Несерьезно было бы изучать Отечественную войну 1812 года по фильму «Гусарская баллада», но столь же невозможно вспоминать о событии двухсотвековой давности без лихого вояки поручика Ржевского в исполнении Юрия Яковлева и жизнерадостной, отчаянной Шурочки Азаровой, у которой имелся реальный прототип — легендарная кавалерист-девица Надежда Дурова. В этом году одному из любимейших фильмов зрителей всех возрастов исполнилось — 50 лет. Вместе с Ларисой Голубкиной — очаровательной Шурочкой, побывавшей в Уфе на конференции «50 плюс», — завершим Год истории, вспомнив знаменитую ленту Эльдара Рязанова, хотя и было это «давным давно».
— В «Гусарской балладе» вашими партнерами были мэтры советского кино: знаменитые, всеми любимые, до трепета обожаемые. Как вам с ними игралось?
— Пугал меня Рязанов — старый дяденька, который, оказалось, старше меня всего-то на 15 лет. А Игорь Ильинский шутил, подбадривал — все время говорил: «О-о-ох ты, какая молодец! Какая энергия!» И у меня вырастали крылья.
Многие черты Шуры Азаровой были сродни моим собственным: жизнелюбие, живость, кипучий характер и оптимизм.
— В картине много трюков: вы доверялись каскадеру — съемки-то были довольно сложные?
— Сидела в седле и я сама, и каскадеры. Прыгала с балкона во время драки. Зачем-то Рязанову понадобилось восемь дублей. На восьмом разошлись матрацы, и я подвернула голеностоп — порвала связки. Прошло 50 лет, а нога болит.
Гусарский костюм не снимала чуть ли не сутками, только что не спала в нем. Вообще, жизнь была гусарская — и на съемочной площадке, и вне ее. Вечером мы собирались у Эльдара Александровича, он брал гитару и пел — очень неплохо. Предпочитал Окуджаву и романсы. Один из них «О бедном гусаре» вы потом услышали в одноименном фильме.
— Сейчас просто мода какая-то пошла на ремейки. Как бы вы отнеслись к тому, если бы решили переснять «Балладу»?
— Время сейчас уже совсем другое. Если захотят переснять, меня-то не спросят. А потом — вдруг хорошо снимут? Я — за то, чтобы снимали талантливо, в любое время, любой фильм.
Комплексам все возрасты покорны
— Если бы пришлось начинать все сначала, последовали бы вы совету Максаковой: не зарывать голос в землю?
— По диплому я — актриса музыкального театра. Училась оперному пению у знаменитой Марии Максаковой, солистки Большого театра. Голос у меня — меццо-сопрано (это я хвастаюсь). Но в оперный театр не пошла. Был панический страх из-за больших претензий к себе: не так стою, не так пою. А для драматического театра мой дар певицы казался мне вполне подходящим.
И желание петь меня никогда не покидало. Я много пела не только в спектаклях, но и с оркестрами на концертах, с пианистами, известным Давидом Ашкенази, например. С ним в мою жизнь вошли романсы. Забавно, но в молодости я стеснялась петь романсы: там, по-моему, были слова, которые я просто не могла произнести. Потом я взрослела — и страсть, мука, ревность, что заключены в романсах, стали казаться мне естественными.
Вот если бы я сейчас появилась на свет, я бы занималась только оперой. Никому в голову не пришло сказать мне: «Лариса, позанимайся еще года три-четрые и пой». Все были в таком восторге, как я снялась в «Гусарской балладе», что мне прощали все — и это было неправильно.
— В вашем театральном репертуаре много ролей в классических пьесах. Это ваш выбор?
— Действительно, в театре Советской армии, где я служу всю жизнь, в последнее время мне достаются роли в спектаклях, в основном, Островского. Роли возрастные. И, вы знаете, переход к ним дался мне как-то легко, в отличие от других актрис. Многие начинают нервничать и молодиться. А я поняла в какой-то момент, что это опасная вещь. Это может завести так далеко, что потом просто заиграешься и не выберешься из этой ситуации.
И у меня вообще нет этого комплекса: вот я молодая, вот я средних лет, а вот я старая — я этого не ощущаю. Была очень известная балерина Гельцер. Борис Мандрус, аккомпаниатор, мне рассказывал, что у нее в паспорте была фотография, когда она еще в «Лебедином озере» танцевала, а год рождения был стерт пальцем.
— Что помогает вам оставаться такой молодой, прекрасной, жизнерадостной?
— В России почему-то очень много говорят о здоровье, как будто вся страна больна. Здоровье, конечно, дело важное, но, прежде всего, не забывайте о своих желаниях, которые запрятаны куда-то далеко, о своей мечте, которая вечно молода и осуществима, сколько бы лет вам ни было. Только не надо на печке при этом лежать.
И не деньги — причина счастья, уж вы мне поверьте. Я знаю немало несчастных богатых людей, которые просто не знают, куда эти деньги девать, как купить на них счастье.