Ох, неправ был премудрый составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль: «Кукла — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина». И хотя высказался ученый в переносном смысле, но мнение свое все же переменил бы, «перепрыгни» он лет этак через сто пятьдесят и окажись в уютных интерьерах Дома-музея Сергея Аксакова. Старинное здание, терпко пахнущее деревом и неуловимым ароматом пролетевших столетий, тихо оккупировала целая армия безмолвных, но очень колоритных завоевателей — кукол, «мамами» которых стали члены клуба «Крупеничка».
Экспозиция не зря носит название «История народной куклы: традиции и современность». Ребятня любила играть всегда, и в пещерах, по стенам которых плясали языки костра, или в современных «пещерах» с компьютерами и кондиционерами. А игрушками становились кости мамонта, камушек, подобранный на берегу тихой речки, лоскуток маминого выходного наряда — это уж у кого на что хватало фантазии и что случилась под рукой. И так трогательно смотрится так называемая примитивная игрушка — обломок веточки, старательно укутанный в лучшие тряпочки и заботливо уложенный в специально сшитую колыбельку. Не из дерева ли родилась самая, наверное, знаменитая кукла — Буратино? А расписной ложкой не только щи хлебали: сверху — платочек, внизу — сарафан, и кому какое дело, что под сарафаном черенок.
Но это только заря «кукольной революции». Мастера «Крупенички» пролистали всю ее историю. Время шло, и кукол стали делать из папье-маше, фарфора, металла, сейчас иные экземпляры служат не столько забавой для раскапризничавшегося малыша, сколько показателем толщины кошелька его родителя. Но мастерицы клуба остаются верны себе — во главе с руководительницей Алиной Зайнуллиной шастают по просторам интернета, старательно изучая, во что и как играли наши предки.
Большинство экспонатов, хотя и относятся к разряду игровых, созданы, как и полагается, традиционно, согласно теме выставки: в ярких цветастых нарядах, но без лиц. В деревнях объясняли это просто: неумением красиво разрисовать лицо, да и времени особо не было — на подворье мычало и кудахтало хлопотливое хозяйство. Но смысл был намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для злых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Наши пращуры вообще как-то бережнее и заботливее относились к соплеменникам: а вдруг кукла окажется похожа на знакомого дядю Петю и ненароком, получив увечье, накличет беду на ни в чем не повинного соседа?
А вот Параскеву-Пятницу в руки не возьмешь и не потетешкаешь: ростом она почти со взрослого человека, а из-за цветастого наряда, гостеприимно раскинутых рук и всевозможных аксессуаров, которыми ее обвесили, вообще поначалу была безграмотно принята за Масленицу. Однако, как выяснилось, служила она не только для красоты, но и имела сугубо утилитарный характер: на самом деле такая кукла была хранилищем для принадлежностей любой уважающей себя рукодельницы. На раскинутые руки вешали ленты, тесьму, кружева. А головой становился тоже не лишний в хозяйстве предмет — перевернутый глиняный горшок.
Подолгу задерживаются посетители у коллективной композиции «Ярмарка», занимающей добрую половину экспозиции. У каждой куклы здесь свой характер, затейливый наряд. Тут и карусель с ребятишками, и разбитные продавцы мороженого, сбитня, воздушных шаров, и лукавые коробейники с приманкой для кокетливых девиц — бусами и прочими украшениями, и живописная цыганская семья с телегой — в огненно-алых нарядах, с непременным младенчиком на руках и сверкучими сережками. Над этой работой мастерицы трудились два года. А вдохновляли их старинные фотографии и работы самого Бориса Кустодиева, о котором художник и историк искусства Александр Бенуа писал: «Настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями. Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость».
Современность вторгается в процесс чисто визуально: бесценные тряпочки, которыми баловались детишки лет сто назад, давно истлели, да и сочетание цветов другое. Появилось понятие «авторская кукла» — уже с лицом, неповторимым стилем, характером и внешностью.
«Кукольный бум, — считает художница Эльмира Мусина, — во многом обязан интернету, доступности самой разнообразной информации. Сам предмет больно уж притягателен. Куклами занимаются те, кто не наигрался, наверное, в свое время. Мне кажется, это происходит еще и потому, что, изготавливая куклу своими руками, человек может избавиться от неприятных черт своего характера, воспоминаний, эмоций, «отдавая» их своему творению. В общем, что-то вроде куклотерапии получается».
Думается, некоторую толику этой терапии, но положительной получают и посетители, оставляя восторженные отзывы: «Будь такие куклы в каждом доме, наша жизнь стала бы ярче». «Спасибо за позитив».
Досье
Сам клуб «Крупеничка» тоже, можно сказать, в коротких штанишках ходит — ему всего три года. Он был создан при объединении молодежно-подростковых клубов «Алые паруса».
Его члены не ограничиваются умением развлечь капризное чадо, смастерив куклу «из того, что было». Сфера их интересов гораздо шире: от изучения шедевров мировой живописи до сказок и частушек, которые члены клуба сами же с удовольствием исполняют. При клубе даже имеется музей — музей кукол и предметов крестьянского быта, где посетители знакомятся с экспонатами, которыми когда-то, оказывается, гладили, стирали, видят, какую обувь носили, как пряли и ткали.
Кстати
Крупеничка — один из самых известных славянских оберегов. Она считалась хранительницей достатка в семье, была символом сытости и занимала почетное место в красном углу. Делалась крупеничка в конце лета, в период сбора урожая, и хранилась до весны, до поры сева. С пожеланиями добра ее дарили родным, друзьям и соседям, и ценился такой подарок очень высоко. Прообразом куклы была героиня старинной народной легенды, девица-красавица Крупеничка. В разных вариантах девушку то богач хотел в жены взять, то враги в полон угнать. Но итог был один: не далась красавица, обернулась малым зернышком и вернулась на родную землю невиданным до того растением — гречихой. Именно поэтому заполнялась куколка свежесобранной ядрицей, превращаясь в упитанную толстушку. Было все хорошо — такой и оставалась до весны, отдавая зерна на сев. А возникали трудности — кормила семью, худея. Позднее заполняли крестьяне ее не только гречкой, но и другими крупами, пшеницей, горохом.
Как правильно сделать крупеничку-зерновушку
Чтобы получилась кукла-оберег, необходимо использовать только натуральные ткани. Заниматься ее изготовлением нужно исключительно в хорошем настроении, приговаривая добрые пожелания. Ткани могут быть с рисунком или без. Главное, чтобы они были светлые, яркие, но не кричащие. Одежду крупенички можно украсить вышивкой в народном стиле.
Шьем мешочек для крупы из кусочка холщовой или льняной ткани квадратной формы.
Выворачиваем его и засыпаем гречку. Можно и рис — оберег на богатство, так как в давние времена это была самая дорогая крупа, овес — оберег на силы и здоровье, перловка, гречка — оберег на сытость и достаток. Набиваем так туго, как только возможно. Время от времени постукивайте мешочком по столу — зерна улягутся плотнее. Зашиваем верхний край мешочка, аккуратными складками закладывая ткань и формируя гладкое «лицо».
Затем шьем наряд крупенички. Оборачиваем мешочек нижней юбкой, запахивая ее сзади, и крепко приматываем нитью на талии. Привязываем верхнюю юбку, оставляя небольшой зазор впереди. Приматываем по бокам рулончиками «ручки» и впереди, закрывая оставленный зазор, фартучек.
Завязываем нижний платок, прикрывая лоб куколки. Сверху навязываем верхний платок (его можно закрепить ниткой). Обратите внимание на то, что обрядовым куклам никогда не делали лица. Поэтому и наша крупеничка-зерновушка должна остаться без глаз и прочих черт выразительности. Ведь имеет зерновушка значение прежнее — защитить дом от злых помыслов завистливых людей, от недоброго взгляда и коварных превратностей судьбы.
Крупеничку можно поставить на видном месте, чтобы она украшала кухню и защищала обитателей дома. А еще ее можно и нужно давать детям, чтобы, играя с оберегом, они очищались от вероятного негативного воздействия.