Все новости
Культура
29 Мая 2013, 15:31

Мятеж в Башкирском театре оперы и балета

Юбилейный сезон заканчивается постановкой Юрия Григоровича «Спартак»

Фрагмент репетиции.
Фрагмент репетиции.
В самом конце 1956 года, когда в домах уже стоял терпкий запах хвои, на сцене Ленинградского театра оперы и балета состоялась премьера — балет на музыку Арама Хачатуряна «Спартак». Несмотря на ошеломляющий, выразительный музыкальный ряд и благосклонное внимание публики, спектакль ожидала судьба оперы «Кармен», недооцененной современниками и растасканной ныне на цитаты. Постановка Леонида Якобсона не имела большого успеха у критиков. Собственно, так же, как два года спустя
и спектакль Игоря Моисеева — уже на сцене Большого театра.

Прошло десять долгих лет, прежде чем, «как драгоценным винам», настал черед «Спартака». Постановщиком спектакля, премьера которого состоялась на сцене Большого 9 апреля 1968 года, стал Юрий Григорович. Сценографом — знаменитый Симон Вирсаладзе. Словно кусочки бесценной мозаики, сложились все составляющие, обеспечившие балету ошеломляющий успех, какого доселе не знал главный театр страны. Вдумчивый талант Юрия Григоровича, оттачивающего каждое движение танцоров до ювелирной точности, изысканный вкус Симона Вирсаладзе, мастера поражать стильным цветом и светом в своих постановках, доводя зрителя до пика эмоций, умело сочетающего романтическую приподнятость и праздничность с простотой и лаконичностью — что и требовалось для такой постановки, как «Спартак». И, безусловно, необыкновенно точный выбор солистов, исполняющих главные партии. Прошло столько лет, но как ясно стоит перед глазами холодный, расчетливый Красс, надменно не сомневающийся в победе, — Марис Лиепа. Горящий, словно факел, огнем свободы, нежный и бесстрашный, мечтательный и несгибаемый Спартак — Владимир Васильев. Роскошная, как олицетворение Рима, чувственная и сильная куртизанка Эгина — Нина Тимофеева. Женственно-сильная, полная страсти и ласкового огня любви Фригия — Екатерина Васильева. Словно четыре экспресса, несущихся на бешеной скорости, эти персонажи столкнулись на сцене, неся неминуемую гибель, смерть, вознесенную до вершин древнегреческой трагедии. Заставляя забыть об истинной подоплеке событий — обреченном на провал дерзком восстании фригийского раба против всемогущей Римской империи.

«Этот спектакль в один момент перечеркнул все устоявшиеся стереотипы, — писала газета «Правда», — перевернул все представления о героико-романтическом жанре в балете. Подобных персонажей еще не знала балетная сцена».

…«Спартак» стал шестой постановкой Юрия Григоровича на уфимской сцене. После долгих сомнений в уместности столь масштабной постановки маэстро, вдохновленный несомненной удачей балета «Корсар», спустя 45 лет возрождает «дела давно минувших дней», не знающие предела страсть и отчаяние, нежность и обреченность на сцене театра оперы и балета. «Самое главное в моем герое, — говорит Ильдар Маняпов, заслуженный артист РБ, исполнитель роли Спартака, — это мужественность, воля к свободе, к победе, непоколебимая вера в нее. Почему он восстал? Несмотря на путы рабства, в душе он остался свободным человеком. Я счастлив, что работаю в этом спектакле. Такого героя в моей жизни еще не было».
Кстати

В качестве литературной основы для либретто были использованы «Жизнеописания» Плутарха, сатиры Ювенала, статья Людвига Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима», книга советского историка Александра Мишулина «Спартаковское восстание», роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак» (это касалось в первую очередь описания ристалищ).

Свидетельства о появлении балета относятся как раз к периоду, когда музы должны молчать: в декабре 1941 года Арам Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах.

Несмотря на забвение спектакля, поставленного Леонидом Якобсоном, это была неординарная, новаторская постановка. Впервые в истории отечественного театра он одел исполнителей в туники и сандалии. Якобсон перенес на сцену скульптурно-пластическую выразительность, увиденную им в фигурах сражающихся богов и титанов на знаменитом Пергамском алтаре, выставленном как раз тогда в Эрмитаже.

Якобсону не понравилось сразу все: либретто показалось схематичным и рыхлым,
музыка — затянутой. Хачатурян такого потерпеть не мог и сократить партитуру не разрешал. Разразился скандал между балетмейстером и композитором. Скандал был настоящий, с дракой прямо посреди Невского проспекта.

Настоящую войну против балетмейстера Якобсона развязала (и успешно завершила его изгнанием из театра) не кто иная, как Агриппина Ваганова, фанатично преданная академизму в искусстве.

В 2001 году в честь 225-летия Большого театра банк России выпустил монету номиналом 100 рублей с изображением сцены из балета.

Читайте нас: