, хеппи-энд, а чего вы ожидали от комической оперы?

Интрига с небольшими отклонениями так или иначе использовалась разными авторами в разное время: деспотичные родители, лучше всех знающие, что требуется родному дитяте, встречаются и поныне. А потому купец Бонафеде, он же преуспевающий бизнесмен с ноутбуком под мышкой, служанка Лизетта, вообще-то, секретарь-референт упомянутого олигарха, не вызывают никакого отторжения, как и современная обстановка, минимально представленная на сцене и не мешающая резвиться креативной молодежи. Которая, кстати, тоже больше похожа на шайку шкодливых студентов, нежели на возлюбленных томного XVIII века.

А музыка Гайдна, как выяснилось, вполне соответствует ритму и темпу нашего суетливого времени и успешно поспевает за мчащимся во весь опор любовно-комическим сюжетом.

Расшалившаяся молодежь, возмечтавшая обвести вокруг пальца вредного папашу, думается, во все времена была такой: слегка эгоистичной, гораздой на самые невероятные выдумки и если уж влюбленной — то на всю жизнь и без всяких там преград и ограничений. В исполнении Салавата Киекбаева/Яна Лейше, Алима Каюмова/Ильгиза Хакимова она, эта молодежь, так и выглядит. Хотя особая роль отводится большому «знатоку лунного мира» Экклитико (Сергей Сидоров/Владимир Орфеев), напоминающему в своем белом халате чудаковатого ученого-астронома, чьи безумные идеи никто не принимает всерьез, а он-то в результате и оказывается прав.

Лунных человечков не встречали?

Центральным персонажем «Мира» становится, конечно, Бонафеде, вокруг которого вертятся строптивые надоедливые дочки (Элина Галимуллина/Диляра Идрисова/Алина Латыпова, Эльвира Алькина/Лилия Халикова), по которым ночные клубы плачут.

Но Бонафеде в трактовке авторов спектакля — фигура вовсе не такая однозначная. Это отнюдь не придурковатый растяпа, досадной назойливой преградой встающий на пути влюбленных. Это расчетливый купец-олигарх, с одинаковым упоением вглядывающийся в монитор ноутбука и… обожающий мягкие игрушки. Порхающий по комнате с самолетиком в руках и трепетно мечтающий не о миллионах или крутой тачке в соответствии с эстетикой спектакля, а словно романтичный юноша — о таком недоступном, призрачном лунном мире. Ведь там наверняка все по-другому: дочери послушны, люди добры и прекрасны, а жизнь так же светла и удивительна, как мерцающее волшебным блеском ночное недосягаемое светило. Потому он так охотно ведется на бредовые идеи и подставы Экклитико: «Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад». К слову, роль убеленного сединами почтенного мужа наряду с маститым Владимиром Копытовым на диво убедительно и профессионально играет совсем молодой Рим Рахимов. Кстати, именно он вместе с Салаватом Киекбаевым после жесткого отбора на мастер-классах Ильдара Абдразакова был выбран для участия в гала-концерте, завершившем недавний музыкальный фестиваль.

Итак, благодаря усердным стараниям многомудрого Экклитико счастливый купец «перенесен» на вожделенную золотую планету, и тут фантазия создателей постановки несется во весь опор, населяя сцену самыми невероятными персонажами (художник-постановщик Екатерина Агений, Москва). А, собственно, вы видели когда-нибудь лунных человечков? Ну вот и не спорьте!

Охотно верящего всему невероятному Бонафеде встречают с почетом, в жители лунного королевства принимают безо всяких проволочек. И сам лунный император в блестящем исполнении Алима Каюмова (Ильгиз Хакимов) привечает его со всей своей невообразимой свитой — весь такой зеленый, сверкающий и на котурнах — а как же, император все-таки! Вот только маленькое условие: Лизетту (Регина Звегинцева/Екатерина Куликова) лунный повелитель желает видеть своей императрицей, а дочек нового подданного — супругами своих друзей. Ну что ж, за счастье надо платить, скрепя сердце соглашается Бонафеде, сам имеющий виды на прекрасную Лизетту.

Но рано или поздно любой обман раскроется, и ничего уже не изменить: слово купца — слово крепкое, дочки неожиданно оказываются замужними дамами, лунный мир — обманом, а чтобы почтенный Бонафеде не выглядел дураком, мы с вами, конечно, будем молчать обо всем, что случилось.

Вот только в кругу своей внезапно расширившейся семьи Бонафеде, как ни старайся, не выглядит особо счастливым, и почему-то у зрителей немного покалывает сердце и как-то неуютно и бездомно на душе. Прекрасная сказка оказалась только сказкой, а Луна так же недосягаема, как и раньше, и хрупкий мир мечты бьется на мелкие осколки, царапая что-то внутри.

Может быть, поэтому концовка спектакля кажется немного натянутой, но это уже никак не вина авторов — они строго следовали канону сочинения, смешившего почтенную публику двести лет назад… Остается только согласиться с Моцартом: «Никто не в состоянии делать все: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и все одинаково хорошо, как это умеет Гайдн».
Это интересно Австрийский композитор Йозеф Гайдн известен как «отец симфонии», создатель сонат, струнных квартетов. Между тем он является автором 24 опер, многие из которых не поставлены до сих пор.
Опера «Лунный мир» была создана для придворного театра князя Николауса Эстерхази, на службе у которого в то время находился Гайдн. Премьера состоялась под управлением самого автора в 1777 году в честь свадьбы второго сына князя, Николая Эстерхази, и графини Марии Анны Вайссенвольф.
Либретто принадлежит итальянскому комедиографу Карло Гольдони. История о том, как мнимый астролог разыграл на Земле жизнь обитателей Луны во главе с лунным императором, восходит к итальянской комедии дель арте и комедии парижского ярмарочного театра «Арлекин, император Луны». Только на либретто Гольдони написаны оперы Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Н. Пиччини. Но сочинение Гайдна стало лучшим его воплощением.
Так как опера была написана «по случаю» и для частного театра, то ее репертуарная судьба складывалась непросто. «Лунный мир» был забыт на полтора столетия, и часть партитуры позднее вошла в одну из гайдновских симфоний. На сцену опера вернулась к двухсотлетию композитора в 1932 году в Германии.
Интересную версию представила в 2012 году Нью-Йоркская оперная труппа: спектакль прошел в планетарии Американского музея естественной истории.
В России премьера состоялась только в 2013 году в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского.
Прямая речь

Елизавета Корнеева, режиссер-постановщик:

— Музыка барокко дает большой простор для фантазии, но нам не хотелось бы скатиться к оперетте или совсем в современность. Мы задумали найти баланс между нашим временем и звучанием старинной музыки. Немного сократили речитативы, но в целом ничего не меняли. Это, вообще-то, моя дипломная работа. Выбрала именно «Мир», потому что мне очень захотелось поработать с Гайдном, с барочной музыкой. Начало, думаю, интересное: ведь в комической опере можно найти особое пространство для существования актеров.
С Екатериной мы вместе ставим уже не первый спектакль — были работы в студенческом театре ГИТИСа, поэтому прекрасно друг друга чувствуем.
Вообще же я очень люблю ставить трагедии — и комедии. Хотя смешить сложно, но очень хочется. А у вас талантливые актеры, одаренные музыкально и обладающие драматическим талантом. Театр Уфы и его артисты для меня большое открытие.

Екатерина Агений, художник-постановщик:

— Это моя первая большая работа с оперой. До этого были только драматические спектакли. Моей главной задачей было создать два пространства:
мир реальный и мир лунный. Особенность второго — то, что это же не реальная Луна, а Луна вымышленная, строящаяся вокруг главного героя. Мы перенесли действие в современность, потому что либретто ведь, по сути, очень простое. Поэтому нет смысла одевать всех в барочные костюмы. Это обычная бытовая история, более понятная зрителю, если ее перенести в наше время.
Что касается игрушек, которыми балуется Бонафеде, тут тоже хотелось создать два варианта: первый — это деловой человек, у которого визуально в жизни все хорошо. Внутри же он — ребенок, у него там маленькая комнатка, в которую он прячется. Там — его любимые игрушки, а лунный мир — это место, куда он с игрушками и дочерьми хочет попасть. Поэтому он и не хочет отпустить своих дочерей — ведь он боится остаться один. Бонафеде немного устал от деловой жизни, понимает, что девушки выросли и их надо отпустить, но что же тогда останется ему? Поэтому он так хочет попасть в мир, в котором он кому-то нужен. По сути, у каждого из нас свой лунный мир, в котором мы прячемся от сложностей реальных времени и места.
Читайте нас: