Все новости
Культура
17 Сентября 2012, 19:06

Ирина Алферова: Красота должна поселиться внутри — других вариантов не существует

Если не думать о душе, а делать пластические операции, то зритель вместо лица увидит маску

«Мне нравится, когда меня любят...»
«Мне нравится, когда меня любят...»
В старом добром кино актрисы были очень красивыми. Именно такой мы знаем заслуженную артистку России Ирину Алферову. И поэтому, когда на афишах в нашем городе появляется имя этой удивительной женщины, мимо пройти просто не получается: с антрепризой по пьесе французского драматурга и философа Жана-Поля Сартра «За закрытой дверью» Ирина Ивановна в паре с известным актером Андреем Соколовым в скором времени будет играть на уфимской сцене. В столице Башкирии Алферовой уже доводилось бывать со спектаклями. В общении с ней удалось узнать ее поближе...

— В столь сложном мире артисту, наверное, очень не просто сохранять свою индивидуальность, а женщине — еще и в форме оставаться?

— Надо жить и работать, а не считать себя звездой или красавицей. Я, например, не зацикливаюсь на своей внешности: прежде всего следует быть человеком, заниматься своим внутренним миром. Если не думать о душе, а делать пластические операции, то ни к чему хорошему это не приведет. На лице в лучшем случае окружающие увидят маску. Когда я вижу не только своих, но и чужих детей и внуков, то понимаю: стариться надо, приходит время уступать место другому поколению. Подозреваю, что буду хорошей старушкой, потому что не чувствую в себе агрессии, недовольства, зависти и прочего негатива.
— Но ведь это совсем непросто — видеть мир в розовом свете. Как вам удается настраиваться на позитив?

— Надо попытаться узнать о себе как можно больше и затем выстраивать на этом фундаменте свою личность. Мне это понятно, потому что именно так приходится работать и над ролями — создавать их, выращивать в себе на имеющемся материале те качества, которые присущи персонажу. Следует принимать все, что дает жизнь, с благодарностью: пошел дождь — улыбнись, даже если тебе грустно. Возьми себя в руки и подумай: как это прекрасно — грустить под сумрачным, но таким прекрасным небом! А потом, ведь все познается в сравнении. У вас появится, наконец, возможность оценить прелесть солнечного дня.

— Вы актриса с большой творческой биографией. При этом в последние годы активно играете в антрепризах, хотя критики считают этот жанр искусством низшего сорта. Вас не коробит такое отношение к своей работе?

— Опять же многое зависит от внутреннего настроя. Я не согласна с критиками, которые пишут об антрепризе всякие гадости. Мол, там дешевые декорации и все делается абы как… Благодаря антрепризе у многих хороших актеров появилась возможность играть. А ведь когда человек активно работает, у него проявляются его лучшие качества.
Антреприза — это всегда союз по любви. Как при полете в космос, когда люди заряжаются друг от друга, и если кто-то не вписывается в команду, то выпадает из обоймы. Мне чуть ли не каждый день предлагают новые пьесы, но я отказываюсь. Даже деньги не могут повлиять на мое решение. Считаю, что в антрепризе можно играть исключительно такие роли, о которых мечтаешь. Эстель Риго в спектакле «За закрытой дверью» — тот персонаж, который мне важно представлять зрителям. Пьеса Сартра современна прежде всего из-за своей философской глубины. В ней идет разговор о человеческих судьбах, а это актуально во все времена. Хотя мы попытались наполнить наш спектакль еще и юмором. Не хочется окончательно погружать людей во мрак, которого и так много в нашем мире.

— Практически в каждом спектакле авторы обращаются к отношениям между сильным и слабым полом. Что-то изменилось, на ваш взгляд, между мужчинами и женщинами в последние времена?

— Мне кажется, что люди вообще не меняются. Каждому хочется любви, ласки, заботы о себе. Женщина становится слабой, если у нее есть надежный тыл, защита, тогда и проявляются в полной мере ее мягкость, нежность. Я уверена: это самое естественное состояние для любой женщины. Но если ее никто не прикрывает, если ей никто не помогает, то приходится быть сильной. Лично у меня была очень трудная жизнь, и сейчас она тоже нелегкая, как у каждого нормального человека. Потому что все мне дается с большим трудом, и я все делаю сама. И считаю: это правильно. Хотя те, кому что-то упало с неба, может быть, думают по-другому. Я очень хорошо понимаю, что в этом мире все преходяще, завтра жизнь может повернуться на сто восемьдесят градусов. Я наблюдала такое часто. Поэтому и готова к любому повороту событий. Должна сказать, что со времен перестройки мы все попали в катастрофическую ситуацию. Очень многие люди не нашли себя, очень многих незаслуженно выкинули за борт лишь потому, что они не умеют притворяться, не могут подстроиться под новые условия. Будь у меня лишние средства, я бы им их отдала. Искренне не понимаю, когда показывают, например, свадебное торжество какой-нибудь звезды шоу-бизнеса. Мне было бы стыдно потратить такие деньги на свадьбу! Можно ведь разделить их — ну пусть вместо шести платьев у тебя будет два — остальное детям отдай, или соседям нуждающимся. Как люди могут гордиться всем этим?

— Вас многое связывало с Александром Абдуловым, которого любила и продолжает любить вся страна. Что вы можете сказать о нем?

— Огромному количеству людей он сделал много добра. Если ему обычно предлагали что-то хорошее, он тут же всех, кто был вокруг, брал с собой — во все проекты. Надо сказать, что это вообще-то не актерская черта. Даже хорошие артисты в таких случаях сразу закрываются — только мое, только мое… А он — нет. Организовал свое объединение, чтобы все его друзья работали там. С ним всегда было очень весело и интересно — все дружили, все любили друг друга…

— Наверное, вам было непросто в ту пору, когда вы развелись с Александром Гавриловичем?

— В свое время, когда мы расстались, я поняла, что еще хочу быть любимой, мне вообще нравится, когда меня любят. Наверное, это помогло. Женщина должна чувствовать любовь мужчины, потому что это самое главное. Это такое сумасшедшее состояние! Но соблазнов в нашей профессии, увы, немало. Если обыкновенный человек встречает в своей жизни троих по-настоящему интересных людей, то актеры практически каждый день сталкиваются с гениями. Очень трудно противостоять их обаянию…У меня было очень много шансов полностью изменить жизнь, когда я снималась за границей. Многие просто не понимали: почему я возвращаюсь в Союз? У меня муж, говорила я, а они изумленно отвечали: «Но его же здесь нет!» Как будто это имело какое-то значение. Тут главное — твоя внутренняя чистота, твои духовные ценности. К счастью, я умею себя сдерживать, «включать» мозги и не переступать черту. А так, пофлиртовать, порадоваться — могу. Я вообще люблю, когда люди флиртуют. Есть женщины, которые начинают ревновать, когда их супруг говорит кому-то комплименты. Я этого не понимаю. Обожаю, например, когда мой муж кокетничает. Мужчина должен так поступать, это его обязанность — делать приятное нам, женщинам. Это создает определенную атмосферу.

— Актерам, по-моему, противопоказан быт. Как вы справляетесь с домашними проблемами?

— Несмотря ни на что, все делаю сама, потому что мне очень жалко моих близких. Я умею наводить порядок быстро и совершенно не устраиваю по этому поводу никаких трагедий. Получается, что я очень удобный для семейной жизни человек — все у всех буквально выхватываю из рук. Не люблю, когда идут счеты: ты посуду моешь, ты мусор выносишь. Беру и делаю! Хотя моя мама в детстве никогда не приучала меня к этому, берегла, должно быть. В этом смысле я теперь стала походить на нее. К тому же — я отличная теща. Всем довольна, никогда ничего лишнего не скажу, в доме дочери бываю серой мышью, уборщицей, прачкой… Признаюсь: я не хотела, чтобы у Ксении был муж-актер. И поначалу отговаривала ее. Но вовремя поняла: нельзя вмешиваться в чужую жизнь. Если буду продолжать — дочь вообще не выйдет замуж. К счастью, оказалось, что Егор Бероев — чудесный человек. Теперь у меня уже есть внучка!
Читайте нас: