Не беда, что чуть приунывший народ не дождался золотых сумерек ранней осени, а тучи низко клубятся над слякотной землей, грозя пролиться горестным дождем. Не беда, что «родной» Аксаковский дом закрыт на реставрацию — ведь гостеприимно распахивает двери красивый, как затейливый дворец из восточной сказки, Башкирский театр драмы.
Если хочется праздника, его всегда можно устроить, было бы желание. И хотя не кружились в изысканных кружевах красавицы на традиционном Аксаковском балу, немало юных прелестниц заполняло коридоры драматического театра, соединяя века минувшие и нынешний в одну связующую нить, сплетенную из уютного, теплого клубка аксаковской прозы.
Год от года праздник набирает размах, приобретает новые традиции, но, пожалуй, самой старой из них остается Аксаковская премия, учрежденная депутатами горсовета Уфы для поощрения талантливой молодежи. С учетом творческой специфики премии справедливо было бы ожидать, что награда эта уверенно закрепится за будущими специалистами гуманитарного профиля. Однако вот уже не первый год наблюдается высокий интерес к творческому состязанию со стороны студентов технических вузов, которые не только выдвигают свои работы на премию, но и становятся ее лауреатами.
«Года три назад был настоящий всплеск интереса к конкурсу, — рассказывают члены экспертной комиссии, — мы рассматривали около 30 самых разнообразных работ. В этом году проектов меньше, но зато разноплановость и качество просто потрясающие. Это отметили и гости, видевшие некоторые из прежних задумок. Все подводит нас к тому, что конкурс должен выйти на другой уровень: праздник обладает статусом международного, в нем принимают участие Самара, Оренбург, Татарстан, Болгария. Думается, премия тоже должна стать хотя бы российской на первое время».
Спорить не приходится: взять хотя бы три работы, действительно отличающиеся удивительным своеобразием, но объединенные энергией одного руководителя — кандидата филологических наук Элеоноры Файзуллиной, кстати, отмеченной за плодотворную научную деятельность в области исследования и популяризации жизни и творчества Сергея Аксакова. Одна из ее подопечных — студентка Уфимского училища искусств Милослава Дымша, кроме экзотического имени и рода (сибирячка польско-белорусского происхождения), поразила членов жюри профессиональностью иллюстраций к повести «Детские годы Багрова-внука». «Автор настолько разнообразно описывает и природу, и человека, что просто невозможно не увлечься иллюстрированием книги, — считает Милослава. — Тем более это не первая моя работа в этой области: я иллюстрировала творчество сибиряка Михаила Ермаченко — он пишет детские стихи и лечит детей — и, видимо, сделала это удачно, потому что книга была издана». На нынешнем Аксаковском празднике Милослава получила премию в номинации «За лучшую работу прикладного характера».
В этой же номинации ярко блеснул дуэт студенток Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М. Шолохова — Анастасия Дорофеева и Людмила Савельева. Настя занялась раскрасками для маленьких почитателей Аксакова, а работой Люды стало детское лото. Причем темой для него она выбрала «Записки об ужении рыб» и «Записки ружейного охотника». «Работа была в радость, — рассказывает Люда, — я сама заядлый рыболов». Кстати, лото уже успешно прошло испытание. Несмотря на нежную любовь современных малышей к клавишам компьютера, удовольствие от узнавания знакомой и еще неизвестной живности на карточках перевесило. Тем более, что Люда, уже преподающая английский язык, сделала их на двух языках: и красиво, и полезно.
Упомянутая номинация, видимо, пользовалась особым успехом, потому что еще одну премию в этой области получила Алина Мустаева из Уфимской академии искусств имени З. Исмагилова. Подобного пластического перфоманса, как называет свое детище «Цветочек аленький» будущий хореограф Алина, пожалуй, еще не видывали члены жюри. В процесс был вовлечен весь студенческий народ в пределе досягаемости. Студент IV курса Булат Исламов писал музыку, аспиранты и учащиеся играли ее в живую. «Чем мне нравится этот жанр, — объясняет Алина, — в нем есть и драма, и танец, и возможность контакта со зрителем, и самая немыслимая атрибутика: вязаные цветы, светящиеся в темноте удочки. Мы старались провоцировать зрителя, ведь у каждого своя мечта — и свой аленький цветочек».
…Отзвенел песнями, закружил голову летящим хороводом танцев театральный зал. Но заветная дверца в чарующий прошлый век не захлопнулась. Пока существует любовь к живому, от сердца загоревшемуся слову, к теплу домашнего уюта — любовь к тому, что так пленяет в творениях человека, чье имя — Сергей Аксаков.
- Премия Аксакова появилась в 1992 году. Изначально она вручалась как стипендия, а с 2006 года получила статус премии.
- В этом году претенденты представили 16 работ.
- Положение о конкурсе было изменено: награды впервые вручались по новому принципу — четыре премии достались студентам вузов, одна — представителю среднего специального учебного заведения.
- Кроме упомянутых участниц две премии в номинации «За лучшую научно-исследовательскую работу» получили Даяна Акбашева (БГУ), Елена Артюкова (БГПУ имени М. Акмуллы). В номинации «Лучшая просветительская работа, связанная с жизнью и творчеством С. Т. Аксакова» премию в этом году решено не присуждать.
- Напомним, что лауреатами литературной премии имени С. Аксакова стали Алексей Кулешов — за фильм «Аксаковы. Семейные хроники» и детский писатель Альберт Лиханов, основатель и бессменный руководитель Российского детского фонда. Интервью с ним читайте в ближайших номерах газеты.