Все новости
Культура
16 Октября 2012, 16:31

Как стать настоящей актрисой

Нурия — значит «лучезарная»

Деревне Канбеково, что в Миякинском районе, без малого 250 лет. Когда-то, во времена смутных преданий, на берега местной речки пришли тринадцать человек и остались навсегда, завороженные ее чистой, пахнущей весенним ветром водой, в которой купали густые косы задумчивые ивы. Она и сейчас небольшая, деревушка Канбеково — в 2009 году там проживало около 600 человек. Но именно там появилась на свет в унылом, сумрачном октябре 1942 года одна из самых интеллигентных, с солнечной, нежной улыбкой актрис башкирской сцены — Нурия Ирсаева.
Сложно сказать, откуда в девочке из далекой от столичных огней деревушке проснулась любовь к тем сказкам, что нашептывает, раздвигаясь, тяжелый бархат сцены. К многоликому, вздыхающему на тысячи голосов невидимому залу. К блеску софитов, в которых пропадает она, Нурия Ирсаева, но возникает безмерно любящая Галиябану, хрупкая, но сильная Айгуль, жизнерадостная, светлая Галия.

Быть может, та надежная любовь между родителями и детьми в ее семье, понимание и доверие друг к другу, о которых Нурия Исхаковна вспоминает до сих пор, стали опорой ее детских грез. Правда, действительность оказалась вовсе не сказочной. «Не было у меня абсолютного чувства удовлетворения от учебы, — вспоминает актриса. — Когда я ехала учиться в Уфу, многое себе нафантазировала. Нам хотелось больше экспериментировать, пробовать свои силы, а не только учиться по заданной программе». Когда Нурия Исхаковна оканчивала училище, здание Башкирского театра только достраивалось, и постановки шли на сцене театра оперного: один вечер — балет, второй — опера, третий — драма. Нурия уехала на гастроли с другими выпускниками. И судьба словно посмеялась над ней: оказалось, уехала от заманчивой роли, которую ей хотели предложить в театре. «Вернулась бегом туда, а мне говорят: опоздала, мы уже другую актрису взяли. Если согласитесь, можем оформить диктором-переводчиком», — рассказывает Нурия Ирсаева. Диктором так диктором. Любое дело нужно делать так, будто на тебе мир держится. Именно так живет и трудится Нурия Ирсаева. Однако не проработала и года, как ей снова предложили роль — Алены в спектакле «И вновь встречаются друзья» по пьесе невероятно популярного тогда Алексея Арбузова. Молодые романтичные девушки — это, конечно, неплохо, но Нурия Ирсаева, как всякий артист не по профессии, но по призванию, прекрасно знает, какие вселенные и иные миры только и ждут, как бы вырваться на свободу из глубин смятенной, страстной души. Были мысли и об уходе из театра. Но рядом оказались прозорливые, умеющие убеждать друзья. «Ты будешь настоящей актрисой. Потерпи», — уверенно сказал бывший тогда режиссером Вали Гирфанов. И она осталась. Перелом наступил, когда Ирсаева сыграла в драме «Страна Айгуль» по пьесе Мустая Карима в постановке Лека Валеева. А затем пришел и настоящий триумф — в спектаклях Рифката Исрафилова «Галиябану», «Матери ждут сыновей», «Прощание в июне».

«Самое трудное в моей профессии, — считает она, — играть нелюбимую роль, которая радости не приносит. И нелегко, когда нет единения со зрителями. А еще беспокоит то, что есть в нашем городе люди, которые за десять лет ни разу в театр не сходили. Современный зритель любит комедии и мелодрамы и не очень хочет думать. Но телевизор человека ограничивает, а коллективное восприятие — фильма или спектакля — дает многое. Театру сейчас не хватает своего драматурга, каким долгое время был Мустай Карим. Театр — он выше жизни. В нем не должно быть пошлости, дешевой шутки, плохой актерской игры. И тогда зрительный зал будет всегда полон».
Нурию Ирсаеву никак не назовешь «звездой» башкирской сцены — ведь не дотянешься до звезд, не почувствуешь тепла от их холодного надменного сверкания. А Нурия Исхаковна — вот она, будто запросто вышла на сцену, чтобы поделиться со зрителем сокровенным, наболевшим, разделить с ним его обиды и радости. Как-то умеет она «включить» зрителей в жизнь своих героинь, впустить их в свою душу, никого не оставляя равнодушным. Наверное, это и есть талант.
Досье

Нурия Ирсаева — народная артистка России. Окончила уфимское училище искусств, Уфимский институт искусств. Педагоги — Р. Сыртланов, З. Бикбулатова, Ш. Рахматуллин.

В настоящее время работает в Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури. Хорошие вокальные и танцевальные данные. Награды: Республиканская премия имени С. Юлаева, серебряная медаль лауреата премии имени А. Д. Попова.

Снималась в фильмах «Возвращение чувств», «Двое на голой земле». В ее репертуаре есть и роль мальчика — Асхата в спектакле «И судьба — не судьба» по повести М. Карима «Долгое-долгое детство». Халиль и Галиябану, Загир и Галия, Файзи и Райса — все это роли, особенно любимые театралами в исполнении талантливого дуэта — Нурии Ирсаевой и Фидана Гафарова. Фидан Сафич называет ее идеальной партнершей. Нурия Исхаковна пробовала себя и в роли режиссера — не так давно на сцене Стерлитамакского башкирского драматического театра она поставила спектакль «Галиябану» по пьесе Мирхайдара Файзи.
Читайте нас в