Все новости
Культура
14 Ноября 2012, 18:26

Шедеврам не место в запасниках

Мегаполис давно нуждается в художественном музее

Вопрос о строительстве нового здания музея остается открытым.
Вопрос о строительстве нового здания музея остается открытым.
В прессе появились проекты решения актуального для республики вопроса о размещении богатой коллекции произведений изобразительного искусства, хранящихся в музее имени М. Нестерова. В этих публикациях людей, причастных к искусству либо просто любителей, поражает факт предполагаемого строительства, но не музея, а фондохранилища. Я много лет как искусствовед занималась этой проблемой и почти два десятилетия проработала в музее.
Еще до революции Нестеров подарил родному городу 102 произведения: 30 — своих, остальные — друзей. Этот бесценный дар в 1919 году по решению Уфимского ревкома был размещен в бывшем купеческом особнячке по улице Гоголя, 27. Тогда по своим масштабам он вполне подходил для этой цели.

Однако в 20-е годы уфимский музей, один из первых провинциальных художественных музеев страны, стал стремительно расти, пополняясь новыми экспонатами. Государственные фонды Москвы и Петрограда распределяли между регионами художественные ценности из разрушенных храмов, национализированных дворянских усадеб, дворцов знати. Уфа получила иконы, произведения разных жанров искусства России, стран Европы, прикладного искусства Востока. В итоге музей стал обладателем нескольких коллекций высокого художественного уровня. Достаточно назвать произведения В. Серова, М. Врубеля, П. Кузнецова, В. Перова и другие. Недолгое пребывание в Уфе отца русского футуризма Давида Бурлюка в начале XX века одарило Уфу коллекцией его полотен, ставшей уникальной, особенно после отъезда художника в Америку.

Экспозиция неизмеримо разбогатела и в результате экспедиций по сбору произведений башкирского народного прикладного искусства.

Двадцатые годы были отмечены бурным развитием самобытной художественной школы живописи в самой республике, не имевшей до революции профессионалов в этой области. Вернулись в Уфу после учебы в Петербурге, Казани К. Девлеткильдеев, А. Тюлькин, И. Урядов, В. Сыромятников и другие. А сам музей стал хорошей школой для появления и роста целой плеяды замечательных художников.

Сейчас мы располагаем 10 тысячами единиц хранения. Половину составляют произведения мастеров искусства Башкортостана. Удвоилось количество произведений Нестерова.

Работники музея, мечтая порадовать зрителей тем, что хранится в фондах, периодически устраивали временные выставки из запасников. Найти новые площади для музея стало острой необходимостью. Прежде всего хотя бы использовать уже существующие здания в Уфе. Попытка получить для музея бывшее здание Башкирского обкома КПСС по улице Советской, 14 не увенчалась успехом. Тогда мы решили использовать внутренние возможности. С помощью Уфимского горсовета в течение десяти лет удалось переселить жильцов из двухэтажного кирпичного дома во дворе музея. Сделав полную его реконструкцию, переведя туда на металлические стеллажи основное хранилище живописи, мы получили зал в здании музея. И — возможность развернуть постоянную экспозицию фольклорного и профессионального прикладного искусства. Тогда вслед за Тамарой Нечаевой стали широко известны имена Мансура Якубова, Фаузии Усмановой.

Узнав о том, что впервые в РСФСР строится здание художественного музея в Туле, я поехала туда, выписала проектную документацию. Строительство обошлось в 350 тыс. рублей. Но в республике на это денег не нашлось.

С помощью заместителя министра культуры РБ Г. Рылова был спроектирован пристрой к зданию музея для расширения фондохранилища и реставрационной мастерской. Однако все это были полумеры.

Затеянный еще в 60-е годы план строительства большого музейного комплекса в квадрате улиц Гоголя, Аксакова, Пушкина, Свердлова, утвержденный Ленгипрогором в 1967 году, не получил поддержки в республике. Но земля осталась за музеем. И сегодня, наконец, поднят вопрос о капитальном строительстве. Но за 50 лет ситуация в Уфе изменилась. Столица превратилась в огромный мегаполис.

Строить новое здание художественного музея необходимо. С развертыванием полной экспозиции всех сокровищ его хранилища почти опустеют. Отпадет необходимость в трех грандиозных зданиях фондохранилища. А именно это планируют архитекторы.

Вопрос еще заключается в том, а где строить? На тихой, теперь уже окраинной улице Гоголя? Нет. Думается, что место ему скорее где-то в середине проспекта Октября, в районе кинотеатра «Искра», в равной удаленности для всех жителей столицы. Известно, с какой радостью посещают они Русский драмтеатр. И не только пленяясь высоким уровнем его постановок, но и — не будем лукавить — благодаря его удобному расположению в Уфе.

А музей имени М. Нестерова, думается, можно так и оставить в предназначавшемся ему еще в начале XX века здании по улице Гоголя, 27. Обустроить в нем мемориал замечательной семьи художника, из которой вышло немало выдающихся людей, начиная с его деда Ивана Нестерова, заканчивая внучкой Ириной Шретер, художником кино. К счастью, здание почти полностью сохранило свой первозданный вид. Прекрасно вписывающийся в архитектуру здания пристрой имеет нишу для будущего памятника основателю музея. Можно бы восстановить во дворе утраченный в 1981 году розарий — первый в Уфе. А столица Башкортостана станет гордиться двумя художественными музеями: нестеровским и государственным художественным.

Хочется надеяться, что в год 150-летия со дня рождения великого художника и накануне столетия музея вопрос о строительстве специального здания найдет наконец оптимальное решение.
Читайте нас: