Отрывок из повести Айгиза Баймухаметова «Не бросай, мама!» попался на глаза сначала в газетном варианте. И, как давно уже не бывало, с нетерпением стала ждать нового номера. Увлек сюжет: узнаваемые герои, узнаваемая местность, да и автора знаю с подросткового возраста, с того времени, когда я, будучи депутатом Государственного Собрания республики, стала посещать Серменевский детдом.
И поразил настоящий, ароматный, полноцветный язык начинающего писателя. Вспомнила первую встречу с ним, уже тогда парнишка отличался от других, угадывались крепкий характер, настойчивость в достижении цели, даже упертость. Сколько судеб прошло перед моими глазами, многих уже и не вспомню, а он запомнился с первого раза.
В моем округе было несколько заведений для детей, нуждающихся в социальной помощи. Поэтому старалась привлекать к ним в помощь представителей благотворительных организаций. Одна из таких поездок нашла отражение и в книге Айгиза «Не бросай, мама!», правда, то, что он описал, по-настоящему ошеломило. Оказывается, не все я видела в поездках… Узнала я и себя в этом эпизоде — не лучшее впечатление оставила в душе ребенка. Чинуша, в общем… Да и какое впечатление мог произвести человек, ради встречи которого дети всю ночь не спали и жгли костры, чтобы сохранить несколько цветочных клумб.
Тогда он подошел к нам и попросил передать письмо своей односельчанке, профессору Фирдаус Хисамитдиновой, но оно еще не было написано. Мы должны были ехать в Белорецк, обещали по пути заехать и… чуть не забыли. На обратном пути, уже миновав Серменево, вспомнили и вернулись в детдом. Он нас ждал… А если б не вспомнили?! Есть башкирская поговорка: «Когда плачет сирота, плачут с ним земля и вода». Запомнился его благодарный взгляд, но на лице лежала печать тревоги, недетской тоски.
В дальнейшем я следила за его судьбой, хотя активного участия в ней не принимала. Будучи студентом, он писал заметки и в редакцию газеты «Башкортостан» пришел уже довольно подготовленным корреспондентом. И вот первое же прозаическое произведение получилось острым, актуальным и написано живым, образным, хорошим языком.
Считаю, что сказано новое слово в башкирской литературе. Это автобиографическое произведение написано с точки зрения ребенка, очевидца и потому описываемые события приобретают особую выпуклость, остроту, даже трагичность. И пережиты они совсем еще юным человеком. Слишком уж много потрясений для такой еще короткой жизни — потеря матери, отца, разлука с родными, детдом с его сложным, отнюдь не безоблачным для ребенка миром. При всем при том произведение пронизано оптимизмом. Герой своим примером доказывает, что можно достичь многого, если ставить правильные цели.
В русской литературе есть несколько книг о воспитанниках детских домов. Самая известная, конечно, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко. Но как сильно отличаются воспитанники того времени от сегодняшних. Под опекой Александра Семеновича оказались дети, испытавшие самые страшные лишения в связи с революцией, войной. Оказавшись же в тепле, уюте, под крылом заботливых педагогов, многие из них тут же бросили недостойные занятия, да и другие со временем перевоспитались.
Но вот в одночасье перестала существовать великая держава, и осколки разбитого вдребезги уклада в первую очередь попали в самых слабых, незащищенных — женщин, детей, стариков. Хлынула лавина грязи, она прошлась по нашим душам.
Появилась большая нужда в детских домах, но туда стали поступать в основном дети лишенных родительских прав пьяниц, наркоманов, преступников. Они имели уже другой опыт, отличный от опыта воспитанников А. Макаренко.
Главный герой повести «Не бросай, мама!» — круглый сирота Ильяс. Потеря родителей обернулась для него другим испытанием — он попал в среду детей с негативным опытом семейной жизни. Немало среди них так называемых «трудных». А Ильясу хочется хотя бы малой толики того, что получал в родной семье. Ему не хватает главного — любви, сочувствия близких людей. Вместо этого приходится нередко сталкиваться с жестокостью как со стороны работников детдома, так и самих воспитанников, да и внешний мир не очень-то дружелюбен.
Произведение невозможно читать спокойно, не зря тут же пошли отклики в редакцию.
Казалось бы, описывается судьба одного осиротевшего ребенка, но на ее фоне отчетливо просматривается особый период жизни нашего общества, период отчуждения не только между социальными группами, но и близкими людьми.
…Как сказал мне сам Айгиз, это произведение — обращение к обществу, к людям, дети которых при живых родителях вынуждены расти без их любви, без домашнего тепла, душевно одинокими. Не жалеть нужно детдомовских, а любить! По-настоящему, с душой, с пониманием, с умением прощать их детские промашки. И воспитывать личность. Это очень трудно, но именно такая работа нужна, чтобы выпускники детских домов не отправлялись с ходу в колонии…
…Главный герой повести — Ильяс оказался человеком целеустремленным, прекрасно отличающим хорошее от плохого. Это цельное художественное призведение, в котором автор удачно применил образный «птичий язык» — язык символов, сохранившийся у башкир почти до наших дней наряду с письменной передачей информации. Отец перед смертью успел сказать, что хочет передать сыну нечто очень важное, но не успел.
После окончания школы Ильяс приехал в родную деревню, увидел свой заброшенный, разрушившийся дом. В этот момент его окликнул какой-то старец. Парень узнал в нем человека, который помогал хоронить отца. Он и передал тот заветный предмет — оберег, который передавался из поколения в поколение, сопровождал мужчин рода и на фронтовых полях.
Этим эпизодом сказано многое: отцом завещано беречь свой род, честь, дух предков, стойкость, родную землю, родные традиции. Пусть это завещание будет путеводной звездой и для молодого, подающего большие надежды писателя.