Все новости
Культура
13 Марта 2013, 15:29

Рисую в светлое время суток

Дилара Торик-Хурматова — сибирячка из Башкирии

Репейник.
Репейник.
В начале января в картинной галерее имени А. Тюлькина художественной школы № 2 прошла выставка работ художницы из Омска Дилары Торик-Хурматовой. Она явилась своеобразным итогом трехлетнего творческого пути. Дилара стала писать малоформатные картины — не более 30х40 см — в технике масляной пастели. Оказалось, что их очень удобно перевозить в картонной папке. Появилась возможность путешествовать налегке и участвовать в вернисажах за пределами Омска.

У Дилары было много персональных выставок, в том числе в Омском отделении Союза художников и городском Совете, в Москве в выставочном зале «На Каширке». Но именно эта в ее биографии имела особое значение. Художница впервые демонстрировала свои картины на родине, причем в школе, которую когда-то окончила сама. Понятно, что с первых же минут в галерее установилась непритязательная, почти домашняя обстановка. Здесь были не только любители живописи, но и преподаватели-наставники Дилары — Азамат Гарипов, Расих Ахметвалиев и Ринат Миннебаев.

Несколько лет Дилара наводила мосты между Уфой и Омском, организуя обменные выставки юных художников этих городов. Дело это хлопотное, ответственное и благородное. Выполняя общественную задачу, художница, чего уж греха таить, преследовала и личные цели. Она была рада любой возможности побывать на родине, продолжить отношения с детской художественной школой № 2, перекинуть мост дружбы между Омском и Уфой.

Были на уфимской выставке, разумеется, мать и родственники. Они узнавали новую Дилару, художницу, с интересом и пристрастием рассматривали ее картины.
«Зоопарк» Дилары Хурматовой

Диларе повезло родиться в дружной многодетной (по нынешним временам) семье, которая жила в частном доме. Для детей двор и примыкающий к нему сад были огромной планетой, которая таила в себе много загадок и воспитывала их.

С малых лет Дилара «работала по хозяйству» — так принято в частных домах. Отец в свободные от работы на заводе часы всегда что-то мастерил. В подручных у него была младшая дочь. Она сноровисто заколачивала в доски гвозди — позднее пригодилось в художественном ремесле. Как и опека над домашними животными: кошкой, собакой, заносчивым петухом и непоседливыми курами. Весной Дилара обычно отправлялась на Центральный рынок покупать цыплят. Эти беззащитные, живые комочки умиляли до слез. Она выращивала их не хуже заботливой клушки. Но однажды случилась беда: ее любимый петух попал в суп. В знак протеста Дилара отказалась его есть.

Пройдет время, и на картинах художницы Торик-Хурматовой появятся не только знакомые с детства петухи и лошади, но и живность с других континентов, львы и слоны. Свое пристрастие к ним она объясняет так: «Через эти образы можно выразить многое. Наши достоинства и недостатки, если примерить их на животных, видны невооруженным глазом».

«В ее картинах есть глубина и чистота. С них нельзя убрать ни одной детали, здесь все на своем месте».

«Несмотря на то что у нее работы очень разные, в цвете, внутреннем посыле много тепла, черточек, характерных для Башкирии, для земли, где она родилась».

На омском телевидении, в передаче «Дивертисмент», Дилара говорила о том, что она не может не писать картин. Погружается в мир преследующих, тревожащих ее образов и успокаивается только тогда, когда они появляются на полотне.

Художница заметила, что не увлекается оккультизмом и медитацией, ей неизвестен путь, который вводит человека в состояние транса. Но ей кажется, что над своими картинами она работает именно в таком состоянии. «Передо мной холст. Хожу кругами около него. Возникает острое, сиюминутное желание выплеснуть на него все, что накопилось…

Потом, когда сделан последний мазок, чувствую себя как выжатый лимон».

Работа для королей

…После окончания общеобразовательной средней школы Дилара стала мыть посуду в буфете пожарной охраны и учиться на вечернем отделении Уфимской детской художественной школы №2. Училась жадно: занималась вместе со взрослыми, а когда появлялось «окно», спешила в детскую студию.
Козерог.

В ПТУ-70 получила редкую профессию — портной сценической одежды, работала в Башкирском экспериментальном производственном комбинате Всероссийского музыкального общества (ВМО), в цехе вышивки. Это была поистине королевская работа, если вспомнить, что разносторонне талантливая королева Дании Маргрете II увлекается изготовлением театральных костюмов.

Комбинат выпускал штучный товар — что ни костюм, то произведение искусства. Вышивка приносила ей неплохой и, главное, стабильный заработок. Но кто, скажите на милость, ценит в молодые годы стабильность? Дилара уволилась и сразу же поступила на второй курс Уфимского училища искусств, на отделение изобразительного искусства.

Быть на иждивении у родителей она решительно не хотела, поэтому, когда оперному театру потребовался художник-декоратор, рискнула и отправилась туда. Ее приняли в театр.

Главный художник театра Борис Яковлевич Торик руководил творческими цехами и не брал на работу студентов: они, по его мнению, работали не в полную силу. Дилара оказалась исключением. Начинающая художница показывала Борису Яковлевичу студенческие работы и получала одобрение мэтра.

Борис Яковлевич обладал редким даром. Общаясь с молодым человеком, который делает первые самостоятельные шаги в искусстве, он побуждал его верить в свои способности, в свой успех.

«Сновидения» для госпожи Штарк

…Уфимское училище искусств Дилара заканчивала уже будучи жительницей Омска, куда переехала вслед за мужем Борисом Яковлевичем Ториком.

Воспринимая картину живописца не сердцем, а умом, мы пытаемся облечь свои впечатления в слова. Когда картины говорящие, это сделать удается вполне. Но вот попробуй описать словами цикл работ под названием «Сновидения» или «Зеленый ветер», «Метель»… Не выйдет? И не надо! Каждый получит свою дозу впечатлений, впустит их в свой эмоциональный мир, а может быть, оттолкнет.

Картины Торик-Хурматовой очень разные по содержанию, технике исполнения и настроению. Мне близки и понятны, прежде всего, те из них, где художница проявляет себя как тонкий, наблюдательный психолог, обладающий чувством юмора. Это ее графика — «Два характера», «Кот Васька», картины, написанные маслом, — «Влюбленный петух», «Беседа» и другие.

Сильное впечатление оставляет лаконичная, скупая в выразительных средствах «Черная луна», картина-настроение. С ней лучше всего быть наедине. Она требует сосредоточенности и тишины.

Картины Торик-Хурматовой хранятся в государственных музеях Омска и Москвы, в частных коллекциях в России, США, Израиле, Польше.

Наиболее полная коллекция в Германии, у Кристины Штарк. С этой фрау у Дилары сложились приятельские отношения.

Кристина несколько лет работала в России по контракту и где бы ни была — в Новосибирске, Омске или Москве, выставки художников старалась не пропускать.

Картины Дилары госпоже Штарк определенно понравились, она раздобыла ее домашний телефон.

За то время, что Кристина жила в России, она, кажется, научилась ничему не удивляться. И все же…

«Где ваша мастерская? Где вы пишете свои картины?» — деловито осведомилась она, когда пришла к Диларе в гости. «Да вот здесь и пишу», — ответила Дилара и показала гостье на комнату, в которой они разговаривали. Было заметно, что ее размер — 14,5 квадратных метра — произвел на Кристину очень сильное впечатление. Она была явно обескуражена: «Такие яркие работы рождались в такой маленькой, тесной комнате? Чудеса, да и только!» У Дилары тоже был повод удивляться: «Западный человек, знакомый с европейскими музеями и галереями, Кристина Шарк из числа многих сибирских художников выбрала именно ее».

Кристина стала приобретать ее картины, тут же, иногда авансом, выкладывала «живые» деньги. Однажды она прилетела из Москвы в Омск на персональную выставку Дилары, прихватив с собой двух землячек, сотрудниц Гете-центра.

По приглашению Кристины Штарк чета Ториков гостила в ее родовом гнезде, в Кирхаймболанден. Пожили несколько дней у матери Кристины, фрау Эдит Штарк, на один день завернули в Париж, сфотографировались у стен Нотр-Дама, знакомого по В. Гюго и открыткам, отдохнули на берегу Северного моря… На автомашине и поезде неутомимая Кристина доставляла их к подлинникам Кандинского, Тулуз-Лотрека, Моне, Ван Гога. Торики едва успевали перевести дух от полученных впечатлений…

Соло для швейной машинки

С 2009 года Дилара Флюровна Торик-Хурматова — преподаватель изобразительного искусства Арт-академии «Квадрат».

Дилара Флюровна знакомит студийцев с историей костюма, рисует вместе с ними черно-белые абстрактные композиции. Ребята создают их под музыку аудиоплеера или мобильного телефона. Они хорошо владеют компьютером и маркером, инструментом быстрым и опасным.

Из последнего письма Дилары: «В Омске я живу почти 18 лет. В Уфе бываю два-три раза в год. Рада бы и чаще! Тянет на родину невидимым магнитом. С удовольствием смотрю информацию о событиях в культурной жизни города.

Рисую в светлое время суток — с 11 до 14. Потом солнце проникает в комнату-мастерскую и ослепляет так, что живопись отступает перед его натиском. Это сигнал: пора заняться бытом.

Наступает вечер — время, отведенное для общения. Звоню маме и сестрам, потом захожу в интернет, посылаю письма знакомым, интересуюсь, что происходит в стране и мире.

…Недавно отправила несколько картин в Соединенные Штаты на выставку в галерее NEW YORK REALISM Fine Art».
Читайте нас: