Все новости
Культура
12 Января 2013, 16:36

Даже в ресторане Леонид Утёсов талант почуял за версту

Историю «золотого голоса» башкирские поклонники узнали из первых уст

Незадолго до Нового года в Городском дворце культуры в Уфе собрались поклонники исполнителя, способного «петь песни, которые когда-то еще умели писать». Именно такими словами приветствовал зрителей некогда считавшийся «золотым голосом» России известный певец Сергей Захаров. «Сложносочиненную» программу, состоящую из романсов и народных песен, он исполнял вживую. Артист с благодарностью одаривал зрителей, щедро преподносивших ему цветы, своими фотографиями. Каждый из двух вечеров, проведенных исполнителем в Башкирии, стал образчиком хорошего вкуса и благородного отношения к слушателям. Одна из зрительниц сказала: «Я будто поднялась сама над собой — певец затронул в моей душе лучшие струны». Поистине достойная оценка творчества мастера, который с таким же вниманием отнесся и к заданным ему вопросам.
— Известно, что на большую сцену из московского ресторана, где вы пели после службы в армии, вас в буквальном смысле слова вытащил Леонид Утесов.

— Действительно, он подошел ко мне после выступления и сказал: «Завтра ты будешь солистом в моем оркестре». Мол, хватит заниматься ерундой, пора браться за настоящее дело. Я поработал какое-то время в знаменитом коллективе, но душа моя просила другого. Поэтому, когда в столицу приехал Ленинградский мюзик-холл, я влюбился в его блеск, мишуру и легкость. Пошел за кулисы к руководству — меня прослушали сразу после концерта. Тут же получил приглашение в труппу. И небольшую служебную квартиру в Ленинграде. Уже женатому в ту пору, мне это было крайне важно.

— Волна популярности вас накрыла, словно девятый вал. А ведь тогда на сцене выступали такие мэтры, как Муслим Магомаев. Наверное, трудно приходилось?

— Поначалу я ему подражал, как и Георгу Отсу. На молодость и дерзость многое можно было списать. Но по сравнению с Магомаевым я был просто щенком — он представлял собой настоящую глыбу.

— Тем не менее вы стали первым на фестивале в Сопоте и на «Золотом Орфее» в Болгарии...

— Министерство культуры и соответствующий отдел в партийных органах доверили мне тогда представлять страну на этих престижных конкурсах. Я был наивный, неискушенный в различных тонкостях отношений с высокопоставленными людьми и потому вскоре попал в беду. Но испытания преподали хороший урок. Я понял: главное — не деньги, не карьера, к которым многие стремятся. Важно найти свое место в жизни и реализовать себя. Пережитое все расставило по своим местам. Я отчетливо увидел, на кого могу опереться в трудную минуту. На мою жену тогда в городе буквально пальцем показывали — такая травля началась, вещи из квартиры пришлось продавать. Но она выстояла. Как ни парадоксально, «тюремная история» в моей судьбе сыграла положительную роль.

— Избавила от звездной болезни?

— Избежать ее в свое время помогло хорошее воспитание. Я всегда знал, в каком ряду и на каком месте мне следует сидеть. И потому сегодня, например, не считаю, что нас, певцов старшего поколения, затирает молодежь — так и должно быть! К тому же молодые — настоящий двигатель коммерции. Существует целая индустрия проектов, которые создаются для зарабатывания денег. Но там, увы, не нужны личности. Если бы в наше время существовал такой поток, то вряд ли бы мы вспомнили сегодня какие-либо имена.

— Почему в репертуаре эстрадного певца вдруг появились романсы?

— Я провинциал по натуре, и поэтому размеренный жизненный ритм Петербурга, ставшего моим домом, сыграл свою роль — дух этого города и определил направление, в котором я нахожу все большее удовольствие. Ведь русские романсы — это настоящие жемчужины, которыми можно любоваться, наслаждаться их красотой.

— В вашей семье кто-то пошел по вашим стопам?

— Дочка выбрала другой путь — хранительницы очага. А вот внучка Стася, надеюсь, станет настоящей оперной певицей. По крайней мере, я принимаю в этом участие.
Читайте нас: