Все новости
Культура
6 Февраля 2013, 15:18

Балтачевские скрепы

С духовностью у нас всё в порядке. С финансами плохо

По словам Раушании Хасановой, руководителя образцового районного хореографического ансамбля «Зульфия», дети занимаются народными танцами очень охотно. На всех фестивалях и конкурсах, где довелось выступать юным артистам, жюри отмечало их удивительным
По словам Раушании Хасановой, руководителя образцового районного хореографического ансамбля «Зульфия», дети занимаются народными танцами очень охотно. На всех фестивалях и конкурсах, где довелось выступать юным артистам, жюри отмечало их удивительным
Второй месяц заканчивается, как наиболее заметные деятели и столпы отечественной культуры обсуждают на разные лады посыл Владимира Путина о дефиците духовных скреп в российском обществе. Оценки, как водится, самые разные — от верноподданнического «полностью одобрямс, ваше превосходительство», до категоричного, вплоть до коллективных петиций на самый верх, неприятия. Остаться в стороне от столь увлекательного процесса — непозволительная роскошь. А посему отправились наши корреспонденты в самую что ни на есть провинцию, в село Старобалтачево. Интересовали нас только два вопроса: «Трудно ли нынче в райцентре с культурой?» и «Нужна ли она — культура — людям в принципе?».
Что мне больше всего импонирует в провинциальных жителях, так это их категорическое неприятие вранья в любом его проявлении. Безусловно, сор из избы они выносить не будут — крестьянская закваска! — но и таиться, если наболело на душе, не станут. Не чета нашим городским ньюсмейкерам.

Собеседника себе мы нашли довольно быстро — завернули в районную школу искусств и направились прямиком в кабинет директора. Ханис Хазимов, занимающий эту должность уже семь лет, охотно согласился ответить на наши вопросы.

— Культура людям нужна, — отложив в сторонку годовой отчет, красочно иллюстрирующий последние достижения, чеканит слова Ханис Хазимов. — А тут, на селе, она нужна особенно. Двенадцать лет я проработал в системе киносети, ныне уже практически разрушенной. А ведь кино было единственной причиной, по которой в сельском клубе народ собирался. Мы лишили сельскую молодежь главного: молодой человек находил в клубе свою девушку, девушка знакомилась с молодым человеком — там складывались семьи. Возьмите по республике в целом, почти в каждом селе очень плачевное состояние в этой сфере. Если средняя зарплата работника культуры всего пять тысяч рублей, о чем тут говорить можно? Естественно, те мероприятия, в том числе направленные и на повышение заработной платы, которые задумал и реализует сегодня президент республики, нами одобряются.

— Рустэм Хамитов о более глобальных вещах говорил, не только о зарплате. О том, например, чтобы представлять республику на самом высоком уровне — за границей в том числе. О культуре — как о бренде.

— А вы знаете, какие самородки иной раз из деревни выходят? Они же занимают первые места на международных конкурсах. И все, — разводит руками директор школы, — из соседних деревень, не из райцентра даже. И города рядом с нами нет. Деревня — основной родник, где мы можем найти свое будущее. Из деревни лучшие наши певцы, вокалисты, художники. В них наше будущее. Конечно, народ ждет, что начнутся скорые улучшения.

— Ну а пока на дверях клуба висит огромный замок, пусть и по объективным финансовым причинам.

— Согласен. В некоторых деревнях нет даже костюмов Деда Мороза и Снегурочки. Да что костюма — баяна нет обычного. Они у нас просят.

— У них нет, а у вас откуда?

— У нас материальное обеспечение гораздо лучше. С нынешним главой районной администрации нам, работникам культуры, повезло. Помогает он культуре крепко. Не только финансово помогает, всячески поддерживает — генерирует идеи, организует мероприятия различные. Достаточно сказать, что сам он очень хорошо играет на девяти музыкальных инструментах.

— Вы опираетесь в своей работе на народное творчество прежде всего. Но ведь современные тенденции в искусстве превалируют сегодня везде и во всем. Не боитесь, что пройдет 20 или 30 лет, и людям все эти баяны, гармошки да песни-танцы народные станут просто неинтересны?

— Конечно, мы понимаем, что такое цивилизация и технологический прогресс. У каждого есть дома телевизор, у каждого второго — спутниковая тарелка. Но в то же время из деревень приезжают к нам сюда на концерты целыми автобусами, и говорить, что люди полностью отошли или отойдут от культуры, от корней своих, неправильно. Пока неправильно. С другой стороны, куда денешься, если весь мир в этом направлении развивается? Да, песни у людей сегодня другие, но культура народная никуда не исчезнет — просто поменяет свои формы, как было уже неоднократно в нашей истории.

— Значит, вы не боитесь, что дело, которому посвятили всю свою жизнь, когда-нибудь пропадет?

— Не боюсь. Если мы будем реагировать на запросы людей правильно, то сохраним все наши традиции, всю нашу культурную первооснову.

Естественно, не могли мы не заглянуть после этого разговора за кулисы районного дома культуры, где юные танцоры готовились к своему очередному всероссийскому конкурсу. Отловив в паузе одного — лет десяти на вид — мальца, спрашиваем у него, зачем он тут. Бойкий парнишка за ответом в карман не лезет.

— Брат мой старший тут учился, — отвечает на ходу. — Хочу научиться танцевать лучше, чем он.

Парнишка этот, кстати, наотрез отказался назвать свое имя. Гордый. Вот станет лучше брата, тогда и представится.

Справка

В районной школе искусств дети обучаются по шести направлениям — вокалу, изобразительному искусству, хореографии, игре на музыкальных инструментах, в том числе и на фортепиано. Педагоги школы неоднократно удостаивались звания «Лучший преподаватель года». Детские коллективы регулярно становятся победителями и лауреатами различных международных, всероссийских и республиканских конкурсов. На сегодняшний день в школе обучается около 300 ребят всех возрастов.
Читайте нас: