Все новости
Культура
16 Августа 2012, 16:10

Тихий свет «осени жизни»

Пьеса Стерлитамакского башкирского драматического театра «Москва-Васютки» повествует о таланте вечной любви

Народные артисты республики Филарит и Ниса Бакировы оказались органичны в роли Старика и Старухи в пьесе-притче «Москва-Васютки».
Народные артисты республики Филарит и Ниса Бакировы оказались органичны в роли Старика и Старухи в пьесе-притче «Москва-Васютки».
«В нашем мире все живое тяготеет к себе подобному, даже цветы, клонясь под ветром, смешиваются с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди — и только люди замыкаются в одиночестве» — эту мысль французского писателя, автора «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери по отношению к пьесе башкирского драматурга Флорида Булякова можно продолжить: «…но счастлив человек, когда в старости у него есть своя половинка, с которой можно окунуться в бесконечные воспоминания».
Драму «Москва-Васютки» поставил на сцене Стерлитамакского государственного башкирского драматического театра его художественный руководитель, заслуженный артист республики, лауреат государственной молодежной премии имени Шайхзады Бабича Азат Зиганшин. В главных ролях — народные артисты республики Ниса и Филарит Бакировы. Сценографию осуществил главный художник Салаватского государственного башкирского драмтеатра Альберт Нестеров. Все четверо выдвинуты на соискание государственной премии имени Салавата Юлаева.

— Это спектакль о любви, но не о шекспировской страсти, а о любви гораздо большей — той, что милосердна, всепрощающа, — рассказывает директор Стерлитамакского театра заслуженный артист республики Тагир Искандаров.

Как часто бывает у Флорида Булякова, герои его спектакля — пожилая супружеская пара, много повидавшая на своем веку, но сохранившая запас внутренней чистоты и веры. Они живут в старом железнодорожном вагоне на какой-то богом забытой станции под названием «Васютки». Их невзрачное, простецкое жилище чем-то напоминает остов потерпевшего кораблекрушение корабля со множеством старых вещей: здесь часы с застывшей стрелкой, советские вывески, ржавый велосипед, неработающий телефон, некрашеный почтовый ящик, древняя лампа, ящик с деревянными игрушками. Эти вещи, так же как и их хозяева, никому не нужны. Но среди этого хлама вопреки всему живет надежда. Старики ждут проходящего поезда «Москва-Васютки» — авось, с ним придет весточка от давно забывших их детей.

История стара как мир — герои пьесы родили и вырастили девятерых сыновей, дали им крылья, чтобы те могли улететь в большой мир. Теперь дети, ставшие большими людьми — «один профессор, другой поэт», — родителям не звонят и не пишут. И нет, увы, рядом боксера-тяжеловеса Николая Валуева из телевизионной рекламы сотовой связи, который бы припугнул нерадивого сыночка и заставил позвонить маме. Поэтому старикам остается только вновь и вновь вспоминать прошлое, отчаянно скучая по своим сыновьям и находя тысячу оправданий их забывчивости. Сердце зрителя невольно сжимается, когда в мастерски сыгранной сцене героиня Нисы Бакировой украдкой разглядывает фотографии сыновей, вспоминая, кто за кем родился, а старик — Филарит Бакиров в тоске и отчаянии кричит: «Не пишет, сволочь!» Зато сами старики в финале спектакля, вспомнив про больного соседа, лихо оседлывают старенький велосипед и уезжают навестить тяжелобольного, чтобы скрасить ему последние минуты жизни.

В спектакле заняты всего два актера, здесь слишком мало действия, но это не упрощает постановку, а напротив, требует от артистов и зрителей высокой степени душевного напряжения. Зритель негодует: что же это за дети такие, что напрочь забыли своих стариков, но тут же осекается, заметив перед вагончиком ровно девять, по числу детей, досочек с можжевеловыми веточками, что наводит на мысль, что, возможно, детей по какой-то причине уже и нет в живых. По крайней мере, наполненная неоднозначностью пьеса Булякова не дает ответа на вопрос, почему родители так безнадежно забыты.

— Я говорил актерам — не вызывайте слезы у людей! — говорит режиссер Азат Зиганшин. — Я стремился к тому, чтобы в спектакле сохранялась надежда, ведь в нашей жизни и так много негативного, чтобы еще и переносить это на сцену.

Именно поэтому пьесу отличает гармоничный синтез пронзительной грусти и комедийности. Трогательная забота стариков друг о друге, пронизанные искрометным юмором диалоги, душевное тепло и внимание — все это делает взаимоотношения героев почти библейскими в своей искренней простоте. Зритель вдруг понимает, какими в действительности должны быть отношения любящих людей — исполненными правды внутренних чувств, которые не вызовешь искусственно и не спрячешь.

Неслучайно на республиканском фестивале башкирской драматургии в 2010 году этот спектакль был признан победителем в четырех номинациях, в том числе в режиссерской. Главный режиссер Татарского государственного академического театра имени Г. Камала Фарид Бикчантаев, он же — художественный руководитель фестиваля «Ремесло», в котором принял участие и стерлитамакский театр, в своей рецензии отметил высокий, зрелый уровень этой постановки. С большим успехом прошла премьера спектакля и в Москве, во время Дней культуры и искусства Башкортостана весной этого года. Московский журнал «Страстной бульвар» написал в своей рецензии: «Есть предубеждение, будто рассказ о человеческом одиночестве обязательно «давит на жалость» и потому только обречен на успех. Спектакль Стерлитамакского театра прежде всего пронизан несказанным «осенним светом» уходящей жизни, теплой нежностью к ней, глубокой лирикой и поэзией».

Притча о редком даре истинной любви никого не оставит равнодушным, поскольку в ряду вечных ценностей только такая любовь и является нетленным достоянием человеческого
духа.
Читайте нас: