Вот уже пятнадцать лет наблюдая за литературными процессами в российской глубинке, я не мог не заметить того, что отличает их от литературы Москвы и центральных регионов России. Если литература российских столиц, в силу более тесных контактов с культурой Запада и влиянием на писателей законов книжного рынка, акцентирована, главным образом, на поисках новых форм, то литература национальных республик говорит в первую очередь о проблемах реальной жизни человека, о том, что действительно близко нашим современникам и о чем у людей сегодня болит душа. Новая художественная форма — это прекрасно, но если она не несет в себе глубоко народного содержания, то будет таким же точно обманом, как заполонившая наши прилавки соевая колбаса — красивая на вид, но совершенно бесполезная и ненужная организму.
Эти наблюдения подтвердила книга стихов башкирского поэта Мухамата Закирова «Родной дом», вышедшая в издательстве «Китап». Это его первый солидный сборник, изданный к 60-летию и включающий в себя все, что прошло испытание временем.
Путь автора в поэзию был непростым и небыстрым. Потеря единственного родного человека — матери, служба в танковых войсках, заочная учеба на филологическом факультете БГУ, беспокойная журналистская работа — сначала в районной, а потом в республиканской прессе, на радио и телевидении, бытовые неудобства, бездомность: каждое стихотворение поэта видится выстраданным, и ни одна строка не фальшивит. Хотя он начал писать стихи еще в 4-м классе, его поэтический дар открылся в полную силу только к 30 годам, когда Мухамат Закиров навсегда приехал в Уфу, куда стремился всю свою жизнь.
О чем бы ни писал Мухамат Закиров, ему чужд легковесный набор рифмованных строк. По его собственному признанию, ему близко высказывание известного поэта Анатолия Жигулина, который еще в юности прошел через сталинские лагеря и однажды сказал, что писать надо честно, как перед расстрелом.
Поэт восхищается светлыми капельками долгожданного дождя и одновременно размышляет о прошлом и будущем, о тайнах Вселенной и судьбах целых поколений и даже всего мира. В этом аспекте понятие родного дома, вынесенное в название книги, содержащее все самое сокровенное для человека, приобретает глобальный масштаб.
Программным стихотворением можно назвать «В трудный час не обманет», в котором поэт вспоминает об одной привычке мамы. На какое бы торжество ни пригласили ее соседи, она первым делом доставала и клала на стол свой хлеб. «Ну зачем ты! — удивлялись хозяева. — Ведь не голодное время, есть у нас хлеб, вот он». Но мать была непреклонна. Поэт, говоря сегодня о своем творчестве, пишет: «На общий стол ставлю свои стихи, свой хлеб. Может быть, когда жизнь улыбается, они и не так уж будут заметны, необходимы, но в трудную минуту им не будет цены».
Тема любви присутствует во всем творчестве Мухамата Закирова. В душе поэта всегда живет надежда на то, что настоящая любовь не может исчезнуть навсегда, не оставив никакого следа в судьбе и в сердце. Это трепетное чувство сочетается в его стихах с острым неприятием социальной несправедливости и унижения человеческого достоинства — он знает проблемы простого человека не понаслышке. И это дает ему право не только на исповедальность тона, но и на поэтические обобщения.
Книга Мухамата Закирова — это не абстрактные синтаксические эксперименты, не постмодернистские игры с текстами и не пустое бряцание метафорами, она — о реальной жизни. Главное в ней — узнаваемость ситуаций и попытка подсказать нам ответы на мучающие нас вопросы. Поэзия Мухамата Закирова — не только крик души, но его протест, набат и воззвание к людям, народам и правительствам. Автор имеет на это право: в 1973 — 1975 годах он служил в Каракумской пустыне вместе с чеченскими ребятами, с которыми делил тяготы армейской жизни. Они доверяли друг другу секреты любовной переписки и отдавали последний глоток воды из пустеющей фляжки.
В книге Мухамата Закирова есть немало стихов о России, и не все они посвящены ее красотам. Поэта терзает вопрос: почему в такой большой и богатой державе, имеющей великую и славную историю и давние традиции братской дружбы, сегодня нет социальной справедливости? Кто является хозяином страны — ее финансовая элита, политики, шоумены или те, кто ее строит, обихаживает и защищает? Выходя на публицистические высоты, поэт не может не задаться извечным вопросом: почему так происходит? Кто виноват и что надо делать, чтобы мир стал справедливым и добрым?
С Мухаматом Тафтизановичем я познакомился нынешним летом на встрече в правлении Союза писателей России, где он был в составе делегации башкирских писателей и поэтов. Прочитанные им тогда стихи не могли не обратить на себя внимание, и думаю, что они запомнились и понравились тогда не только мне одному. Да и как может не тронуть душу слово настоящего поэта, несущее в мир правду о нас и нашем времени, и тем самым помогающее преодолеть разобщенность, непонимание и другие трудности нашей непростой эпохи. Творчество поэта, несомненно, достойно премии имени Салавата Юлаева. И перевода его стихов на русский язык, издания хорошего однотомника, который бы сделал культуру Башкортостана еще ближе русским читателям.