Все новости
Культура
9 Октября 2012, 15:58

Липовый парь для невесты

О чём расскажет утварь предков

В старину говорили: «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом».
В старину говорили: «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом».
Парь — это не что иное, как большая, выдолбленная из липы кадушка для хранения... приданого невесты. Потемневшему от времени свадебному сундуку, по словам Елены Буркиной, лет полтораста будет. Он был у каждой мордовской девушки на выданье. Для нынешних школьников такой предмет старины в диковинку. Да и не только этот.
Хотя мордовский историко-культурный центр «Село Федоровка» начал свою деятельность в этом году, любопытных экспонатов здесь, благодаря его заведующей Елене Буркиной, немало.

Собирать раритеты она стала, когда еще работала в Алешкинской школе, где функционировал мордовский уголок. Преподавателю рисования и черчения хотелось, чтобы дети знали, как жили их далекие предки, помнили их традиции. Ходила по домам, несказанно радовалась, когда выискивала у бабушек юдму (деревянное корытце для замешивания теста), ручную мельницу, форму для кизяков, прялку или ткацкий станок. Деревенская ребятня охотно включилась в увлекательное занятие. Собранные вещи не просто демонстрировала на уроках, а показывала в действии.

— Невестин парь мне достался от Розы Ивановны Кулагиной, эта семейная реликвия передавалась у них из поколения в поколение, — поясняет Елена Николаевна. — По подсчетам, своеобразному свадебному сундуку полтора века будет. Когда школу в деревне закрыли, парь стоял в клубе, а часть вещей я оставила у себя. Ну, а когда нынче открылся историко-культурный центр — районная администрация и отдел культуры выделили нам помещение в РДК, — вся коллекция перебралась сюда и продолжает пополняться.

От экскурсий отбоя нет. Елена Буркина и методист Дияна Николаева всегда готовы рассказать о происхождении винтажного национального костюма, домотканых полотенец, об истории мордовских деревень, которых в районе несколько. А красоту и мелодичность родного языка каждый может прочувствовать, стоит только послушать выступления ансамбля «Вастома» (встреча), организованного при центре, фольклорных коллективов «Килейне» (березка) из села Верхний Алыштан, «Демские зори» из Алешкино и «Рябинушка» из Кузьминовки. Они могут и забытые обряды показать, и спеть акапельно.
Современная молодежь должна изучать свое прошлое, беречь настоящее и заботиться о будущем — в Федоровском районе это хорошо понимают.
История одного села

В Алешкино живут люди разных национальностей, но коренные жители — мордва, относящиеся к этнографической группе эрзя. Деревня основана в 1777 году, сюда из Бугульминского уезда переехали 33 семьи. Через 12 лет население выросло уже до 409 человек.
По рассказам старожилов, первоначально село располагалось вблизи деревни Старо-Ивановка, это место до сих пор алешкинцы называют «ташты юрты» (старое поселение). Там же находится кладбище. Именовалась деревня поначалу Демпря — по названию реки Дема, берущей там начало. Затем село сгорело, часть жителей переселилась на новое место. Видимо, первым построил дом некий Алексей, поэтому деревня стала называться Алешкино.
Кстати

Мордовский историко-культурный центр «Село Федоровка» — один из 16 аналогичных филиалов республиканского Дома дружбы народов, занимающихся сохранением и развитием языка, национальной культуры и традиций. В их числе — латышский центр в Архангельском, немецкий — в Благоварском, удмуртский — в Татышлинском районах.

Мордовское население в Башкортостане насчитывает свыше 20 тысяч человек. Наиболее компактно мордва живет в Белебеевском, Бижбулякском, Давлекановском, Дуванском, Ермекеевском, Кармаскалинском, Кугарчинском, Стерлитамакском, Федоровском и Чишминском районах.

Мордовский язык изучается в 13 школах республики. Учителей готовят в Стерлитамакском педколледже.
Читайте нас: