Все новости
Культура
5 Июля 2013, 14:57

Каменная симфония

Увлечение детства стало делом жизни

Камень оживает под резцом.
Камень оживает под резцом.
Во время нашей беседы Рамиля Фазлеева не отрывалась от работы. Под ее руками приобретала окончательные очертания застывшая в прибрежных зарослях цапля из невзрачного на вид (увидев под ногами, поднимет далеко не каждый) серого талькохлорида. Здесь, в Янауле, хорошо знают ее работы. Да и не только в родном городе. Участница и дипломант многих престижных выставок, она свой человек среди лучших камнерезов республики. А начиналось все в детстве.
— Вообще-то я больше резьбой по дереву увлекалась,— вспоминает мастерица, — мечтала именно с ней жизнь связать. Но педагоги в Кунгурском художественно-техническом училище, куда поехала после школы, уговорили заняться камнем. Никогда не жалела об этом выборе. Видимо, потому, что учителя хорошие были, умели увлечь. И, конечно, много дала учеба в Свердловском архитектурном институте. Причем не только сам процесс обучения. Мне кажется, там, в столице Урала, просто невозможно не полюбить все, что связано с камнем. Лучшие камнерезы, герои Бажова — они ведь оттуда. Хотя по диплому я архитектор жилых и общественных зданий. А по жизни — скульптор малых форм.

Вернувшись домой, вела наша собеседница кружок дизайна на станции юных техников, теперь преподает в художественном отделении центра детского творчества. А все свободное время посвящает своему увлекательному роману с камнем. Любимое направление — анималистика, животный мир. Сколько их, самых разных братьев наших меньших, ожило в камне за эти годы — не берется сказать даже она сама. Но не один зоопарк наберется, это точно.

— Главное, найти хороший материал,— говорит Рамиля Накибовна, не прерывая процесс. — У нас его мало где встретишь, в основном привожу из Пермского края. Нередко идеи рождаются, когда изучаешь камень, его рисунок. Или же подбираешь материал под готовую уже задумку. Работаю пока дома, но брат Наиль решил создать для меня мастерскую.

Конечно, очень хочется Рамиле передать свое мастерство ученикам.

— Способных детей, я уверена, найдется немало. Вот только от центральных городов Янаул довольно удален, что сказывается, причем не только в моем деле. Ребятам надо чаще бывать на выставках, своими глазами видеть все лучшее, перенимать наработки лучших мастеров. Когда удается свозить моих подопечных в Уфу, впечатлений им хватает с избытком. Но не всегда, к сожалению, возможны такие поездки. В основном варимся в собственном соку. Надеюсь, многое изменится, когда откроется кружок, появится своя мастерская. Тогда и коллег можно будет пригласить — нас ведь не так много в республике, мастер-классы организовать. Ну, кажется, готово, — еще раз осматривает свою работу. — Нравится? Тогда это вам на память.

Хочется верить, что все у нее сбудется, что вырастит она в Янауле нашего Данилу-мастера. Потому что любит эти такие невзрачные на вид камни и умеет дать им неповторимую жизнь.
Читайте нас в