Первые произведения Камиля Зиганшина «Маха, или История жизни кунички», «Боцман» появились в начале девяностых годов прошлого века. Затем были опубликованы на русском и башкирском языках повесть «Щедрый Буге» и роман «Скитники». В литературу пришел новый писатель с очень своеобразным жизненным материалом. В его книгах перед читателем открылся совершенно новый мир необычайной по красоте восточносибирской природы, в который до этого еще не проникал взгляд современных авторов.
Некоторые считают: у писателя обязательно должна быть богатая различными событиями биография, ему необходимы необычные впечатления, всевозможные испытания. Можно поспорить с таким утверждением. Но бесспорно одно: писатель должен хорошо знать ту среду, о которой пишет. Только тогда появится настоящее произведение. Об этом ярко свидетельствует писательская судьба Камиля Зиганшина.
Он родился в поселке Кандры Туймазинского района в семье кадрового офицера. Детство и юность его прошли на Дальнем Востоке в военных городках, разбросанных по самым глухим таежным местам Хабаровского и Приморского краев.
Прежде чем взяться за перо и попробовать свои силы в творчестве, Камиль Зиганшин поработал в геологических партиях, походил матросом на китобойце, четыре сезона работал штатным охотником, промышлял соболя в Лозовском госпромхозе в отрогах Сихотэ-Алиня. Этот богатый жизненный опыт, накопленные в молодости наблюдения, знания и навыки дают сегодня возможность писателю так зримо и достоверно описывать природу, раскрывать ее великую мощь, вечную связь с человеком. В своих произведениях автор с большой любовью и знанием рассказывает о жизни северных народов, о нелегком труде охотников-промысловиков, о своеобразном укладе старообрядческой общины, затерявшейся в дебрях восточносибирской тайги, о повадках диких животных. В произведениях Камиля Зиганшина мы находим ответы на сложные вопросы сосуществования человека и окружающей его среды. Кто мы — хозяева или дети природы? К чему приведут в конечном счете наши взаимоотношения с ней — к гармонии или разрушению, к дружбе или вражде?
Читая повести и романы Камиля Зиганшина, я часто вспоминал строки Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
И как я был обрадован, когда услышал, что один из героев нового романа писателя «Золото Алдана», поручик Орлов, в таежной глуши произносит эти слова великого лирика.
Именно после знакомства с произведениями Камиля Зиганшина глубже понимаешь: природа — это храм, а не фабрика по обслуживанию человека. Начинаешь сознавать, что мы, люди, ее часть и наша задача не покорять природу, а только бережно использовать ее возможности, осторожно, с трепетом обращая их на пользу себе.
Новым этапом в творчестве писателя стал роман «Золото Алдана» — своеобразное продолжение «Скитников». Здесь прослеживается жизнь нового поколения старообрядческой общины — трудные судьбы волевых, целеустремленных, физически выносливых и духовно стойких людей. Их жизненный путь полон тяжелейших испытаний и потрясений, великих потерь и новых завоеваний, достигнутых упорным трудом. Стихия уносит последние бревна из налаженного быта, и люди с нового колышка начинают устраивать свою жизнь. В суровых условиях невозможно жить безмятежно. Но для героев Зиганшина главное — духовная гармония: и внешне, и внутренне, и физически, и нравственно быть в согласии с миром. Они дружат с беркутом, с медведем, дорожат благами земли.
Все в нашей жизни взаимосвязано, нигде нельзя скрыться от бед и соблазнов, от столкновений и разрушений, происходящих в большом мире. И в таежных дебрях человеческие судьбы ломают и уродуют постигшие державу потрясения. Даже, казалось бы, непоколебимая старообрядческая община дает трещину. Возведенные с большим трудом селения-крепости пустеют, превращаются в скиты-призраки. Гибнет в огне маленький гарнизон белогвардейских офицеров. Терпят крушение древние заповеди эвенков и якутов. А ведь в начале мир и покой в тайге казались непоколебимыми. В памяти запечетлевается умиротворенная картина: «Установилась такая тишина, что было слышно позвякивание конской сбруи и чмокание жеребенка, припавшего к вымени матери». Но эта тишина оказывается в итоге полной тревоги, потому что «люди смотрят друг на друга через прицел винтовки».
Да, все в мире взаимосвязано. Даже такой стойкий человек, как Корней, не устоял перед сатанинскими соблазнами взбесившегося мира — изменил своей общине, своим близким людям, совершил великий грех. Грехи наказуемы, и Бог — высший судья. Если вдуматься, слова «cуд», «судить», «судьба» — все одного корня. Бог наказал и Корнея — человека с чистой душой. Двенадцать лет он провел в лагерях. К тому же у него, застрявшего в расщелине скалы, волки отгрызли ступни ног. Совершилось суровое возмездие. Невольно возникает ассоциация: самый сильный из старообрядцев, Корней остался без опоры, лишился возможности нормально стоять на земле, двигаться вперед. Как и он сам, его община оказалась в тупике.
Теперь немного о названии нового романа «Золото Алдана». «Алдан», «алтын» в тюркских языках означает золото. Значит, здесь дважды повторяется слово «золото». С древних времен эти края притягивают к себе людей обилием драгоценного металла. Золото в романе становится символом, источником зла и несчастий. Сколько людей гибнет из-за него. Нажива, грабежи… Описываемые в романе столкновения порой страшнее эпизодов из фильма «Золото Маккены». Земля сотрясается и в «Золоте Алдана». Но рушатся не только горы. Рушатся вековые устои, гибнут великие духовные ценности. События давних лет, описанные в данном произведении, перекликаются с грохотом обвалов в последнем романе Чингиза Айтматова «Когда падают горы».
Жизнь меняется, мир обновляется, но старые проблемы актуальны и сегодня. Тревога героев повестей и романов Камиля Зиганшина, произносимые ими в монастырях и скитах слова очень созвучны тому, о чем думает современный человек. Вслушаемся в некоторые монологи: «Кто затевает раскол, от него сам же и гибнет», «Если бы не раскол, то и смуты нынешней не случилось бы! Ведь до раскола все мы были вместе, как един кулак», «Завистливые и вороватые народились... Встарь на Руси не ведали эдакого воровства да пьянства. Это все — происки антихриста...»
Камиль Зиганшин по образованию радиоинженер. Окончил Горьковский политехнический институт. С 1975 года постоянно живет в Уфе. Трудится на предприятии связи. Наряду с бизнесом постоянно занимается благотворительностью. Являясь учредителем и председателем Фонда защиты диких животных Башкортостана, материально поддерживает охотинспекторов, егерей, охотоведов, лесников, писателей и журналистов, активно борющихся с браконьерством или занимающихся изучением биологии диких животных. Фонд регулярно проводит конкурсы на звание «Рыцарь леса».
Своей главной удачей в жизни Камиль Зиганшин считает безошибочный выбор умной, очаровательной жены Татьяны, которая подарила ему пятерых детей (двух сыновей и трех дочерей). Писатель убежден: осуществление невозможного — возможно, все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. А успех — это награда за труд.
И в своей профессиональной деятельности, и по писательскому призванию Камиль Зиганшин остается связистом, объединяющим людей, сближающим события давно минувших дней с современностью. От произведения к произведению творческий мир его расширяется, углубляются художественные и философские искания. Произведения автора — это воспевание природы, гимн мужеству и нравственной стойкости человека, призыв к гуманизму и доброте. Творчество Камиля Зиганшина озарено добротой и любовью.
Жизненный опыт вместили книги.
Отзывы писателей о творчестве Камиля Зиганшина «Читая произведения Камиля Зиганшина, будто сам иду по следам первопроходцев. Иду очарованный и одержимый. Я пленен первозданностью и красотой природы и нравственных истоков человека. Оттого и в меня вселяется гармония». Мустай КАРИМ, народный поэт Башкортостана.
«Книга меня удивила сочностью и красочностью языка. Много чудес-кудес, но на это только в начале чтения обращаешь внимание, а затем все становится естественным и необходимым, появляется полное доверие к автору...»
«Камиль Зиганшин пишет свои рассказы и повести как знаток природы, как бывший профессиональный охотник, и сознательно ли, или сам того не замечает, что его персонажи — куницы, рыси и другие дикие звери, наделенные сугубо индивидуальными чертами характера, выгодно отличаются возвышенностью духа от нас, людей. В особенности это заметно на фоне сегодняшней деградации духовных ценностей общества».
Рим АХМЕДОВ, член Союза писателей РФ.
«Потери российской литературы за последнее десятилетие для всех очевидны. Приобретения же весьма скромны и неоднозначны. В этих условиях каждое новое имя, каждая подлинно художественная публикация радует и обнадеживает. Такую радость я пережил, перечитав книги прозаика Камиля Зиганшина. Сразу же вспомнились добрые традиции Аксакова, Пришвина, Паустовского, Арсеньева. Эти знаменитости в наше стреляющее, убивающее, развращающее время, казалось бы, почти сошли на нет. Книги Зиганшина свидетельствуют: не все потеряно, традиции живы. И это вселяет добрую надежду».
Роберт ПАЛЬ, член Союза писателей РФ.
«Проза Камиля Зиганшина являет собой редкое счастливое сочетание — она подробна, натуральна и вместе с тем высокодуховна. Деревья, скалы, дикие звери, реки и небеса не присутствуют здесь в качестве обычного литературного фона, на котором разворачиваются действия его повестей. Они, наполненные активной добротой и талантом художника, живут, дышат и разговаривают, в который раз пытаясь донести до человека, что он не царь, а только часть природы, а значит, брат их...»
Юрий АНДРИАНОВ, член Союза писателей РФ, главный редактор журнала «Бельские просторы».
|