Был случай
Смешинка по имени Джон
Однажды Татьяна увидела у режиссерского пульта текст пьесы. До выхода на сцену было время, и она, на свою беду, решила его повторить. И обнаружила, что вместо авторской фразы:
«Джон, что ты ждешь?» она всегда произносила: «Ну что ты, Джон?». И эта реплика служила сигналом к решительным действиям. Муж, которого играл Федеряев, должен был стрелять в Латыпова-Догадова, который играл любовника. С присущим стремлением во всем дойти до сути Макрушина решила исправиться и воспроизвести фразу по тексту.
На сцене воцарилась недоуменная пауза. Все ошарашенно замолчали. А Латыпов-Догадов сидит в шкафу и смотрит на нее взглядом кролика перед удавом. И тогда Татьяна, поскольку никто ничего не понимал, решила спасти ситуацию и категорично уточнила:
И тут же наткнулась на еще более жалобный взгляд любовника, который словно упрекал: «Ну что я тебе сделал? За что ты так со мной?»
Случилось самое ужасное: на всех напал совершенно дикий смех. Это было непереносимо:
бегать, прыгать по сцене, давиться смехом, пытаясь скрыть его от зрителей... Но публика вроде ничего не заметила. А актеры чуть не погибли — весь антракт хохотали как сумасшедшие.
Исполнилось тридцать лет, как Татьяна Макрушина играет на сцене Русской драмы. Все это время она работала не просто честно — на износ. Ей даже пытались пенять за то, что слишком уж добросовестная, всегда стремится «выплеснуть все до донышка». Она из тех редких женщин, которым возраст добавляет шарма. И на сцене, и в жизни. Макрушина может быть разной — блистательной дамой из высшего общества или хохотушкой-простушкой, неприступной королевой или ворчливой уборщицей с метлой — она всегда великолепна, и ей веришь на все «сто»! Позволить себе роскошь быть на сцене предельно честной сегодня могут очень немногие. О ней говорят: «Кроме дара почти химически растворяться в роли, безукоризненного владения голосом, отточенности жеста, умения виртуозно натягивать нить диалога, у нее есть редкое качество — мощный посыл внутренней энергии».
Сама Татьяна Владимировна считает, что актеры — не вполне нормальные люди, поскольку все страдают от избытка работы, а они от того, что им не хватает ролей.
К сожалению, имя ее сейчас не так часто встречается в репертуарном плане, как хотелось бы зрителям. Но она не особенно унывает. Работает в школе при тренинговой компании «Академия харизмы». Время сейчас такое — надо уметь все: петь, красиво двигаться, хорошо говорить. А с грамотной речью в стране — беда, плохо говорить уже даже не стыдно. Однако в последнее время наблюдается позитивная тенденция: люди начали задумываться над своей речью — потянулись ее совершенствовать. Появилась и потребность играть на сцене, а художественной самодеятельности почти нет.
— И мне эта работа помогает не терять мастерства. Я, как Золушка, которая училась танцевать, натирая пол, и петь, слушая, как мурлыкает кот. Актеров должны учить актеры, — убеждена Макрушина. Режиссер — это совсем другая профессия. Его задача — верно выстроить спектакль. Актер же должен играть так, чтобы будоражить самых равнодушных людей.
Грустно, но это факт: на глубокие, сильные спектакли зритель идет меньше. А примитивные — лидеры проката. Как и приземленный человек все чаще трактуется положительным героем. Но, несмотря ни на что, актриса благодарна театру за то, что он есть в ее жизни.
…Во время спектакля «Русское варенье» героиня Макрушиной кричала в зал:
— Интеллектуальный труд сегодня никому не нужен!
И ей приносили много цветов. Что примечательно — дарили не шикарные букеты, а по одному цветочку… Стало быть, в зале было немало людей-интеллектуалов, которые хорошо понимали этот крик души.
Это на сцене она уже сотни раз блистала в роли королев. А прибегая с репетиции домой, королева мгновенно перевоплощается в домашнюю хозяюшку, варит борщ, жарит котлеты…
— Благодаря этим супам да пирогам мне и удалось сохранить семью, — смеется народная артистка.
Действительно, у служителей Мельпомены часто случаются браки непрочные. А благополучию семьи ее работа никогда угрозой не была, может, еще и потому, что муж Рустем и сын Динислам свою любимую королеву поддерживают всегда и во всем.
Сын заканчивает академию искусств по классу альта. У него идеальный слух, очень хорошо поет, но даже мысли не допускает о том, чтобы работать в театре. Творческая жизнь мамы протекала на его глазах. И он знает не понаслышке, насколько это зависимая профессия.
Татьяна Макрушина родилась в Ишимбае. Решающую роль в выборе профессии сыграл фильм «Полосатый рейс» с артисткой Маргаритой Назаровой. На службу в Республиканский русский драматический театр поступила после окончания Уфимского института искусств в 1983 году.
Среди ролей прошлых лет: Ольга («Пять романсов в старом доме» В. Арро), Клеопатра Максимовна («Самоубийца» Н. Эрдмана), Ира («Три девушки в голубом» Л. Петрушевской), Марианна («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), Мать, Жена («Могущество мух» Л. Сальвэр), Мария Семеновна («Касатка» А. Толстого), Аркадина («Чайка» А. П. Чехова) и многие другие. Всего сыграно 74 роли.
Роли в идущем репертуаре:
Надежда Антоновна Чебоксарова («Бешеные деньги» А. Н. Островского), Екатерина II («Любовь — книга золотая» А. Толстого), Ольга Морозова («Экспонаты» В. Дурненкова).
В любой роли стремится «выплеснуть все до донышка»...
народная артистка Республики Башкортостан, лучшая женская роль на III Международном фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске, Премия имени Бедэр Юсуповой на Республиканском фестивале «Театральная весна-97» в Стерлитамаке и от Союза театральных деятелей РБ.