Все новости
Культура
21 Января 2014, 17:41

Сергей Басов: «Отравление» театром происходит незаметно

«Немолодого» 25-летнего актёра не разглядели во МХАТе, но полюбили в Уфе

За роль Ласукова («Осенняя скука») Басов получил диплом I Международного фестиваля имени А. Островского.
За роль Ласукова («Осенняя скука») Басов получил диплом I Международного фестиваля имени А. Островского.
Из одного из самых блестящих актеров Русского драматического театра чуть было
не получился второй Мимино.

«Особой романтики в этом не было. Я отслужил в армии, вернулся и, как обычный мужик, решил помогать семье, — рассказывает актер. — А в училище гражданской авиации в небольшом городке под Самарой, где мы жили, принимали на полное довольствие. Но если б не было в моей жизни летного училища, я бы не попал в театр. По окончании учебы по распределению оказался в Чебоксарах. И все больше убеждался в том, что ни я к технике, ни она ко мне не питаем ни малейшего расположения.

А тут объявили набор в студию при народном театре — я записался. С намерением расширить круг знакомств в чужом городе, тем более что контингент на работе был, в основном, мужской. То есть прежде всего мне надо было общаться, это уж потом что-то стало душу волновать. «Отравление» театром происходит незаметно. Если же в твой адрес скажут несколько лестных слов — все, пропал!

Во МХАТе мне сразу сказали: «Куда вы? Ведь вы уже немолодой человек...». В Уфу я приехал 25-летним. Отдавая документы в театральное, услышал в ответ: «А куда мы вас потом денем?». Повернулся, чтобы уйти, но тут судьба неожиданно сделала счастливый поворот. В деканате в это время оказался преподаватель Александр Карякин. «Пойдем, я тебя послушаю». Послушал и сказал: «Приходи сразу на третий курс».

Одно время имя Басова не сходило с афиш Ивановского областного театра. «Но времена были тяжелые — 90-е годы, перестройка. Это всегда был богатый, изобильный край, но в те годы становилось все хуже, и дошло, наконец, до полной нищеты. Хотя работать там было интересно, — продолжает рассказ артист. — Иваново — город небольшой, и свой зритель ходит в театр мало, пересмотрев весь репертуар. Зато Владимир, Ярославль, Кострома в часе езды, и их театры постоянно ездят друг к другу с гастролями. Ну, и мы ездили. Даже играли в прославленном Ярославском театре имени Волкова».

В творческом багаже Сергея Басова — без оглядки преданный королеве Давид Риччо («Ваша сестра и пленница»), простоватый Михаил («Семейный портрет с посторонними»), всезнающий Летописец жизни маленького американского городка, более трех (!) часов практически не уходящий со сцены («Наш городок»), неприкаянный, жадный и жалкий Бобыль («Снегурочка»), цепляющийся за летящую мимо жизнь и ощущающий лишь холод и пустоту в сердце барин Ласуков («Осенняя скука») — эта роль была удостоена диплома I Международного фестиваля классической русской драматургии имени А. Островского. К 200-летию со дня рождения Пушкина актер поставил на камерной сцене поэму «Граф Нулин». На IV фестивале «Золотой конек» получил первую премию за лучшую мужскую роль второго плана. «Победа на фестивале — это дело случая и мало о чем говорит, — считает Басов. — Мне рассказали, что одна критикесса по поводу меня выдала, видимо, шутя: «Я обратила внимание на его очаровательные ушки». И обозвала меня прелестным садюгой! Вот это я помню, как в Тюмени блеснул ушами. Она была председателем жюри, и с ней никто не спорил». Завсегдатаям театра, конечно, запомнилась роль Суфлера («Без вины виноватые»). После звонка, возвещающего конец действия, в зале установился привычный для антракта гул: кто-то разминал косточки, кто-то торопился в буфет, театралы обменивались впечатлениями. Пока... Пока на край сцены не вышел человек в неприметной одежде и не начал монолог явно не на нашем скудном языке. Раскованная молодежь, возрадовавшись дополнительному представлению, охотно вступала в игру. «Самое сложное — уложиться во времени: начинаешь большой монолог и чувствуешь, что не успеваешь, — делится секретами мастерства артист. — Приходилось следить и за звонками с антракта, а тут еще шибко говорливые зрители попадались. «Рыба» у меня, конечно, была, но некоторые фразы неожиданно и странно выстреливали: что-то из Чехова, что-то из Зощенко. Мне всегда казалось: если спектакль сложился хорошо, значит, там, наверху, Островскому нравится, и он... помогает».

Самое яркое впечатление — детство, считает артист, а в детстве — рыбная ловля. Приохотил к ней папа — инженер-нефтяник, и настолько, что будущий актер даже книги специальные читал. «Впрочем, тут важен сам процесс — рыбы-то мы ловили мало. Да и рыбачил я не один, с друзьями, и шла у нас замечательная жизнь на природе, — вспоминает Басов. — А мама работала воспитательницей в детском саду. Я думаю, мне от нее передалась любовь к детям. Обожаю иметь с ними дело». Напомним в связи с этим, что Сергей Басов — один из преподавателей школы Хабенского в Уфе.
Читайте нас: