Имя Юрия Башмета вполне могло бы стать синонимом слова «первый». «Первый альтист мира», сделавший свой инструмент одним из лидеров современного концертного исполнительства. Первый педагог, открывший в Московской консерватории экспериментальную кафедру альта. Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. За 230 лет был первым альтистом, которому разрешили играть на альте Моцарта в Зальцбурге. Уфимцы же имели счастье услышать музыку Петра Чайковского, Альфреда Шнитке, Макса Бруха в исполнении маэстро, чье безупречное мастерство и абсолютный слух с годами становятся только совершеннее, как старое изысканное вино. Впрочем, слова «успех», «талант» и «феномен» далеко не всегда были спутниками музыканта.
Родился в Ростове-на-Дону. Когда Юрию исполнилось пять лет, семья переехала во Львов: «Я — человек львовской национальности, потому что во Львове были первые звуки музыки, первый концерт, первый бокал и первый поцелуй». Отец — инженер железнодорожного транспорта: «Он очень поддерживал мою увлеченность музыкой — правда, не классической, а мелодичными эстрадными песнями и романсами». Мама — филолог: «Хотя профессиональных музыкантов в семье не было, но однажды мама, мудрый и талантливый «президент» нашей семьи, приняла решение: чтобы я не стал бандитом, помимо школы у меня должно появиться какое-то увлечение».
«В скрипичном классе не было мест, и маме предложили записать меня в класс альта. Родители всполошились: что такое альт и кому он нужен! А для меня решающими стали слова приятеля, что альт требует гораздо меньше времени на занятия, чем скрипка, и у меня будет больше возможности играть на гитаре. Тогда я очень увлекся гитарой, играл на танцах, исполнял песни «Битлз». Кстати, в те годы, если преподаватели видели, что из ученика не получится хорошего скрипача, его переводили учиться на альт.
«В моем школьном дневнике все «тройки», кроме физкультуры, по ней — «пятерка». У меня даже есть юношеский разряд по фехтованию — пошел в кружок под впечатлением от «Трех мушкетеров». После фильма «Великолепная семерка» мы все на нашей улице купили себе перочинные ножики за рубль 20. И устраивали соревнования по их метанию».
Создал камерный оркестр «Солисты Москвы»: «Солисты» дают не менее 90 концертов в год. Мы тут недавно подсчитали, что за 15 лет объехали земной шар уже 34 с половиной раза!»
Современные композиторы написали специально для Башмета или посвятили ему около 40 альтовых концертов и других музыкальных произведений: «Из посвященных мне сочинений главным все же считаю знаменитый концерт Альфреда Шнитке. Отрывок оттуда звучит в заставке «Вокзала мечты».
Выиграл международный конкурс альтистов в Германии в 1976 году: «Конкурс был организован Баварским радио и телевидением, и это сразу же дало мне возможность прославиться. Я отправился в гастрольную поездку по семнадцати городам Германии.Так началась моя сольная карьера».
Впервые выступил как дирижер в 1985 году: «Однажды на фестиваль в городе Туре, во Франции, не смог приехать мой близкий друг Валерий Гергиев, и меня уговорили встать за дирижерский пульт. Потом Рихтер меня поддержал, сказав, что дирижировать — это мое. И я просто «заболел» этим».
Купил альт работы мастера Паоло Тесторе: «Мой альт со мной с 1972 года. Я купил его по случаю за полторы тысячи рублей. Деньги заработал, играя «Битлз» на гитаре. Это родной брат инструмента Моцарта — его создал мастер Паоло Тесторе в середине XVIII века».
«Русский бильярд, казино, кино, могу читать книгу без остановки, не спать, не есть. Очень люблю актерскую среду. А вообще я люблю влюбленных людей. И сам стараюсь таким быть. Люблю выражение «take it easy», что в переводе означает нечто среднее между «не горюй» и «расслабься». Считаю, что шедевры, созданные в стиле джаза или поп-музыки, не менее ценны, чем вершины классической музыки. Чем, например, битловская «Yesterday» уступает «Серенаде» Шуберта?»