Все новости
Культура
29 Декабря 2012, 16:17

«Один корнет задумал славу...»

Счастливый лотерейный билет достался Ларисе Голубкиной не по прихоти судьбы

Несерьезно было бы изучать Отечественную войну 1812 года по фильму «Гусарская баллада», но столь же невозможно вспоминать о событии двухсотвековой давности без лихого вояки поручика Ржевского в исполнении Юрия Яковлева и жизнерадостной, отчаянной Шурочки Азаровой, у которой имелся реальный прототип — легендарная кавалерист-девица Надежда Дурова. В этом году одному из любимейших фильмов зрителей всех возрастов исполнилось — 50 лет. Вместе с Ларисой Голубкиной — очаровательной Шурочкой, побывавшей в Уфе на конференции «50 плюс», — завершим Год истории, вспомнив знаменитую ленту Эльдара Рязанова, хотя и было это «давным давно».

Роковой прыжок с балкона

— В «Гусарской балладе» вашими партнерами были мэтры советского кино: знаменитые, всеми любимые, до трепета обожаемые. Как вам с ними игралось?

— Пугал меня Рязанов — старый дяденька, который, оказалось, старше меня всего-то на 15 лет. А Игорь Ильинский шутил, подбадривал — все время говорил: «О-о-ох ты, какая молодец! Какая энергия!» И у меня вырастали крылья.

Многие черты Шуры Азаровой были сродни моим собственным: жизнелюбие, живость, кипучий характер и оптимизм.

— В картине много трюков: вы доверялись каскадеру — съемки-то были довольно сложные?

— Сидела в седле и я сама, и каскадеры. Прыгала с балкона во время драки. Зачем-то Рязанову понадобилось восемь дублей. На восьмом разошлись матрацы, и я подвернула голеностоп — порвала связки. Прошло 50 лет, а нога болит.

Гусарский костюм не снимала чуть ли не сутками, только что не спала в нем. Вообще, жизнь была гусарская — и на съемочной площадке, и вне ее. Вечером мы собирались у Эльдара Александровича, он брал гитару и пел — очень неплохо. Предпочитал Окуджаву и романсы. Один из них «О бедном гусаре» вы потом услышали в одноименном фильме.
— Сейчас просто мода какая-то пошла на ремейки. Как бы вы отнеслись к тому, если бы решили переснять «Балладу»?

— Время сейчас уже совсем другое. Если захотят переснять, меня-то не спросят. А потом — вдруг хорошо снимут? Я — за то, чтобы снимали талантливо, в любое время, любой фильм.

Комплексам все возрасты покорны

— Если бы пришлось начинать все сначала, последовали бы вы совету Максаковой: не зарывать голос в землю?

— По диплому я — актриса музыкального театра. Училась оперному пению у знаменитой Марии Максаковой, солистки Большого театра. Голос у меня — меццо-сопрано (это я хвастаюсь). Но в оперный театр не пошла. Был панический страх из-за больших претензий к себе: не так стою, не так пою. А для драматического театра мой дар певицы казался мне вполне подходящим.

И желание петь меня никогда не покидало. Я много пела не только в спектаклях, но и с оркестрами на концертах, с пианистами, известным Давидом Ашкенази, например. С ним в мою жизнь вошли романсы. Забавно, но в молодости я стеснялась петь романсы: там, по-моему, были слова, которые я просто не могла произнести. Потом я взрослела — и страсть, мука, ревность, что заключены в романсах, стали казаться мне естественными.

Вот если бы я сейчас появилась на свет, я бы занималась только оперой. Никому в голову не пришло сказать мне: «Лариса, позанимайся еще года три-четрые и пой». Все были в таком восторге, как я снялась в «Гусарской балладе», что мне прощали все — и это было неправильно.

— В вашем театральном репертуаре много ролей в классических пьесах. Это ваш выбор?

— Действительно, в театре Советской армии, где я служу всю жизнь, в последнее время мне достаются роли в спектаклях, в основном, Островского. Роли возрастные. И, вы знаете, переход к ним дался мне как-то легко, в отличие от других актрис. Многие начинают нервничать и молодиться. А я поняла в какой-то момент, что это опасная вещь. Это может завести так далеко, что потом просто заиграешься и не выберешься из этой ситуации.

И у меня вообще нет этого комплекса: вот я молодая, вот я средних лет, а вот я старая — я этого не ощущаю. Была очень известная балерина Гельцер. Борис Мандрус, аккомпаниатор, мне рассказывал, что у нее в паспорте была фотография, когда она еще в «Лебедином озере» танцевала, а год рождения был стерт пальцем.

— Что помогает вам оставаться такой молодой, прекрасной, жизнерадостной?

— В России почему-то очень много говорят о здоровье, как будто вся страна больна. Здоровье, конечно, дело важное, но, прежде всего, не забывайте о своих желаниях, которые запрятаны куда-то далеко, о своей мечте, которая вечно молода и осуществима, сколько бы лет вам ни было. Только не надо на печке при этом лежать.

И не деньги — причина счастья, уж вы мне поверьте. Я знаю немало несчастных богатых людей, которые просто не знают, куда эти деньги девать, как купить на них счастье.
Читайте нас: