Дирижер — профессия штучная. Раньше говорили — капельмейстер, то есть руководитель оркестровой капеллы. И только посвященные знают, что пассы руками в воздухе и есть игра дирижера на одном большом инструменте под названием «оркестр».
У нас в республике — и это большая удача — есть и своя симфоническая капелла Национальный симфонический оркестр (НСО) и ее главный капельмейстер, Рустэм Сулейманов. Молодой, амбициозный, инициативный и талантливый музыкант. Прошло совсем немного времени с тех пор, как он возглавил оркестр, но в республике успели почувствовать, что начался новый этап в музыкальной жизни: мы становимся частью культурного сообщества, границы которого трудно обозначить.
Уже в музыкальной школе Рустэм отличался серьезностью и настойчивостью. Классов не хватало, и он частенько играл на своей скрипке прямо в фойе, на лестничной площадке, когда заканчивались уроки. Упорство приносило свои плоды — звания лауреата на престижных и сложных конкурсах, одно из первых в республике целевых направлений в столичную консерваторию. Оттуда он вышел симфоническим дирижером.
В Санкт-Петербурге Рустэм учился у двух выдающихся дирижеров — Юрия Темирканова и Равиля Мартынова. У Тимерканова — наблюдая за маэстро во время репетиций оркестра, где Рустэм подрабатывал скрипачом в свободное от учебы время. У Мартынова — в консерватории, на занятиях по специальности.
Характер у Рустэма жесткий, он дирижер властный по натуре и по убеждению, и не всем музыкантам это пришлось по вкусу, случались конфликты. И все же практически с первых месяцев работы в НСО именно Сулейманову министерство культуры доверяло самые ответственные концерты. Ему как интерпретатору охотно предоставляли свои новые сочинения башкирские композиторы. С ним легко находили общий язык приезжающие издалека солисты-звезды. За эти годы он становился незаменимым партнером-аккомпаниатором для таких вокалистов, как Этери Гвазава, Елена Образцова, Альбина Шагимуратова, Ильдар Абдразаков. Презентация культуры Башкортостана в Москве не обходится без оркестра с его главным дирижером. Выступления НСО неизменно получают высокую оценку взыскательной московской публики и в прессе.
Без сомнения, талант такого дирижера, как Сулейманов, привлекает в Уфу новых интересных и перспективных исполнителей.
Композиторы, живущие в Уфе и пишущие здесь симфоническую музыку, признавались, что порой оркестровое сочинение рождалось из возможности сотрудничества с Сулеймановым. А речь, между прочим, шла о прекрасных симфонических опусах Рафаила Касимова и Валерия Скобелкина, которые вошли в репертуар оркестра. Два юбилейных фестиваля, прошедших в Уфе в 2007 и 2012 годах в честь Салавата Низаметдинова, также состоялись благодаря, главным образом, Национальному симфоническому оркестру под управлением Рустэма Сулейманова.
Еще одно важное дело, которое начал дирижер по собственной инициативе и на которое с радостью откликнулся музыкальный колледж — концерты, в которых оркестр играет с юными солистами-инструменталистами. Рустэм по собственному опыту знает: возможность игры юных музыкантов со взрослыми — бесценна.
Думаю, нашумевшее событие первых осенних дней — грандиозный симфонический open-air на берегу Белой с прекрасными исполнителями-солистами — тоже не состоялось бы без неуемной энергии Сулейманова. Какой еще дирижер, кроме него, мог бы осилить проект, требующий звучания оркестра non-stop на протяжении четырех с половиной часов?
В оркестр пришел музыкант-лидер. Несомненно, появятся новые смелые идеи, родится новая музыка, на афишах замелькают новые звездные имена, будет подрастать талантливая молодежь.