Все новости
Культура
12 Августа 2013, 16:00

«Когда плачет сирота, плачут с ним земля и вода»

Айгиз Баймухаметов пишет о том, что испытал сам

Айгиз станет автором еще многих хороших добрых книг.
Айгиз станет автором еще многих хороших добрых книг.

Отрывок из повести Айгиза Баймухаметова «Не бросай, мама!» попался на глаза сначала в газетном варианте. И, как давно уже не бывало, с нетерпением стала ждать нового номера. Увлек сюжет: узнаваемые герои, узнаваемая местность, да и автора знаю с подросткового возраста, с того времени, когда я, будучи депутатом Государственного Собрания республики, стала посещать Серменевский детдом.

И поразил настоящий, ароматный, полноцветный язык начинающего писателя. Вспомнила первую встречу с ним, уже тогда парнишка отличался от других, угадывались крепкий характер, настойчивость в достижении цели, даже упертость. Сколько судеб прошло перед моими глазами, многих уже и не вспомню, а он запомнился с первого раза.


В моем округе было несколько заведений для детей, нуждающихся в социальной помощи. Поэтому старалась привлекать к ним в помощь представителей благотворительных организаций. Одна из таких поездок нашла отражение и в книге Айгиза «Не бросай, мама!», правда, то, что он описал, по-настоящему ошеломило. Оказывается, не все я видела в поездках… Узнала я и себя в этом эпизоде — не лучшее впечатление оставила в душе ребенка. Чинуша, в общем… Да и какое впечатление мог произвести человек, ради встречи которого дети всю ночь не спали и жгли костры, чтобы сохранить несколько цветочных клумб.

Тогда он подошел к нам и попросил передать письмо своей односельчанке, профессору Фирдаус Хисамитдиновой, но оно еще не было написано. Мы должны были ехать в Белорецк, обещали по пути заехать и… чуть не забыли. На обратном пути, уже миновав Серменево, вспомнили и вернулись в детдом. Он нас ждал… А если б не вспомнили?! Есть башкирская поговорка: «Когда плачет сирота, плачут с ним земля и вода». Запомнился его благодарный взгляд, но на лице лежала печать тревоги, недетской тоски.

В дальнейшем я следила за его судьбой, хотя активного участия в ней не принимала. Будучи студентом, он писал заметки и в редакцию газеты «Башкортостан» пришел уже довольно подготовленным корреспондентом. И вот первое же прозаическое произведение получилось острым, актуальным и написано живым, образным, хорошим языком.

Считаю, что сказано новое слово в башкирской литературе. Это автобиографическое произведение написано с точки зрения ребенка, очевидца и потому описываемые события приобретают особую выпуклость, остроту, даже трагичность. И пережиты они совсем еще юным человеком. Слишком уж много потрясений для такой еще короткой жизни — потеря матери, отца, разлука с родными, детдом с его сложным, отнюдь не безоблачным для ребенка миром. При всем при том произведение пронизано оптимизмом. Герой своим примером доказывает, что можно достичь многого, если ставить правильные цели.

В русской литературе есть несколько книг о воспитанниках детских домов. Самая известная, конечно, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко. Но как сильно отличаются воспитанники того времени от сегодняшних. Под опекой Александра Семеновича оказались дети, испытавшие самые страшные лишения в связи с революцией, войной. Оказавшись же в тепле, уюте, под крылом заботливых педагогов, многие из них тут же бросили недостойные занятия, да и другие со временем перевоспитались.

Но вот в одночасье перестала существовать великая держава, и осколки разбитого вдребезги уклада в первую очередь попали в самых слабых, незащищенных — женщин, детей, стариков. Хлынула лавина грязи, она прошлась по нашим душам.

Появилась большая нужда в детских домах, но туда стали поступать в основном дети лишенных родительских прав пьяниц, наркоманов, преступников. Они имели уже другой опыт, отличный от опыта воспитанников А. Макаренко.

Главный герой повести «Не бросай, мама!» — круглый сирота Ильяс. Потеря родителей обернулась для него другим испытанием — он попал в среду детей с негативным опытом семейной жизни. Немало среди них так называемых «трудных». А Ильясу хочется хотя бы малой толики того, что получал в родной семье. Ему не хватает главного — любви, сочувствия близких людей. Вместо этого приходится нередко сталкиваться с жестокостью как со стороны работников детдома, так и самих воспитанников, да и внешний мир не очень-то дружелюбен.

Произведение невозможно читать спокойно, не зря тут же пошли отклики в редакцию.
Казалось бы, описывается судьба одного осиротевшего ребенка, но на ее фоне отчетливо просматривается особый период жизни нашего общества, период отчуждения не только между социальными группами, но и близкими людьми.

…Как сказал мне сам Айгиз, это произведение — обращение к обществу, к людям, дети которых при живых родителях вынуждены расти без их любви, без домашнего тепла, душевно одинокими. Не жалеть нужно детдомовских, а любить! По-настоящему, с душой, с пониманием, с умением прощать их детские промашки. И воспитывать личность. Это очень трудно, но именно такая работа нужна, чтобы выпускники детских домов не отправлялись с ходу в колонии…

…Главный герой повести — Ильяс оказался человеком целеустремленным, прекрасно отличающим хорошее от плохого. Это цельное художественное призведение, в котором автор удачно применил образный «птичий язык» — язык символов, сохранившийся у башкир почти до наших дней наряду с письменной передачей информации. Отец перед смертью успел сказать, что хочет передать сыну нечто очень важное, но не успел.

После окончания школы Ильяс приехал в родную деревню, увидел свой заброшенный, разрушившийся дом. В этот момент его окликнул какой-то старец. Парень узнал в нем человека, который помогал хоронить отца. Он и передал тот заветный предмет — оберег, который передавался из поколения в поколение, сопровождал мужчин рода и на фронтовых полях.

Этим эпизодом сказано многое: отцом завещано беречь свой род, честь, дух предков, стойкость, родную землю, родные традиции. Пусть это завещание будет путеводной звездой и для молодого, подающего большие надежды писателя.
Читайте нас: