Все новости
Культура
14 Февраля 2013, 16:31

В кадре и за кадром

Что снимать и где показывать — этим сегодня озабочены башкирские кинематографисты

Талантливый дуэт — Маулитбай Гайнетдинов и Артур Хусаинов — из «Ловца ветра» буквально покорил зрителей.
Талантливый дуэт — Маулитбай Гайнетдинов и Артур Хусаинов — из «Ловца ветра» буквально покорил зрителей.
За все время существования киностудии «Башкортостан» так и не появилось понятия «башкирское кино», заявил Айсыуак Юмагулов, председатель Союза кинематографистов РБ на встрече с журналистами.

В советские времена в Башкортостане не было своей киностудии: они работали только в союзных республиках. В постсоветское время в республике появилась своя студия, работает она 22 года и влачит довольно жалкое существование. На нее возлагалось много надежд как на культурную организацию «суверенной» республики, но «символ независимости» остался показушным, считает А. Юмагулов. Прежде всего все эти 22 года кинопроизводство, по его словам, практически не финансировалось: постоянные переезды, осваивание заброшенных заводов. Но фильмы все же выходили. Было снято более 100 лент, в основном документальных. По словам А. Юмагулова, несмотря на то, что республика посылала молодежь обучаться кинематографическим специальностям, большинство из них остались там, где учились: в Москве, в Питере. И дело даже не в деньгах: у нас в республике им делать было нечего. «Я окончил институт 10 лет назад и снял всего лишь один фильм, еще один, с рабочим названием «Северные амуры», законсервирован, — отметил А. Юмагулов. — Кино — часть национальной культуры любого цивилизованного народа. И то, что у нас его нет, — огромное упущение, которое нужно исправлять».
«Три кита» республиканского кинематографа
По словам Рияза Исхакова, члена Союза кинематографистов России, первое, что нужно сделать, это создать кинокомплекс по предоставлению услуг сторонним организациям: московским, зарубежным. Это коммерчески выгодно. И предложение, безусловно, найдет спрос, если учесть, какое в Башкирии разнообразие ландшафтов, сколько нетронутых территорий. Для кинематографистов многих густонаселенных стран съемки на обширных площадях — большая проблема. Но создавать кинокомплекс нужно не на пустом месте, необходимо оснастить его современным оборудованием: светом, вспомогательной операторской техникой и специальным транспортом, конечно. При создании таких условий мы могли бы работать с опытными мастерами, считает Р. Исхаков. Кстати, отметил он, у нас очень выигрышное положение: на границе Европы и Азии. После развала Советского Союза многие западные киношники, в том числе и Голливуд, буквально ринулись в страны бывшего СССР, разместив там свое производство из-за дешевизны.
Киностудия в республике, конечно, существует и ежегодно финансируется из бюджета в объеме около 30 млн рублей, которые идут, в основном, опять-таки на содержание студии. «Но мы хотели бы, чтобы финансировались проекты, — заявил Р. Исхаков. — Если на основе конкурсов, которых, кстати, у нас нет, заказывалось бы выполнение каких-то творческих задумок, продюсеры обязаны были бы довести их до конца».
По его словам, «третьим китом», на котором бы выплыл наш «Голливуд», может стать предоставление эфирного времени. Это тот путь, по которому фильмы доходили бы до зрителя, поскольку система кинопроката отечественных лент практически разрушена.
Национальный колорит прокатчикам не нужен
За все это время единственным дорогостоящим проектом в республике стал «Ловец ветра» с бюджетом в 26 млн рублей — кстати, очень маленьким по сравнению со столичным кинематографом. Но и замысел был несколько другим: совместить коммерческую идею фильма — а сценарий писался по голливудским канонам — и национальный колорит. Последнее оказалось, как ни странно, большим минусом, по мнению российских прокатчиков. Секретарь Союза кинематографистов России высказался таким образом: «Национальный фильм нас не интересует, нам важен широкий прокат». На недавнем совещании кинематографистов бывших союзных республик было заявлено, что письма с просьбой о поддержке кинопроизводства пишутся каждый год, но не было получено ни рубля.
По словам директора киностудии «Башкортостан» Азамата Хужахметова, телевидение идет навстречу нуждам «большого кино», и ленты башкирских кинематографистов можно посмотреть на каналах «Россия-Культура», БСТ, «Вся Уфа» и даже на казанском канале «Майдан». В кинотеатрах российские фильмы не окупаются. В этом году, например, ни один отечественный фильм не принес прибыли, несмотря на то, что и российские, и наши, республиканские, фильмы участвуют в фестивалях разного уровня и получают призы. Но московские кинематографисты готовы идти навстречу национальному кино, создавая, в частности, в городах центры российской кинематографии, полностью окупая расходы из федерального бюджета. Есть только два условия — они должны быть федеральной собственностью, а в кинозалах должно демонстрироваться только российское кино: архивное, новое, национальное. Что касается сельских киноклубов — восстанавливать их слишком накладно. Выходом может стать покупка киномобилей, они могут работать в формате 2D, 3D. Два таких киномобиля уже работают. Стоимость каждого более 4,5 млн.
Киностудия «Башкортостан» работает, в отличие от многих закрывшихся еще в перестроечные годы студий, в жестких финансовых рамках. И то, что о ее проблемах заговорили на самом высоком уровне, вселяет некоторую надежду на то, что «Северные амуры» Айсыуака Юмагулова доберутся-таки до своего зрителя.
Кстати
  • В республике работают 95 киноустановок, из них 13 частных, 7 государственных и 75 муниципальных.
  • На производство фильмов в 2011 — 2012 годах было выделено 4,5 млн рублей.
  • В министерстве культуры РБ создан экспертный совет по кино.
  • В стадии согласования находится долгосрочная целевая программа по развитию культуры и искусства до 2018 года. В ней предусмотрен и раздел, касающийся башкирского кинематографа.
  • На 2013 год планируется выпуск одного короткометражного художественного фильма с рабочим названием «Визит» о Рудольфе Нурееве, четырех документальных, двух анимационных, четырех киножурналов.
  • Общей тенденцией мирового кинематографа стало создание малобюджетных фильмов. Киностудия «Башкортостан» может поддержать это направление, создавая фильмы о людях, природе республики, о знаменательных событиях, приглашая башкирских сценаристов, актеров, режиссеров.
Кадр из фильма «Ловец ветра».
Читайте нас: